Петрицкая Евгения Павловна
Особенности организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС.
Для того, чтобы выжить, человек должен уметь добывать пищу, строить жилище, взаимодействовать с другими членами сообщества. Уметь получать и применять знания на опыте и всячески приспосабливаться к условиям окружающей среды. Сама природа наделила людей инстинктом исследователей, побуждающим к новым действиям, достижениям, открытиям и экспериментам. Исследовательская, поисковая деятельность — это естественное состояние человека. С момента рождения малыш ориентирован на познание всего вокруг себя. Изучая, смотрит, наблюдает, пробует, слушает, анализирует. Всё, что происходит с ребенком, откладывается и перерабатывается в опыт. Малыш будет смотреть на воду, мочить руки, пробовать на вкус, и запоминать ощущения. Наблюдает за действиями родителей, изучает поведение кошки или собаки. Опытным путем доказывая, что, если ронять ложку со стола, раз за разом, она обязательно упадет вниз. Любой предмет, который делится на части, будет разобран и тщательно изучен. Все это называется объектами исследования. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник знаний о мире, в котором он живет. Дети сами того не зная, ставят день за днем эксперименты. Чем старше ребенок, тем сильнее возрастает поисковый интерес, направленный на «открытие» нового, который формирует продуктивную форму мышления. При этом самое главное это характер деятельности.
Публикация «Особенности организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
В процессе исследований ребенок отвечает на вопрос как я это делаю, почему я это делаю именно так, а не иначе, для чего мне это, что из этого получится. Самая главная задача экспериментирования, по Н. Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.
Давайте обратимся непосредственно к организации экспериментирование в детском саду. Какие необходимы условия для побуждения к исследовательской деятельности? На что обратить внимание при оформлении пространства группы?
Первое, что хотелось бы отметить – это продолжительность по времени. Эксперимент должен быть коротким, простым и понятным. Дети младшего дошкольного возраста часто проговаривают все свои действия. Это им помогает сосредоточиться на процессе, не упуская важных деталей. Необходимо с пониманием отнестись к особенностям каждого ребенка. У всех разный темп работы, утомляемость и возможность к восприятию информации. Ошибки, допущенные в процессе-это тоже важный опыт. Сложный экспериментальный процесс дробим на более простые для восприятия детей действия. Обязательно помогаем, курируем, создаем игровую ситуацию. Завлекаем яркими, новыми веселыми идеями. Стараемся эксперименты проводить, не уходя далеко от обыденной жизни в группе. Возраст — детей это еще один критерий, на который нужно опираться при выборе и создании экспериментальной деятельности с дошкольниками. Оформляя группу в ДОУ для экспериментирования можно выделить место для постоянной выставки различных экспонатов и коллекций из природных материалов. Должно быть место для проведения опытов. Для хранения разнообразных предметов, неструктурированных материалов, схем, таблиц с алгоритмами, картины с живой и неживой природой, познавательные книги, игры для развития мелкой моторики, игры со светом и многое другое. Для поддержания интереса к занятиям нужны условия, которые побуждают к действию, увеличивают жажду познания и будоражат фантазию. Игровые ситуации, в которых воспитатель привлекает внимание детей предметами с необычными свойствами или назначениями. Что бы побудить малышей к исследованию, изучению, стимулированию к «добыче» знаний через экспериментирование. Создавать события в группе, которые приводят к устойчивому интересу и увлечениям у всей группы детей. Например, коллекция насекомых или диких животных, принесенных ребятами из дома. Стараться привлекать родителей воспитанников, проводить мастер-классы, консультации, оформлять наглядные пособия и выставки и творческие уголки.
Таким образом в работе по исследовательской деятельности с дошкольниками необходимо использовать весь потенциал и доступный материал в комплексе. А также правильно все сочетать между собой, учитывая возраст, возможности и характер ребенка.