Анна Троянская
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика работы воспитательно – образовательного процесса в разновозрастной группе определяется возрастным составом групп. В нашем детском саду объединены дети трех возрастов и поэтому от педагога требуется знать программы всех возрастных групп, уметь сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
Публикация «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» размещена в разделах
В своей работе, как и в саду общего типа, мы используем фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации педагогического процесса, позволяющие по-разному строить взаимодействия и взаимоотношения между педагогом и детьми, а также внутри детского коллектива.
В процессе своей работы фронтальные формы имеют ограничения из-за того, что приходится учитывать особенности детей разного возраста. Поэтому на занятиях в центре его внимания должна находится не только группа в целом, но и каждая возрастная подгруппа. Для этого в условиях наибольший педагогический эффект дают формы обучения, предусматривающие работу с небольшими возрастными подгруппами. И хотя в своей работе такая форма заключает в себе определенные трудности, она позволяет достигать значительных результатов, так как создает благоприятные условия работы с детьми. При ней возможен демократический тип общения педагога с воспитанниками, основанный на диалоге, а также индивидуальный подход к детям, взаимодействие между ними.
Особенно ценным является межвозрастное взаимодействие дошкольников, позволяющее использовать фактор взаимообучения. Взаимообучение нередко может давать больший эффект, чем прямое влияние на детей со стороны педагога. Условия для самообучения при объединении детей разного возраста возникают, когда старшие что – то умеют или знают, а младшие этим только овладевают. Лучше всего это происходит в игре.
Совместные игры детей младшего и старшего дошкольного возраста в большей мере, чем другие виды деятельности способствуют развитию навыков общения, речи, формированию таких нравственных качеств, как заботливость, доброжелательность, создают благоприятную эмоциональную атмосферу. Мы стараемся так организовать деятельность детей, чтобы и старшие дети и младшие систематически вступали в игровое взаимодействие друг с другом, а также могли развернуть совместную игру с ровесниками в небольших подгруппах (2-3 человека).
Такие группы, как наша – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают разное положение. Здесь усваиваются навыки социального поведения и нравственных норм взаимодействия детей друг с другом и взрослыми в различных видах совместной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной и т. д.
1. Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. - М., 1983г.
2. Колесникова И. А. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд. стер. М. : Издательский центр «Академия», 2007г.
3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. Академ. Проект; Культура, 2005г.
4. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для ВУЗов. СПб, 2012г.