Шулбаева Алена
Особенности организации работы педагогов школьного учреждения с детьми с расстройством аутистического спектра
Особенности организации работы педагогов школьного учреждения с детьми
с расстройством аутистического спектра.
В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей.
Детский аутизм - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами, при котором, прежде всего, нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. По оценкам экспертов, в современном обществе из 150 детей один ребенок страдает аутизмом. За последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась.
Публикация «Особенности организации работы педагогов школьного учреждения с детьми с расстройством аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. В большинстве случаев дети имеющие расстройство аутистического спектра учатся дома, не имея возможности посещать школьное учреждение в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм и есть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционная помощь детям и их родителям оказывалась своевременно и на ранних этапах.
Активное развитие инклюзивной практики в образовании за последнее время привело к тому, что в качестве субъектов обучения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра. Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с расстройством аутистического спектра в условиях школьного учреждения показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям школьного образования, позволяющего реализовать потенциал этих детей.
Организация школьного обучения детей с аутизмом требует определения соотношения форм специального образования и соответствующего их особым образовательным потребностям.
По созданию условий для адаптации детей с расстройством аутистического спектра в условиях нашего школьного учреждения мы учитываем следующие рекомендации:
- наличие адаптированной образовательной программы, включая индивидуальные маршруты сопровождения;
- щадящий режим пребывания;
- индивидуальные и групповые занятия со специалистами школы;
А также нами были определены особенности работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, в условиях школы :
- педагог-психолог дает рекомендации педагогам по коррекции поведения с такими детьми;
- гибкий график посещения группы специалистами;
- индивидуальная форма обучения по основным темам образовательной программы (работа со специалистами);
- закрепление знаний в процессе деятельности, в режимные моменты, и обязательно дома.
К детям, страдающим аутизмом, на всех этапах взаимодействия применяется дифференцированный и индивидуальный подход, с постепенным включением в групповые формы работы.
На первом этапе ребенку предоставляется возможность самостоятельно обследовать кабинет для занятий и время пребывания. Общение с ребенком проводилось негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Педагоги при взаимодействии с учеником избегали прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не обращались к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивали на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда воспитателей и специалистов придерживалась темных тонов, и в ней соблюдалось постоянство, это помогало ребенку привыкнуть и создать атмосферу стабильности и комфорта. На втором этапе ребенку, страдающему аутизмом, уделялась постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Особая важность этого этапа - это умение педагога чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение и использовать это в дальнейшей коррекционной работе. Что позволяло вовлечь ребенка в совместную деятельность.
Помимо реализации индивидуальных маршрутов сопровождения детей с расстройством аутистического спектра специалистами школы осуществляется коррекционно-развивающая работа с целью обеспечения комплексного медико-психолого-педагогического воздействия на развитие ребенка. Она осуществляется в форме коррекционно-развивающих подгрупповых и индивидуальных занятий. Они носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями, а также другими видами детской деятельности, характерной для школьного возраста.
Педагоги соблюдают следующие требования при проведении коррекционно-развивающих занятий:
- занятия проводятся индивидуально ежедневно, если к моменту проведения занятия не наблюдаются симптомы патологических состояний;
- каждое занятие направлено на решение центральной задачи коррекцию нарушения познавательной деятельности и сопутствующих отклонений посредством вариативного усвоения программного материала;
- на каждом занятии происходит неукоснительное соблюдение требований охранительного режима:
- строгий регламент времени, не допущение психического переутомления, истощения, утомления зрения, слуха, оптимальное чередование труда и отдыха, разнообразие видов деятельности, дружелюбие и терпимость педагога к промахам и затруднениям детей, оказание им необходимой помощи;
- при выборе методов и приемов обучения и воспитания учитываются особенности развития детей ОВЗ с расстройством аутистического спектра.
При проведении коррекционно-развивающего занятия педагог определяет его продолжительность в зависимости от насыщенности, целей занятия и индивидуально-типологических особенностей ребенка.
Особенно, важное значение в воспитании детей с расстройствами аутистического спектра имеет организация их целенаправленного поведения. Этой цели служит четкий распорядок дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях. Все режимные моменты проводятся строго в одно и тоже время. Это позволяет стабилизировать насыщенность пребывания ребенка в школе. Стабильность особенно нравится детям с аутистическим расстройством. Одно занятие сменяет другое. День ото дня все повторяется, закрепляется и повторяется вновь. При этом есть доля разнообразия.
Предметно - развивающая среда для детей с расстройством аутистического спектра представляет собой совокупность природных и социально-культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального и перспективного развития ребенка, учитывающую индивидуально-типологические особенности детей, направленную на становление детской деятельности, способствующую формированию «картины мира» и обогащению житейского и элементарного научного опыта детей.
Пространство, где проводится коррекционная работа с детьми с расстройством аутистического спектра организовано таким образом, чтобы ребенок мог достаточно свободно перемещаться, располагаться для игр с игрушками, отдыхать и учиться. Оно пригодно для деятельности детей и взрослых, для проведения индивидуальных и комплексных занятий по различным направлениям. Созданная такая предметно-пространственная среда, которая помогает ребенку чувствовать себя комфортно, а также располагает ребенка, как к занятиям вместе с другими детьми, так и к индивидуальному взаимодействию с взрослым. С этой целью все полки в шкафах доступны. Именно на них располагается сменный дидактический материал по всем изучаемым лексическим темам, игрушки и пособия по сенсомоторному и речевому развитию, конструированию, развитию речи и элементарных математических представлений и др. Кроме того, в предметно-развивающую среду включены наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал.
Деятельность школьного учреждения предполагает активное взаимодействие педагогического коллектива с семьями учащихся. С семьями сотрудничают все специалисты школьного учреждения : директор, заместители директора, социальные педагоги, медицинский работник, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, педагог по физической культуре, педагог-психолог.
Педагоги систематически оказывают родителям помощь в повышении родительской компетентности, руководят самообразованием родителей, развивают у них стремление к самосовершенствованию, помогают в создании благоприятных и комфортных условий для развития ребенка с расстройством аутистического спектра в семье, постоянно работают над единством педагогических требований в семье и школьном учреждении.
Программа предполагает различные формы сотрудничества с семьей:
информативные (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, обучающие (семинары-практикумы, тренинги, конкурсы совместных рисунков, поделок, совместные проекты, исследовательские (анкетирование, тестирование).
Педагоги школы стараются включить родителей и законных представителей в коррекционную работу с детьми. Учитель-логопед ведёт тетрадь для домашних заданий, где даёт задания родителям по текущим темам и методические рекомендации по проведению игр индивидуально для данного ученика. Эффективная коррекционно-развивающая работа школы возможна только благодаря интеграции усилий педагогов и семей учащихся с расстройством аутистического спектра.
На заключительном этапе проводится оценка результатов организации работы педагогов с детьми с расстройством аутистического спектра. Критериями, которой являются:
- Реализация индивидуального подхода (составление адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом данных диагностик);
- Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка (организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм самостоятельной активности детей);
- Активное включение в образовательный процесс всех его участников (наличие психолого-медико-педагогического консилиума);
- Партнерское взаимодействие с семьей (организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни школы, консультации родителей);
Таким образом, учет особенностей работы педагога с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, и совокупность работы специалистов в рамках реализации адаптированной программы позволяет ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе. В итоге происходит постепенное преодоление аффективной патологии, формирование целенаправленной деятельности ребенка и усиление эмоциональной психологической активности аутичных детей.