Анастасия Риттер
Особенности организации формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по формированию основ безопасного поведения у детей
старшего дошкольного возраста предусматривает организацию
образовательного процесса в непосредственно–образовательной
деятельности, которая реализуется через совместную (партнерскую)
деятельность взрослого и ребенка в различных видах (игровой, двигательной,
познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной,
Публикация «Особенности организации формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
музыкально-художественной, а также чтения художественной литературы)
или их интеграции, с использованием различного игрового, наглядного
материала и мультимедийных средств обучения.
Формы организации работы с детьми старшего дошкольного возраста
предполагают уменьшение регламентации действий воспитанников со
стороны взрослых (родителей, специалистов, педагогов). Ребенок вправе
самостоятельно принять решение об участие в проекте или конкретных
действиях, о партнерстве с другими детьми или взрослыми, а также о месте
реализации своего намеченного плана. Такое право самоопределения в
сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, дает ребенку опыт в
приобретении социальных контактов, умение договариваться в ходе
деятельности, а также умении управлять действиями других участников для
достижения результата. Поэтому не случайно, одним из направлений
содержания в образовательной области социально - коммуникативного
развития дошкольников, определенного ФГОС ДО, является формирование
основ безопасного поведения в быту и социуме.
Максимальное использование разнообразных форм организации
образовательного процесса и видов деятельности по формированию основ
безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста,
осуществляется через интеграцию всех образовательных областей:
«Познавательное развитие» (беседы «Зачем нужны правила безопасности»,
«Опасные ситуации», «Источники опасности», просмотр презентаций и
обучающих мультфильмов из серии: «Город дорожных знаков», «Уроки
тетушки Совы», «Экология», «Безопасность на природе - это важно», «Кошки и собаки – наши друзья», чтение и рассматривание познавательных детских журналов «Спасайкин», «Веселый колобок», энциклопедий по безопасности для дошкольников, а также опытно-экспериментальная деятельность.
«Социально-коммуникативное развитие» (экскурсии, целью которых
познакомить детей с улицей, проезжей частью дороги, перекрёстком;
наблюдение за пешеходами; рассматривание обучающих плакатов и
иллюстраций «Стихийные явления природы», «Умей оказать помощь»,
«Чтоб не ссориться с огнем», знакомящих дошкольников с правильным и
неправильным поведением, ситуативные беседы «Если ты остался дома
один….», игры-тренинги по теме: «Я потерялся», «Службы спасения в
городе. Как говорить по телефону с диспетчерами службы «01», «02», «03» ,
сюжетно-ролевые игры («Пожарная часть», «Служба спасения», «Водители и
пешеходы» и т. п., позволяющие детям закрепить на практике пройденный
материал.
«Речевое развитие» ( чтение детской художественной литературы:
народные сказки, рассказы и стихи по теме; драматизация произведений,
заучивание стихов и поговорок, беседы, моделирование и обыгрывание
проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций «Как рождаются
опасные ситуации», дидактические игры: «На островке безопасности»,
«Назови съедобные и ядовитые грибы» и т. п.
«Физическое развитие» подвижные игры («Пожарные сборы», «Сигналы светофора», игровые упражнения, игры-эстафеты («Дорожный баскетбол», «Затуши костер», тематические спортивные досуги и развлечения: «В стране дорожных знаков», «День здоровья», «Азбука безопасности», игры – импровизации.
«Художественно-эстетическое развитие» ( продуктивная деятельность: изготовление коллажей «Правила безопасности в картинках», «Опасные предметы», рисование, лепка, аппликация по теме, выставки творческих работ «Советы доктора Айболита», «Полезная и вредная еда»,
конструктивная деятельность, которая включает создание детьми разных
построек «Пожарная часть», «Дорога» и обыгрывание различных ситуаций с
ними, пальчиковый театр «Давайте познакомимся с дорожными знаками»,
а также песенное творчество, театрализованные постановки и музыкальные
развлечения по теме.
Таким образом, в организации образовательного процесса по
формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного
поведения, используются как традиционные формы (беседы, игры-
путешествия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, игры- драматизации, чтение
художественных произведений и др., так и инновационные (моделирование
проблемно-игровых ситуаций, алгоритмические игры, мнемотаблицы,
познавательно-исследовательская и проектная деятельность).
Процессу моделирования проблемно-игровых ситуаций по
формированию основ безопасного поведения у детей предшествуют игровые
обучающие ситуации: :
- ситуации - иллюстрации (отражают те стороны жизни, в которых
ребенку необходимо разобраться и выбрать правильное поведение «Как
помочь в беде?», «Как поступить правильно?», «Какое правило безопасности
применить в данной ситуации?»); ;
- ситуации-упражнения (здесь дети тренируется в выполнении игровых
действий, регулируют взаимоотношения с партнерами в рамках игрового
взаимодействия);
- ситуации-оценки (умение проанализировать опасность, обосновать и
оценить принятое решение выхода из ситуации).
Моделирование проблемных ситуаций дает возможность вовлечь
дошкольника в поиск решения, выбрать правильный способ решения
проблемы, выбирая для себя наиболее приемлемые варианты «Как лучше
поступить?», «Как избежать опасности (ситуация?» и т. п.
Использование ИКТ технологий обучающих мультфильмов («Уроки
тетушки Совы», «Правила дорожного движения», «Лунтик учит правила,
способствующие получению и закреплению знаний дошкольниками в
привлекательной форме.