Татьяна Попова
Тематическое планирование сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Для тематического планирования сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации необходимо определить тематику сюжетно-ролевых игр, цель, задачи, приемы руководства сюжетно-ролевой игрой. Планирование сюжетно-ролевой игры носит календарный характер. При планировании воспитатель должен учитывать то, что необходимо наполнить повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, необходимо включить каждого ребенка в содержательную деятельность, которая будет способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.
Публикация «Тематическое планирование сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Планирование
- Темочки
Организуя деятельность детей в сюжетно-ролевых играх, воспитатель должен развивать у каждого ребенка стремление к появлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного достойного выхода из разных жизненных ситуаций. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Творческая сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством развития и воспитания дошкольников.
При планировании сюжетно-ролевых игр необходимо учесть, что большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера и т д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовятся к игре уже в определенном образе : моряки строят корабль, делают спасательные круги и т. д.
Так, например, в игре «Игрушки у врача» (возраст 3–7 лет, целью которой является знакомство детей с уходом за больными и пользованием медицинскими инструментами, воспитание в детях внимательности, чуткости, расширение словарного запаса (понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар», воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Игра «Аптека» ( возраст: 5–7 лет) ставит своей целью расширение знаний о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
В ходе игры проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.
В игре формируется моральные качества: ответственность, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников - рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в мире и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становиться окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.
Важнейшим условием успешного руководства творческими играми является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных способностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
В течение дня дети могут играть до 5-ти раз:
- до завтрака (5-40 минут);
- между завтраком и занятиями (5-7 минут);
- на открытом воздухе (1ч. -1ч. 30 минут);
- после дневного сна (20-40 минут);
- после ужина (20-40 минут).
Игры после завтрака при планировании мы согласовывали с характером и содержанием дальнейших занятий. Так, перед занятиями по речи, математике, рисованию уместными будут игры на развитие мышления, внимания, воображения. Иную направленность предоставляем играм, если следующие занятия требуют от детей движений (хореография, физкультура). Следовательно, руководство играми нужно согласовывать с педагогическим процессом. Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой строим так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием.
При тематическом планировании учитывали :
Последовательное решение задач.
Постепенное усложнение сюжета, умение творчески комбинировать игровые эпизоды.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Постепенное обогащение способов игрового воспроизведения действий.
Преемственность в работе воспитателей одной группы.
Педагог осуществляет функцию целенаправленного формирования игровой деятельности ребенка, которая занимает ведущее место в жизни детей дошкольного возраста. Она является самостоятельной деятельностью детей.
Формирование в сюжетно-ролевой игре способности ориентироваться в сфере человеческих отношений, связано с принятием ребенком на себя роли. Беря на себя роль взрослых, воспроизведя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности в общении между собой. Также, дети в сюжетно-ролевой игре воплощают свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывают.
Важнейшая характеристика сюжетно-ролевой игры - ее самодеятельный характер. Именно такие игры являются ведущей деятельностью на этапе дошкольного возраста. Поэтому так важно выявить игровые предпочтения детей. Сделать это можно одним способом - незаметно наблюдая игры детей, что поможет педагогу узнать, во что играют дети; кто с кем играет; кто какие сюжетные игры выбирает; какие действия выполняют; как дети общаются; как долго играют; кто инициатор игры; кого в игру не принимают. Анализ полученной информации позволяет целесообразно выстраивать в систему работу, направленную на развитие игровой деятельности детей.
Сюжетно-ролевые игры, проведенные по разработанному плану, были интересны детям в целом. Дети с удовольствием играли предложенные им роли, а также активно выбирали их сами. Как показывает практика, более всего детям понравились игры «Поликлиника», «Скорая помощь», «Подводная лодка», «Транспорт», «Магазин». Освоив навыки сюжетно-ролевой игры, старшие дошкольника самостоятельно придумывают игры, в основном это игры на сказочные сюжеты или сюжеты современных мультипликационных фильмов. Сначала дети только договариваются о теме игры («Во что будем играть?», иногда распределяют роли. Постепенно в процессе игры дети начинают намечать общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет праздник») То есть дети нашей группы умеют планировать свою игру. Именно это способствует более полному развёртыванию содержания игры и установлению правильных отношений в игре.
Богатство жизненных впечатлений детей нашей группы и многогранность отражаемых в играх событий требуют договорённости. У детей возрастает и требовательность к качеству выполняемых ролей. Сговариваясь, они обсуждают и распределяют роли, исходя из интересов всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе.
Таким образом, тематическое планирование сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста необходимо для того, чтобы поднять уровень развития детей на более высокую ступень, так как игра создает оптимальные условия для полноценного и своевременного психического развития каждого ребенка, и разумное, осознанное руководство играми поможет обогатить эту деятельность, а значит, будет стимулировать его развитие. На этапе дошкольного воспитания и образования дети старшего возраста должны уметь играть в игры : «Библиотеку», «Школу», «Мастерскую», «Почту», «Магазин», «Парикмахерскую», «Моряков», «Салон красоты», «Ателье», «Автомастерскую», «Кафе» и так далее. Это будет способствовать их успешной социализации в обществе и адаптации в школе.