Лиана Ряхмятуллова
Особенности патриотического воспитания младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
В качестве одного из наиболее перспективных компонентов системы патриотического воспитания на в начальном звене школьного образования в современной России выступает национально-региональный компонент.
Проблема содержания национально-регионального компонента (НРК) рассмотрена в научных исследованиях Л. С. Балкаровой, А. Ю. Белогурова, Л. Л. Супруновой, B.К. Кочисова, М. М. Кардановой, О. Ю. Стреловой и др. О роли и положении национально-регионального компонента в патриотическом воспитании подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях пишут: Е. А. Батуева, М. Г. Буловинцева, А. Быков, А. Н. Вырщиков, Р. Б. Карабашева, М. Б. Кусмарцев, C.К. Колодезников, О. М. Кривошапкина, В. И. Лутовинов, Т. В. Сафонова, О. Н. Черных и др. [14].
Публикация «Особенности патриотического воспитания младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Предложенные авторские идеи многих вышеупомянутых исследователей, которые раскрывают общие пути и средства реализации национально-регионального компонента содержания образования в начальной школе, помогают уточнить и дополнить нынешние абстрактные тезисы об НРК, которые состоят в необходимости прививать интерес учащихся к национально-историческим ценностям своего народа, воспитывать на основе духовно-нравственных этнических норм, развивать и формировать умения и навыки, стремиться обеспечить учебный процесс с более результативными овладениями глубоких научных знаний с активным использованием на занятиях материалов патриотического содержания, приобщения и развития на основе народных искусств, ремесел. Целенаправленно используя национальные ценности, можно успешно решать воспитательные, социально-педагогические задачи.
Однако анализ перечисленных работ показывает, что возможности использования НРК в решении обозначенной проблемы недостаточно изучены. Для национальных школ национально-ориентированное образование не является новым аспектом. Однако решение данной задачи требует новых подходов в контексте развития в образовании и воспитании таких тенденций, как вариативность, демократизация, регионализация, гуманизация. По этому поводу доктор педагогических наук Т. В. Сафонова писала: «Национально-региональный компонент является недостаточно изученным педагогическим явлением, которое нуждается в тщательном общенаучном, педагогическом и дидактическом обосновании. Процесс его реализации в образовании является значимой педагогической проблемой»[15], что объясняет еще больший научный интерес к данной проблеме.
Национально-региональный компонент позволяет обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования, помогает лучше учитывать местные условия и ориентироваться в них, учесть конкретные возможности реализации в общеобразовательных организациях. Каждый человек обязан знать родной язык, обычаи и традиции своего народа, изучать культуру своего народа и всех народов мира, быть патриотом своей Родины
Состояние системы патриотического воспитания современных младших школьников дает возможность определить основные перспективные направления повышения эффективности воспитания чувства патриотизма у учащихся с помощью национально-регионального компонента, а именно:
1. Усиление воспитательного акцента во внеурочном раскрытии отдельных аспектов общественных и гуманитарных дисциплин путем обогащения их научно-мировоззренческого потенциала сведениями культурно-исторической, военно-патриотической, духовно-нравственной направленности; включение в их содержание портретов выдающихся общественных и политических деятелей, служащих наглядным примером высокой гражданственности и патриотизма. Воздействие такого интегрированного и конкретизированного материала на когнитивную и эмоционально-чувственную сферы личности поможет учащимся сделать самостоятельный осознанный выбор ценностно-мировоззренческих ориентиров, собственной модели поведения в гражданско-патриотической сфере.
2. Целенаправленное использование конкретного материала по национально-региональному компоненту, побуждающего учащихся к осмыслению базовых мировоззренческих проблем, касающихся смысла жизни культурного человека и смысла истории, назначения каждого человека в обществе, основных тенденций и перспектив современного общества. Такая деятельность будет способствовать развитию позитивно-критического мышления, социально-нравственных качеств личности, способной к принятию собственной жизненной позиции, готовой к выполнению своего патриотического долга гражданина России.
3. Выявление в содержании общественных и гуманитарных предметов фундаментальных мировоззренческих категорий, которые являются основополагающими в формировании патриотического сознания учащихся в целом и таких понятий, как «Родина», «патриотизм», «гордость» в частности. Эмоциональное насыщение этих категорий конкретным жизненным материалом за счет привлечения личного опыта учащихся позволит педагогу в рамках внеурочной деятельности по данным направлениям создать благоприятную среду для самовоспитания, самоопределения и самореализации личности молодого человека в гражданско-патриотической среде. Необходимость введения национально-регионального компонента в программу государственных стандартов обоснована Федеральным Законом «Об Образовании в РФ». Компонентный состав государственных образовательных стандартов определяет высокий статус национально-регионального компонента.
4. Развитие и активизация многообразных форм урочной и внеурочной деятельности (поисково-краеведческая работа, участие в исследовательском проекте, выступление на научно-практической конференции и т. д.) по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с использованием национально-регионального компонента, мировоззренческого потенциала общественных и гуманитарных дисциплин.
5. Включение в содержание программ общественных дисциплин мировоззренческого материала патриотической направленности с опорой на общероссийские и национально-региональные гуманистические ценности в их единстве. Все это будет способствовать развитию у подрастающего поколения российского патриотизма и культуры межнационального общества.
6. Применение педагогических технологий, в основе которых лежат активные методы обучения (этическая беседа, учебная дискуссия, исследовательская деятельность, проблемная ситуация, ролевая игра, метод примера, самоанализ, самооценка, убеждение, позволит сделать преподавание общественных и гуманитарных дисциплин практико-ориентированными, тем самым - более значимыми в патриотическом воспитании учащихся в современных условиях общеобразовательных организаций.
7. Включение в рекомендуемые органами образования типовые учебные программы по общественным и гуманитарным дисциплинам в обязательном порядке элементов патриотического воспитания и мер по их реализации в рамках внеурочной деятельности, разработка на их основе рабочих программ и календарно-тематических планов[16].
В процессе организации образовательного процесса с применением национально-регионального компонента по патриотическому воспитанию учащихся должно иметь место широкое применение устного народного творчества: поговорок, пословиц и загадок, афоризмов и высказываний известных людей, использование различных игр, изобразительных и музыкальных средств, демонстративного и иллюстративного материала, произведений художественной литературы. Целенаправленная работа с использованием национально-регионального компонента, собранного школьниками и учителями местного материала, расширяет кругозор, прививает уверенность в способностях, устраняет формальное отношение учащихся к учебе, повышает интерес к учебным дисциплинам. И таким образом выполняется основная задача обучения.
Активное участие в различных кружках позволяет учащимся реализовать свои силы, а педагогам помогает выявить их скрытые способности. Кружковая работа должна носить исследовательский и творческий характер. Важно, когда учащийся получает готовую информацию по родному краю, экологии, культуре, географии, истории, но еще важнее, когда он участвует сам в их поиске, ищет и находит ответы на задания, которые ему предложили найти, это всегда интереснее. Например, учащимся младших классов можно дать задание составить справочники о природных ресурсах, найти малоизвестные сведения о знаменательных датах, известных людях, ветеранах, участниках военных действий, художниках, спортсменах, актерах, заслуженных учителях, врачах республики, России и др. В процессе обучения целесообразно проводить конкурсы ученических проектов, олимпиады и другие виды урочной и внеурочной деятельности.
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что патриотическое воспитание в современной начальной школе должно, помимо прочего, включать в себя национально-региональный компонент, поскольку только в этом случае оно будет успешным и эффективным.