АНЖЕЛА БАРХАТОВА
Педагогическая игра по проблеме организации сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ : Педагогическая игра по проблеме организации сюжетно-ролевых игр
Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Контингент участников: педагоги ДОУ.
Содержание игры :
Ведущий (старший воспитатель) :
Я рада приветствовать в этом уютном кабинете вас, уважаемые педагоги, - людей, убежденных в том, что детство - один из лучших периодов человеческой жизни.
Публикация «Педагогическая игра по проблеме организации сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
Наш педагогический совет посвящен сложнейшей и очень актуальной теме - организации сюжетной игры в детском саду и ее роли в формировании элементарных представлений об окружающем мире.
Но, поскольку, перефразируя изречения древних, педагог - это не сосуд, который надо наполнить профессиональными педагогическими знаниями, а прежде всего - это факел, который надо зажечь, я предлагаю провести педсовет в форме деловой игры КВН.
КВН - заседание нашего Клуба Влюбленных в педагогическую деятельность и Надеющихся, что со временем и не без нашего участия мир станет лучше и добрее, а взрослые и дети в совершенстве освоят язык взаимопонимания и совместной деятельности.
А чтобы это сбылось, надо сейчас, не откладывая на потом, формировать у детей знания об окружающем посредством сюжетно-ролевой игры, наиболее интересной и понятной детской деятельности.
Размышлять над проблемами развития игры в дошкольном возрасте, особенностях руководства ею на разных этапах дошкольного детства с целью качественного усвоения представлений об окружающем мире, способах взаимодействия людей друг с другом мы будем, выполняя задания.
I. Теоретическая часть.
1. Слово старшего воспитателя:
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимодействия с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Уже на ранней и младшей возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой
является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.
Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения. изучают растения, животных».
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого - совместное коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.
В последние годы в дошкольных учреждениях России усилилось внимание к игровой деятельности детей, для того, чтобы игра заняла достойное место в воспитательно-образовательном процессе.
II. Практическая часть.
«Люди сами надевают на себя оковы, завязывают себе глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется», - эти слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и провести разминку.
1. Конкурс «Цепочка».
• Назовите фамилии педагогов и психологов, работающих по проблеме сюжетно-ролевой игры.
• Вспомните высказывания педагогов и психологов об игре как виде деятельности.
2. Конкурс «Лучший практик».
(Заранее приготовленные перфокарты раздаются участникам.)
Работа с перфокартами:
Специфика игры состоит в том, что она изначально формируется как. (самостоятельная) деятельность детей. Поэтому она требует тактичного и вдумчивого. (руководства) со стороны взрослого.
Сюжетосложение зависит от. (возраста) детей и их. (житейских) умений, от (уровня) развития игровой деятельности и. (личного) опыта.
В сюжетно-ролевой игре развивается (знаково-символическая) функция сознания как возможность. (замещения) одного предмета другим, использование одного предмета как знака другого.
Основная цель сюжетно-ролевых игр - «содействие развитию. (самостоятельности, овладению. (навыками) практической жизни,. (правилами) поведения, умением самостоятельно. (заботиться о себе, об окружающей среде в помещении, в котором находятся)».
Игра имеет моделирующий характер, ведь дети разыгрывают тот или иной сюжет, воссоздают сначала. (внешние предметные действия, характерные для взрослого человека, а затем (взаимоотношения с другими людьми).
В каждой игре есть. (правила). Постепенно они начинают выделяться дошкольниками как ее центральный момент. От победы сиюминутного желания над. (правилом) ребенок идет к победе. (правила) : от его слитности с ролью к полному его осознанию и выполнению, а затем к самостоятельному формулированию до начала игры.
Как известно, Архимед воскликнул «Эврика!», когда ему в голову пришло решение сложной задачи.
Итак, начинаем конкурс «Лучший практик»
(Решение педагогических ситуаций по теме игровая деятельность дошкольников).
3. Конкурс «Знатоки программы»
Определите, какой возрастной группе соответствует программное содержание игры.
- Формировать умения осуществлять разнообразные условные игровые действия с сюжетной игрушкой,
предметом: связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.
(от 1,5 до 3,5 лет)
- Формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, элементарный игровой диалог с партнером-сверстником.
(от 3 до 4 лет)
- Формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
(от 4 до 5 лет)
- Формировать умения комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы; учить овладевать совместным сюжетосложением.
(от 5 до 7 лет)
4. Конкурс «Самый сообразительный». Решение кроссворда.
1. Психическое свойство личности младшего дошкольника, активно используемое воспитателем при выработке нравственных привычек (отзывчивость).
2. Эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении (правила).
3. Способ педагогического воздействия (деятельность).
4. Метод, направленный на формирование нравственных представлений, суждений, оценок (беседа).
5. Побуждение к действию (мотив).
6. Идейная основа нравственного воспитания (гуманизм)
7. Моральный принцип, признающий человека высшей ценностью (коллективизм).
8. Важное средство и метод нравственного воспитания (пример).
5. Педагогический тренинг по организации сюжетной игры в детском саду
Методы и формы организации сюжетно-ролевой игры :
• целевой подбор соответствующего игрового материала и его размещение в доступном виде;
• участие педагога в играх;
- использование художественного слова (потешек, прибауток, песенок, стихотворений, рассказов, сказок);
• организация бесед, наблюдений, рассматривание картин, рисунков*, иллюстраций к книгам;
• создание игровых ситуаций;
• драматизация знакомых произведений;
• создание атмосферы доброжелательности, сердечности;
• положительная оценка взрослым действий ребенка;
- связь между обучением и игрой.
Следует ли осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой? Каким образом?
Роль педагога заключается в том, чтобы затеять с детьми совместную игру, участвуя в ней в качестве доброжелательного игрового партнера. Не имеет смысла давить на ребенка или занимать доминирующую позицию, поскольку интерес возникает только там, где есть свобода.
Если дети почувствуют, что педагогу так же интересно играть с ними, как им самим, если он деликатно, чувствуя себя игровым партнером, «вбрасывает» новые сюжетные повороты, ролевые ходы, привлекает в игру всех желающих - игра будет подхвачена самими детьми.
Когда педагог увидит, что игра начинает разворачиваться и обретать собственную силу, когда в игре начинают выделяться лидеры, которые могут вести игру дальше, он может незаметно выйти из игры, предоставив детям возможность играть без непосредственного участия взрослого.
Как развивается сюжетно-ролевая игра от группы к группе?
В психолого-педагогической науке принято выделять несколько этапов развития сюжетно-ролевой игры :
Первым этапом является манипулирование с предметами, что свойственно детям конца первого года жизни. На этой ступени игра сливается с предметной деятельностью. В процессе игры-манипуляции идет освоение физических свойств вещей и предметов. Ребенок познает и собственные возможности воздействия на предмет.
1. На этом этапе важно развивать у детей зрительную и слуховую
сосредоточенность, обучать их действиям с предметами, что явится предпосылкой для перехода игровой деятельности на качественно новую ступень.
Второй этап (от 1,5 до 2,5 лет) характеризуется переходом от манипулирования к воспроизведению игровых действий с предметами, которые ребенок освоил в совместной игре со взрослым, причем вначале ребенок повторяет эти действия вслед за взрослым в совместной игре, а потом переходит к воспроизведению игровых действий без обязательного присутствия взрослого.
2. Воспитателю следует заботиться о дальнейшем развитии сосредоточенности, наличии игрушек, действия с которыми показывались взрослыми, об обогащении детей новыми впечатлениями.
Особое внимание нужно обратить на то, чтобы в игре дети воспроизводили не только отдельные действия с предметами, но и цепочку их (девочка моет куклу, кормит, укладывает спать).
3. На рубеже третьего года жизни в развитии игры
происходит скачок- появляется роль.
Сначала это игры рядом. В результате обогащения ролевых действий появляются совместные, коллективные игры. Характерные игры на бытовые темы (связанные с жизненным опытом).
4. По мере роста и развития ребенка, расширения его представлений об окружающем меняется характер и содержание игровой деятельности. Дети переходят к играм с производственным сюжетом, а затем к играм, отражающим
разнообразные явления общественной жизни.
Какие нравственные качества развиваются у ребенка в игре?
• ответственное отношение к выполняемой работе;
• стремление хорошо справиться с обязанностями;
• взаимопомощь и коллективный характер труда;
• сопереживание чувствам и целям, которыми ребенок проникается в процессе игры;
- умение ориентироваться в отношениях между людьми.
От чего зависит умение ребенка играть?
• условия для возникновения и развития игровой деятельности на предшествующих этапах (достаточное количество времени для игры; наличие площади для развертывания игровой деятельности, необходимых игрушек и пособий и правильное расположение их в группе; обогащение детей впечатлениями и хорошим самочувствием);
• методика руководства игровой деятельностью (методы и приемы, направленные на улучшение эмоционально-положительного состояния детей, обеспечение активности играющих, своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, воспитание положительных взаимоотношений и других нравственных качеств).
Для детей, свободно владеющих различными способами построения игры свойственны «многотемные» сюжеты, что является показателем высокого качества игры.
Конфликтные ситуации, возникающие между детьми в ходе игр, и пути их разрешения
1. Из-за атрибутики в игровой деятельности. Следует обеспечить достаточное количество атрибутики, привлекательное оформление и интересное содержание игровых уголков.
? Во время игры в «больницу» сразу несколько детей хотят выполнять роль врача, назревает ссора.
Какой должна быть реакция воспитателя?
2. В процессе общения.
? Ребенок все время выполняет в играх ведущую роль.
Каким образом дать возможность выполнять эту роль другим детям?
• не предлагать игр, не соответствующих возрасту;
• помочь освоить правила игры.
Защита проектов по организации предметно-пространственной игровой среды
1. Предварительная работа:
• педагогический коллектив каждой группы создает вместе с детьми модель игрового пространства;
• рассматриваются все предложения, высказанные детьми;
- проводится планирование игровых центров (на бумаге);
• создается план-карта или макет игрового пространства группы.
2. Представляются проекты.
Каждый проект оценивается с точки зрения актуальности, новизны, творчества. Отмечается наиболее понравившаяся идея.
3. С учетом высказанных предложений составляется общий проект в виде макета, модели или карты-схемы.
Для того, чтобы втягивать детей в игру, играть вместе с ними, педагогу следует научиться свободно развертывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей.
Следует помнить, что воспитатель может писать «конспект» сюжетной игры для себя лишь как возможный проект свободных действий. При этом взрослый должен отчетливо понимать, что в игре с детьми его проект не закон для всех, а лишь замысел одного из участников.
От искусства взрослого вовремя принять предложение детей в ходе игры, ввести новый персонаж (и, соответственно, игровую роль, развернуть предложенное партнером-ребенком событие зависит привлекательность совместной игровой деятельности и успешность формирующих воздействий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Высказывания известных педагогов и психологов о роли игры в развитии ребенка дошкольного возраста
А. П. Усова: «В игре ребенок не учится жить, а живет своей собственной жизнью, на своем опыте постигает, что такое хорошо и что такое плохо».
Е. А. Аркин: «Игра и игрушка - это и есть то общее, что характеризует детство у всех народов и во все времена».
Д. Б. Эльконин: «Игра - дитя труда. Но не всякого, а более или менее сложного, требующего подготовки, тренировки». (Игра по своему содержанию восходит к труду взрослых.)
А. В. Запорожец: «Игра дает возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка».
Н. К. Крупская: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение. Игра для них - труд, учеба, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников -способ познания окружающего. Играя он изучает цвета, форму, свойства материалов, пространственных отношений. изучает растения, животных».
А. С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
Н. К. Крупская: «Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели: построить дом, состряпать обед, поехать в Москву. В процессе игры ребенок научается
преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выход из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их».
Ученые, занимающиеся проблемой развития игры в дошкольном детстве:
М. А. Васильева, Л. А. Венгер, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина, Н. Ф. Комарова, А. К. Бондаренко, Т. М. Бабунова, А. И. Матусик, В. Я. Воронова, З. В. Власова, В. А. Гелло, Л. П. Бочкарева, O.K. Васильева, Д. В. Менджерицкая, Т. А. Маркова и др.
Перфокарты для педагогов :
Специфика игры состоит в том, что она изначально формируется как. деятельность детей. Поэтому она требует тактичного и вдумчивого. со стороны взрослого.
Сюжетосложение зависит от. детей и их. умений, от. развития игровой деятельности и. опыта.
В сюжетно-ролевой игре развивается функция сознания как возможность. одного предмета другим, использование одного предмета как знака другого.
Основная цель сюжетно-ролевых игр - «содействие развитию., овладению. практической жизни,. поведения, умением самостоятельно.
Игра имеет моделирующий характер, ведь дети разыгрывают тот или иной сюжет, воссоздают сначала., характерные для взрослого человека, а затем….
В каждой игре есть.. Постепенно они начинают выделяться дошкольниками как ее центральный момент. От победы сиюминутного желания над. ребенок идет к победе. : от его слитности с ролью к полному его осознанию и выполнению, а затем к самостоятельному формулированию до начала игры.
В игре ребенок не учится, а живет своей собственной жизнью, на своем … постигает, что такое хорошо и что такое плохо.
Методы и формы организации сюжетно-ролевой игры :
Следует ли осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой? Каким образом?
Как развивается сюжетно-ролевая игра от группы к группе?
Какие нравственные качества развиваются у ребенка в игре?
От чего зависит умение ребенка играть?