Папки-передвижки

Особенности познавательного развития у детей с РАС

Лариса Панкратова
Особенности познавательного развития у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, постоянно сталкиваются с большим количеством разнообразных проблем и вопросов по поводу особенностей развития своего ребенка.

В этом материале мы расскажем об особенностях познавательного развития ребенка с расстройством аутистического спектра.

Слово аутизм происходит от латинского слова autos – означает, отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Чаще всего родители замечают в поведении своих детей такие проблемы:

- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

- отгороженность от внешнего мира;

Темочки:

- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким людям, даже к матери, вплоть до полного безразличия (так называемая аффективная блокада);

- не способность различать людей и неодушевленные предметы;

- дети с аутизмом очень чувствительны к слабым раздражителям (тиканье часов, капанье воды из крана и т. д.);

- приверженность к сохранению неизменности окружающего, неофобии (боязнь всего нового);

- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;

-присутствуют разнообразные речевые нарушения.

Такие проблемы носят общий характер, поскольку аутизм представляет собой первазивное расстройство, т. е. расстройство, охватывающее многие сферы, четко сформулировать все имеющиеся особенности ребенка не всегда бывает легко, ведь для расстройства аутистического спектра свойственна неравномерность.

Давайте рассмотрим более подробно часто встречающие особенности познавательного развития.

Дети с расстройством аутистического спектра сторонятся тактильного контакта, у них практически полностью отсутствует зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Детям с аутизмом трудно выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям.

Они не идут на контакт с другими детьми или избегают его, трудно дается сотрудничество, чаще всего дети склонны уединяться.

Поведение стереотипно, однообразно, плохо контролируется, часто они не видят и не слышат других.

У детей с РАС наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, то есть ребенок не последователен в своих действиях, доделать начатое для него затруднительно (внимание устойчиво буквально в течение нескольких минут, иногда и секунд). Даже при сформированном адекватном учебном поведении остаются выраженная рассеянность и частые отвлечения.

Возможны неадекватные реакции – оживление и смех, испуг и плач, или стереотипное двигательное или речевое возбуждение, стремление, не слушая других, постоянно говорить на какую-то особую для ребенка тему.

В восприятии ребенка с РАС отмечается искажение целостности картины реального предметного мира. Для них может быть важен не предмет в целом, а его отдельные части (видят не целый дом, а видят только окошки в этом доме и даже могут разглядеть очень мелкую деталь на картинке, на которую другие не обратят даже внимания).

Очень часто проявляются моторная неловкость и трудности пространственной организации при обучении письму. Что приводит к негативизму к обучению, отказ ребенка брать ручку и пытаться что-то написать или нарисовать. Но поддержка руки ребенка, направление её движения обычно помогают ему постепенно закрепить нужную позу и последовательность действий.

Относительно воображения существуют две противоположные точки зрения: согласно одной из них, дети имеют богатое воображение, согласно другой – воображение очень причудливо, имеет характер патологического фантазирования.

В речевой активности у детей с РАС отмечается своеобразие в становлении экспрессивной стороны речи. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. Они редко задают вопросы, и если таковые появляются, то носят повторяющийся характер.

Дети с трудом приспосабливаются к переменам, к новым условиям, людям, способу выполнения задания, неожиданному изменению уже освоенного порядка. Им трудно самостоятельно сопоставлять усвоенные знания, связывать их со своим жизненным опытом. Часто такие дети не способны мыслить символически, для них характерна буквальность понимания сказанного, трудность выделения подтекста.

Дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.

Вовремя начатая и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попытки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых форм детского аутизма.

Исходя из данной характеристики детей с РАС, для эффективного их обучения важно создать ряд условий. Необходимо формировать у ребенка стереотипное учебное поведение.

Место для занятий должно быть таким, чтобы ничто не отвлекало ребёнка, и его зрительное поле было максимально организовано. Поэтому важно, чтобы взрослый и ребенок, садясь за стол, оказывались лицом к стене. Предметы, которые могут помешать при выполнении заданий, необходимо удалять из поля зрения ребенка.

Во время занятий необходимо сформировать положительную эмоциональную установку по отношению к занятию, закрепить определенную последовательность действий по подготовке, проведению и завершению занятия, т. к. освоение навыков поведения во время занятий дается такому ребенку иногда труднее, чем собственно учебные навыки. Таким образом, необходимо создать условия обучения, обеспечивающие сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозировать введение в его жизнь новизны, отрабатывать формы адекватного учебного поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с педагогом, установления эмоционального контакта.

Ребенок должен привыкнуть, что занятия всегда проводятся в одно и то же время. Необходимо установить четкий распорядок занятия. Все, что происходит на занятии, нужно сопровождать эмоциональными комментариями – педагог должен проговаривать все действия и ситуации, стараясь представлять их неизменно положительными. Обращаться к нему надо короткими, простыми фразами. Предъявлять задания маленькими частями. Задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме. Необходимо обучать ребенка понятию «закончено».

Одним из эффективных средств развития познавательной активности детей РАС является дидактическая игра, так как игровые моменты делают процесс познания более продуктивным. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т. е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей, в том числе и познавательных. Здесь развивается кругозор, сообразительность. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий необходимо учитывать склонности ребенка, стараться по возможности связывать задания с интересами ребенка, это один их главных принципов при работе с детьми с РАС.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности познавательного развития у детей с РАС
Опубликовано: 5 января 2025 в 19:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности познавательного развития у детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Панкратова (УИ 2229036) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД