Светлана Вершинина
Предметно развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Публикация «Предметно развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Разнообразная деятельность и развитие личности ребенка зависит от нас взрослых – от того как устроена предметно развивающая предметно-пространственная среда в группе. Все что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно мы, взрослые берем на себяответственность за создание условий, которые способствуют полной реализации развития способностей детей их индивидуальных качеств детей, и их личностных возможностей. Мы педагоги, стремимся создать в группе условия, как для совместной деятельности детей, так и для индивидуальной деятельности, учитывая интересы каждого дошкольника.
Предметно – развивающая среда в нашей группе организованна с учетом требований ФГОС, где четко прослеживаются все пять образовательных областей :
1. Социально-коммуникативная ;
2. Познавательная;
3. Речевая;
4. Художественно – эстетическая;
5. Физическая;
При построении предметно – развивающей среды мы учитывали следующие принципы:
-принцип открытости и доступности;
-транспортируемости;
-вариативности;
-безопасности;
-насыщенности;
Групповое помещение нашей группы условно подразделено на три зоны – активную, рабочую и спокойную.
Активная зона (занимает самую большую площадь в группе, включает в себя:
Центр игры. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольников. Играя, дошкольники развивают воображение, творчество, смекалку. Моделируя различные ситуации, они изучают окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Игра со сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков, воспитанию дружественных и уважительных отношений в группе. Чтобы дети имели выбор, мы представилив центре должно большое количество игрушек. Чтобы поддерживать интерес ребят, мы периодически меняем состав предметов. В центре игры мы разместили следующие виды игрушек: сюжетно-образные - они соответствуют образу живого существа. Куклы, зайки, мишки и участвуют в постановке игрового сюжета во время детских игр; технические - эти игрушки соответствуют техническим устройствам: всем видам транспорта, средствам связи и коммуникации; игрушки для забавы - смешные человечки, фигурки животных; маскарадные - используются детьми для вхождения в какой-то образ; музыкальные -необходимы для удовлетворения интереса детей к звукам;дидактические и настольные - предназначены для интеллектуального развития детей;театральные - такие игрушки развивают речь, воображение, смекалку;строительные материалы и конструкторы для развития внимательности, сообразительности, пространственного воображения. Особое место в центре игры занимает игровая мебель с полным набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями: «Ателье, Почта, Салон красоты, Супермаркет, Поликлиника, Семья».
Центр двигательной активности. Здесь находится спортивный инвентарь фабричного производства: скакалки, мячи, верёвки, обручи, а также флажки, ленты, мешочки, набитые песком, платочки, а так же нестандартное физкультурное оборудование. Имеется оборудование для индивидуальных упражнений с детьми по предотвращению плоскостопия (массажная дорожка, улучшению осанки, развитию глазомера и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения; атрибуты, маски-шапочки для подвижных и спортивных игр, которые организуются как в группах, так и на улице.
«Центр музыки» имеет большое значение для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей. В нём – подобраны детские музыкальные инструменты:металлофон,дудочки,свистульки,губная гармошка, маракасы, трещотки,бубен, барабан, деревянные ложки, имеется музыкальный центр и диски с записями детских песен,сказок. Здесь же находятся портреты композиторов, с которыми дети знакомятся на музыкальных занятиях, музыкально дидактические игры, иллюстрации, разнообразные картинки : книжки-малютки «Мы поем», музыкальные картинки к песням
Центр театра мы размесили рядом с музыкальным центром. Театральная деятельность развивает речь, мелкую и крупную моторику, тренирует память, воображение. Опыт совместной деятельности со сверстниками и взрослыми способствует формированию коммуникативных навыков и социализации дошкольников. В старшей группе мы организовали разные виды театра: пальчиковый, настольный, ладошковый, театр на ложках,театр варежек или перчаток,театр на фланелеграфе,театр шапочек,теневой театр,кукольный театр,постановки сказок самими детьми.
Кроме кукол для постановок, в театральном центре находятся 2 ширмы: маленькая и большая с декорациями; стойка-вешалка для костюмов; костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 5-6 сказок. Для настольных спектаклей используем панорамные книжки.
Дошкольники с удовольствием участвуют в инсценировке сказок или рассказов, могут импровизировать действия любимых персонажей, придумывать игру для повторения действий взрослых или обыгрывать прочитанные произведения о сказочных животных.
«Центр дежурства»Дети старшей группы имеют трудовые обязанности. Они сами себя обслуживают: одевание, раздевание, готовят рабочее место для занятий, помогают в столовой, могут выполнять какие-то поручения воспитателя. Кроме этого, организуется дежурство в группе. Дежурство не только формирует навыки практической работы, но и воспитывает ответственность, умение работать в команде и приучает детей к самостоятельности. Мы организовываем дежурство по столовой, по уходу за растениями и животными, по организации занятий. В центре дежурств размещается экран дежурств, защитная одежда (фартуки, нарукавники, платочки, приспособления для выполнения обязанностей дежурного (ёмкости для полива растений, губки для уборки).
Спокойная зона
Центр книги - необходимый элемент развивающей предметной среды в нашей групповой комнате. В нём расположены книги, соответствующие возрасту наших детей. Кроме программных книг, мы выставляем книги, которыми интересуются дети. Здесь имеется познавательная и детская энциклопедическая литература, сборники считалок, чистоговорок, пословиц, поговорок, загадок, детские журналы.
Детям интересны альбомы фотографий нашего села, детских писателей. Здесь же имеются портреты детских писателей, с произведениями которых дети хорошо знакомы; панно, картины, рисунки любимых литературных героев; диски с детскими сказками, наборы открыток (тематические, сюжетные); настольно-печатные, речевые игры, альбомы для рисования, книжки-раскраски, цветные карандаши.
В центре книги мы также расположили атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека».
Уголок уединения- сцелью обеспечения детям психологического комфорта в в группе создан специальный уголок уединения, или зона релаксации). Здесь ребёнок может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения или, согласно ФГОС, центром уединения. Оснащен уголок следующим материалом: имеются мягкие модули;фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями;мягкие игрушки;ширмы для игр; стаканчики для крика;шкатулки добрых дел – на каждого ребёнка;коробка примирения; тактильный центр.
«Уголок настроения» периодически пополняется и развивается. Таким образом, уголок уединения помогает ребёнку и взрослому справиться с рядом проблем.
Центр экспериментирования. В центре экспериментирования дошкольники проводят простые опыты, что развивает логическое мышление ребят и стимулирует познавательную активность. Здесь имеется стол с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники. Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.) в пластиковых ё мкостях хранятся сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал. Имеются ёмкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды. Используются разнообразные доступные приборы : разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы, компас, микроскоп. В центреэкспериментирования естьнабор для опытов с магнитом; вертушки разных размеров, флюгер, воздушный змей; медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля
3. Центр творчества создан для развития творческих способностей детей
В шкафу находятся инструменты для детского творчества:бумага разнообразного вида,стаканчики с карандашами и фломастерами, краски, разноцветные восковые мелки,пластичный материал для лепки, кусочки разных тканей для аппликаций,всевозможные материалы для выполнения поделок,разные ножницы,дыроколы, стиплеры. Имеется материал для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, колоски, тычки и т. п. Здесь же находиться образцы для рисования, схемы изготовления поделок, образцы для лепки. Обязательно нужно предусмотреть стенд для демонстрации выполненных работ воспитанников. Все материалы ярко и привлекательно оформлены, аккуратно разложены. Дети должны имеют возможность использовать любой материал в своём творчестве. Созданы условия для совместной работы.
Центр дорожной безопасности содействует закреплению правил поведения на улицах села. В нём находитсяусложнённый макет перекрёстка, имеющего съё мные детали: ребята могут самостоятельно моделировать улицу; комплект дорожных знаков; карточки-схемы, изображающие жесты регулировщика; основные элементы одежды инспектора ДПС и атрибуты (его фуражка, жилет, жезл); дидактические игры, касающиеся дорожных знаков; художественная литература.
5. Центр конструирования. Конструирование — полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников. Центр конструирования или зона конструктивно-модельной деятельности являются важной частью развивающей среды группы. Здесь мы разместиликрупный строительный конструктор, средний строительный конструктор; мелкий строительный конструктор. Тематические строительные наборы для мелких персонажей: город, мосты, крестьянское подворье (ферма, зоопарк, крепость, домик, гараж, бензозаправка, конструкторы типа «Лего;.небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников)Приобретеныметаллические с креплениями на гайках и винтах. Кроме того, в уголке есть в наличии схемы, рисунки и фото построек, городских и деревенских пейзажей,Имеется в наличии запас бумаги разной текстуры и формы, природного и бросового материала, игрушек для обыгрывания или плоскостных изображений персонажей, транспорта, деревьев, клумб, оград; транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета-трансформер, железная дорога
.
6. Центр патриотического воспитания. Патриотическое воспитание в детском саду направлено на формирование любви к своей Родине, родному краю, семье. Патриотический центр знакомит детей с символикой нашей страны, родного села, народными промыслами. Патриотическое воспитание дошкольников — обязательная составляющая часть деятельности педагогов-воспитателей ДОУ. В центре патриотического воспитания находится символика государства: изображение герба, государственного флага,портрет президента. записьгимна России.
Присутствует карта страны, с отображением главных достопримечательностей, атласы с иллюстрациями природных зон, животного и растительного мира различных областей. Имеется глобус, подборки иллюстрированного материала о жизни людей в других странах. Представляется художественный материал о защитниках Родины, начиная с исторических времён (баллады, сказки, картины) до наших дней, используются дидактические игры с патриотической тематикой.
В патриотическом центре представляется материал о родном крае, его природе. Выделяются тематические направления, представленные подбором печатного материала, иллюстраций, макетов :Традиции национального костюма. Русская игрушка,народный календарь,народные праздники. Мы поместили подборку районной газеты «заря Амура»,отражающую жизнь нашего района.