Жанна Немова
Конспект игровой образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• развивать любознательность и интерес к особенностям жизни народов Севера;
• побуждать детей изучать жизнь и быт других народностей проживающих на территории РФ;
• воспитывать уважение к малым народам, проживающим на севере нашей страны;
Ход образовательной ситуации:
Ребята, помните мы ходили на экскурсию в краеведческий музей?
Что вам запомнилось больше всего? Как мы шли? Что видели по дороге?Что видели в музее? Кто проводил экскурсию?Что вам запомнилось больше всего? Ответы детей.
Публикация «Конспект игровой образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
А вы знаете, что на экскурсию не обязательно ходить. На нее можно отправиться виртуально. А куда мы пойдем, вы сейчас сами догадаетесь.
Показ слайдов тундры летом и зимой. Как вы догадались, что мы на севере, а не на юге? Ответы детей. Да мы очутились на далеком крайнем севере. Конечно, там, где холодно так, что замерзает, даже океан. А, что за океан вы догадались? (ответы детей) Верно, ребята, Северный Ледовитый океан. На всей этой территории простирается тундра. Проживает там много разных северных народностей. Назовите их. Ханты, манси, эвенки, ненцы, чукчи, коряки, эскимосы. Но их по какой – то причине называют малыми народами.
Ребята, а вы не догадываетесь почему? (ответы детей)
Конечно, потому численность этих народов очень маленькая - всех вместе всего 300 тысяч
Показ слайдов
Карликовая береза
Белый медведь
Олень
Полярная сова
Слайды одежды жителей севера
Кухлянка Камлейка Унты Штаны меховые Рукавицы кокколо
Как она называется?
Для чего такая нужна одежда?
Детям предлагается выполнить задание в парах. Собрать разрезные картинки.
Сарафан, кухлянка, унты, валенки, меховые штаны и порты
Во время собирания картинок дети говорят пословицы и поговорки об одежде.
Молодец в кафтане, девка в сарафане.
По одежке встречают, по уму провожают.
Один наряд и в пир, и в мир, и в добры люди.
Приобуть, приодеть, так и есть на что глядеть.
Наряди пень в ясный день, так и он хорош.
Одежда лучше новая, а друг — старый.
Неладно скроен, да крепко сшит.
Не одежда красит человека, а человек одежду.
Вырядился как шут горохрвый.
Береги одежду снову, а здоровье и честь – смолоду
В наряде хорош, а без него на пень похож.
Зимой без шубы не стыдно, а холодно
Зимой всяк рад тулупу до пят.
Давайте немного разомнёмся.
Динамическая пауза «В тундре»
Тундра, тундра, низкий лес. (Рывки согнутыми в локтях руками, затем руки на поясе наклоны в стороны)
Снег до самых, до небес! (Подняться на носочках, вытянуть руки вверх, и медленно опускать руки по сторонам)
Правит нартами каюр (вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)
Мчит в ярангу он свою (вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)
Нарты полные добра, (Подняться на носочках, вытянуть руки вверх, и медленно опускать руки по сторонам)
Будет рада детвора (прямые руки вверху, быстрые вращения кистями рук)
Что же может нам еще рассказать север?Чем же занимаются народы Севера? Кто мне подскажет? (ответы детей)
Продолжаем нашу виртуальную экскурсию (показ слайдов)
Верно, ребята среди северных народов есть и охотники, и рыболовы, и оленеводы (олень, охотник, рыба).
Одни народы разводят большие стада оленей для торговли, а также для получения мяса, молока, шкур.
Другие – охотятся на песца, медведя, моржа, а оленей используют как транспорт. Олени очень быстро бегают, не проваливаются в снегу.
Третьи, отличные рыболовы – они ловят такую рыбу как муксун, нельму, белорыбицу, а также, щуку, карася, язя.
Охотой и рыболовством в основном занимаются мужчины, а женщины и дети собирают ягоды: морошку, голубику, бруснику, клюкву и разные съедобные травы: дикий щавель и лук, молодые листочки карликовой ивы.
А сейчас мы узнаем, где живут эти смелые, не боящиеся холода, люди.
Слайд чум, иглу, яранга.
А почему мы не живем в таких домах? Какие у нас дома?
(ответы детей)
Предлагаю поиграть в игру «Яранга»
На следующем слайде книги с русскими народными сказками. Дети перечисляют.
А расскажите какие сказки народов севера мы знаем? О чем они?
Следующий слайд – муз инструменты –балалайка, гармонь, ложки.
Какие еще знаете музыкальные инструменты?
Хочу показать вам инструмент северного народа.
Слайд Варган. Послушайте, как он звучит.
Дети слушают и повторяют его название.
В заключение нашей экскурсии я предлагаю игру, которая поможет нам понять сколько интересного мы сегодня узнали и запомнили. На экране появляется то, что связано с севером (жилье, животное, одежда, обувь, а дети называют предмет для центральной России и он появляется на экране. Например, чум – изба, белый медведь – бурый медведь и т. д. За ваше активное участие - мультфильм о том, куда мы отправимся в следующий раз (м/ф «Нас много, а страна одна»).