Зуева Елена
Особенности овладения прилагательными детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать +Заказ
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Они нуждаются в дополнительном стимулировании и развитии лексического компонента языка в собственной речи, в особенности более абстрактных понятий – слов прилагательных, которые определяют качественные признаки и свойства предметов окружающей действительности. В то же время имена прилагательные определяют и грамматическую зависимость признака от предмета, выраженную в форме согласования с существительным в роде, числе и падеже (П. А. Леконт).
Публикация «Особенности овладения прилагательными детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Изучение особенностей овладения прилагательными детьми с ОНР актуально в связи с тем, что расширение словарного запаса словами признаками значительно обогащает лексикон детей, стимулирует процессы словообразования, способствует развитию структуры предложения за счет распространения предложений определениями, выраженными прилагательными [1].
Анализ научно-методической литературы по проблеме состояния лексической стороны речи у детей с ОНР на первом этапе исследования выявил недостаточность методов и приемов, направленных на специальное развитие самостоятельного употребления словаря признаков детьми с ОНР.
Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей [4]. У детей с ОНР не сформированы семантические поля, что свидетельствует о недостаточности дифференциальных признаков значений слов.
Для детей с ОНР наиболее типичны следующие ошибки [2] :
- неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (книги лежат на большие столах);
- трудности словообразования прилагательных (волкана хвост, вишенный сок, соломовая шляпа);
- незнание многих слов, так и в трудности поиска известного слова, в нарушении актуализации словаря;
- специфические замены: подбор слова из области значений, близких к значению слова-стимула (темный – черный); изменение формы слова-стимула (большой – большие); подбор слова на основе синтагматических ассоциаций (плохой – мальчик). Распространенными являются, например, такие замены: высокий – длинный, низкий – маленький, узкий – тонкий, короткий – маленький;
- ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов (широкий – узкий, короткий – длинный и. т. д.).
На основе изучения и анализа методик обследования словарного запаса детей дошкольного возраста с ОНР, предложенных Т. Б. Филичевой, О. Б. Иншаковой, О. Е. Грибовой, Т. П. Бессоновой и др., мы разработали методику изучения словаря признаков у детей экспериментальной группы с ОНР.
В соответствии с методикой Т. Б. Филичевой нами изучалось употребление следующих форм прилагательных [5] :
- прилагательные с суффиксом «j» (лисья, волчья, «-ин» (мамин, Вовин);
- прилагательные с суффиксами, обозначающими предметную отнесенность: -ов, -ев, -енн, -ян, -ичн, -н (гороховый, клубничный, вишневый, деревянный, железный);
- прилагательные с суффиксами, выражающими характерологическую отнесенность: -чив, -лив (молчаливый, улыбчивый).
Исследование словаря признаков включало следующие категории прилагательных :
1. Изучение состояния словаря качественных прилагательных.
2. Изучение состояния словаря относительных прилагательных.
3. Изучение состояния словаря притяжательных прилагательных.
Для качественного анализа нами были выделены несколько уровней сформированности словаря признаков у детей экспериментальной группы.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам определить высокий уровень сформированности словаря признаков у 2-х детей, уровень выше среднего у 4-х детей, средний уровень у 3-х детей. Уровень низкий и ниже среднего у детей экспериментальной группы не выявлен.
Дифференцированный анализ словаря признаков у детей экспериментальной группы на предмет представленности в его структуре различных категорий прилагательных : качественных, относительных, притяжательных, а также слов признаков, обозначающих различные свойства, выявил следующее:
- относительная успешность в сформированности навыка употребления качественных прилагательных, обозначающих цвет (25%, эмоции (21,8%, форму (19,3%, вкус (17,6%) и величину (16,1%);
-выраженные трудности формирования навыка употребления относительных и притяжательных прилагательных, особенно с суффиксами –н, -енн, -ев, -ян, -j.
Таким образом, мы пришли к выводу, что достаточно высокие показатели (средний, выше среднего и высокий уровень) состояния словаря признаков у детей данной категории, достигнуты за счет правильного употребления детьми качественных прилагательных, а трудности употребления относительных и притяжательных прилагательных объясняются недостаточностью словообразовательных возможностей детей экспериментальной группы.
Этот вывод подтверждает положение о существующей недостаточности словообразовательных возможностей у детей с ОНР, вследствие низкого уровня языковой способности, являющейся ядерным признаком в структуре дефекта у детей с ОНР.
Т. о. проведенное нами исследование подтверждает концепцию ряда авторов: Н. В. Микляевой, Г. В. Носковой, О. Е. Грибовой, Т. П. Бессоновой о качественном своеобразии речевого развития детей с ОНР, основывающееся на трудностях формирования языкового чутья (языковой компетенции, языковой способности, словотворчества [3].
При разработке программы экспериментального обучения мы опирались на следующие положения:
- расширение объема словаря имен прилагательных должно осуществляться параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, высоте, толщине и т. д., на основе сравнения и выделения признаков предметов различных модальностей;
- важно учитывать, что прилагательные, являются определяющими имена существительные и обычно согласуемыми с ними в роде, числе и падеже. Следовательно, коррекционную работу по расширению словаря признаков необходимо вести параллельно с формированием грамматического строя речи, а именно обучением согласованию имен прилагательных с существительными;
- коррекционная работа должна осуществляться на основе формирования синтаксических конструкций, т. е. распространение предложений определениями, выраженными прилагательными [2].
Система коррекционной работы на формирующем этапе исследования, при обучении детей экспериментальной группы с ОНР, предполагала следующие направления:
1. Расширение словарного запаса и формирование практических навыков словообразования прилагательных.
2. Закрепление навыков правильного согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
3. Развитие самостоятельной связной речи на материале составления рассказов-описаний с опорой на схему.
Значимость проведенного нами исследования заключается в том, что его результаты позволили уточнить научные представления об особенностях словаря признаков у детей с ОНР III уровня, расширить арсенал средств его формирования в условиях специально организованного коррекционного обучения. На результаты данного исследования могут опираться логопеды дошкольных учреждений с целью определения методов коррекционной работы в этом направлении формирования лексико-грамматических средств языка детей с ОНР.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Изучение имени прилагательного в младших классах. Режим доступа: https://www.ref.by/refs/105/1804/1.html, свободный.
2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999. – с. 92-101
3. Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология – 2001. – № 2. – С. 56-64.
4. Сайтханова В. Я. Логопедическая работа на основе развития семантических представлений: Из опыта работы педагогической мастерской. – Изд-во Филиала МГОПУ им. М. А. Шолохова в г. Уфе, 2005. – 244 с.
5. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография –М. РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000. – с. 145-147.