Елена Бабешкина
Особенности организации предшкольного образовательного пространства у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Е. С. Бабешкина,
учитель-логопед
МБДОУ Центр развития ребенка –
Детский сад №2 «Жемчужинка»
Майкопский район
Особенности организации предшкольного образовательного пространства у детей с нарушениями речи.
Система коррекционно - развивающей работы для детей с нарушениями речи, представляет собой совокупность действий всех педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования организация работы по реализации содержания ФГОС во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с речевой патологией.
Публикация «Особенности организации предшкольного образовательного пространства у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
Педагогическое воздействие направлено на коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Образовательный процесс для детей организуется в соответствии с возрастными потребностями ииндивидуально - психологическими особенностями развития воспитанников. Приоритетные позиции в организации коррекционной работы в условиях ДОУ для детей с нарушениями речи принадлежат учителю - логопеду, который осуществляет разнообразные функции. Личностно - ориентированный характер логопедической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуально-типологических особенностей дошкольников, которые прямо или косвенно мешают нормальному развитию их речи. Работа учителя - логопеда акцентируется не только на коррекции выявленного у ребенка речевого недостатка, но и на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств и способов. Анализ психофизического развития ребенка, его потенциальных возможностей и опора на них при проведении педагогического воздействия становятся приоритетными задачами для всех участников образовательного процесса, и родителей воспитанников. Такой подход обеспечивает комплексность коррекционно - педагогического процесса.
Основные задачи педагогического коллектива:
• Обеспечить дошкольникам с нарушениями речи комфортные условия развития, воспитание и обучения, создание среды психолого - педагогической и речевой поддержки ребенка;
• Осуществить коррекцию недостатков речевого развития у детей, обеспечить их эффективной и общей речевой подготовкой к школе;
• Повысить психолого - педагогическую культуры компетентности родителей, побуждать их к участию в деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.
А также особое внимание следует обратить на профессиональную деятельностью всего педагогического коллектива. Наиболее значимыми направлениями в работе являются:
-Создание специальных условий для воспитанников с нарушениями речи в группах, логопедических кабинетах, спортивном и музыкальном залах; -Осуществление совместной деятельности и постоянного взаимодействия педагогических работников;
-Организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы;
-Привлечение родителей воспитанников к активному участию в коррекционно – педагогическом процессе.
В основе работы с детьми лежит помощь в освоении основной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Разделом образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель -логопед, воспитатели осуществляют образовательную деятельность в соответствии с его рекомендациями. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» обеспечивают воспитатели, педагог -психолог, учитель - логопед. Педагог - психолог осуществляет работу по сенсорному воспитанию, развитию высших психических функций, воображения и творческой активности, становлению сознания, совершенствованию эмоционально - волевой сферы, а воспитатели развивают познавательную мотивацию, формируют познавательные действия, первичные представления о себе, других людях. Учитель - логопед совместно с коррекционно-развивающей работой помогает воспитателям выбрать методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с нарушениями речи и этапы коррекционной работы. Образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» реализуют воспитатели, учитель - логопед и педагог - психолог в соответствии со своими функциональными обязанностями. В реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, учитель - логопед и музыкальный руководитель. Образовательную работу в образовательной области «Физическое развитие»осуществляют инструктор по физической культуре, воспитатели группы при обязательном подключении учителя - логопеда.
Реализация содержания всех образовательных областей ФГОС предусматривает обязательное взаимодействие всех педагогических работников ДОУ с родителями воспитанников.
Образовательный процесс для детей с нарушениями речи обеспечивает целостное всестороннее развитие ребёнка, организуется специальная квалифицированная коррекция развития речи, речевая практика ребёнка, целенаправленное формирование предпосылок для овладения всеми компонентами языка и становления функции речи.
Вместе с коррекционно -развивающей работой с детьми с нарушениями речи проводится комплекс оздоровительных мероприятий. Развитие двигательных функций и преодоление даже незначительных двигательных нарушений способствует предупреждению выраженных трудностей в формировании речевой функции.
Коррекционная работа по преодолению нарушений развития речи у детей осуществляется в результате комплексной медико - психолого - педагогической помощи. Комплексное сопровождение воспитанников предполагает выбор и реализацию коррекционно - образовательного индивидуального маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка; преодоление затруднений в освоении основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Педагоги и другие специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:
• диагностическую
• проектную
• сопровождающую
• аналитическую
Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, педагоги ДОУ осуществляют комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на полноценное развитие речевой, интеллектуальной, двигательной и социально - эмоциональной сфер личности ребенка.