Папки-передвижки

Особенности организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в детском саду

Анжела Владимировна Маслова
Особенности организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в детском саду
▼ Скачать +Заказ

Слайд 1.: Особенности организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в детском саду

СЛАЙД 2 Зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.

В настоящее время для стран всего мира характерным явлением считается увеличение количества детей, имеющих нарушения развития. Причем нарушение зрения в этом перечне занимает одно из центральных мест. Кроме того с каждым годом растет количество детей у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Публикация «Особенности организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в детском саду» размещена в разделах

В отечественной коррекционной педагогике убедительно показано, что для реализации возможностей каждого ребенка с ОВЗ необходим учет особенностей обучения. Основой этого учета должно быть знание образовательных потребностей каждой категории детей с ОВЗ. Выделение «особых образовательных потребностей детей с нарушением зрения» необходимо для определения спектра образовательных средств и условий, в которых нуждаются дети именно названной категории для реализации права на образование и права на интеграцию в образовательном пространстве как специального, так и массового учреждения. Одним из условий качественного образования ребенка с нарушением зрения, его обучение, воспитания, развития являются понимание педагогами особенностей зрительных возможностей каждого ребенка и их учет во всех видах психолого-педагогической деятельности.

СЛАЙД 3: Характеристика детей с нарушением зрения

Развитие детей с нарушениями подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребенка. (Л. С. Выготский). Из этого следует, что дети, в частности с сенсорным дефектом, имеют большие потенциальные возможности при условии включения в специальное обучение и воспитание.

Важным направлением поддержки детей с нарушениями зрения являются работа по охране и развитию зрения и профилактике зрительных нарушений. Педагогу необходимо знать, что любые нарушения зрения снижают количество и качество воспринимаемой информации, что неизбежно влечет за собой возникновение состояния недостаточностью удовлетворения зрительной потребности, т. е. в отличие от нормально видящих детей, дети с нарушением зрения недополучают информацию об окружающем мире.

СЛАЙД 4: Любое нарушение функций зрения неизбежно приводит к снижению скорости, точности восприятия, обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняется установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Дети с низкой остротой зрения могут воспринимать предметы только на определенной удаленности от глаз. Дети с амблиопией и косоглазием медленно рассматривают сами предметы и их изображения, нечетко выделяют контуры предметов, во время применения окклюзии у них нарушается стереоскопическое восприятие, замедляется пространственная ориентировка. Важно помнить, что во время применения окклюзии, ребенку заклеивают лучше видящий глаз.

В этот период ребенок становится слабовидящим.

СЛАЙД 5: У детей с нарушениями зрения сужен круг интересов, снижена активность отражательной деятельности, что приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающей действительности. Дети с нарушением зрения в отличии от нормально видящих имеют низкий уровень эмоционального восприятия объектов. Они затрудняются в определении эмоций героев на сюжетных картинах и иллюстрациях.

СЛАЙД 6: Речь: общая особенность таких детей – нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная классификация его результатов. Если ребенок правильно называет предмет, это не значит, что у него есть четкие представления о нем. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесенности слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. Речь мощное компенсаторное средство: она облегчает сравнение признаков предметов, актуализирует прошлые представления и дает возможность создавать новые, способствует расширению кругозора детей.

Недостаток активного общения с окружающим миром и взрослыми в доречевой период, небольшие возможности подражательной деятельности, сужение познавательного процесса, уменьшение развитие двигательной сферы, средовые условия воспитания обуславливают замедленный темп развития речи детей с нарушением зрения.

Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводят к тому, что у детей с нарушениями зрения проблемы со звукопроизношением встречаются в несколько раз чаще, чем в норме.

Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в речи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольника. Недоразвитие речи затрудняет осмысливание материала, ведет к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушением зрения возникает некоторая «объеднённость» чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитиию речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимания смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитие связной речи, в усвоении выразительных средств.

СЛАЙД 7: Нарушение зрения оказывает существенное влияние на характер учебно-познавательной и практической деятельности детей. Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей этой категории позволяет утверждать, что дети с нарушением зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов. Наши дети тяжелее и дольше овладевают практическими навыками в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве. Формирование нечетких недефференцированных образов, представлений отрицательно влияет на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Темп работы и качество выполнения у таких детей значительно снижены, что влияет на характер всей учебно-познавательной деятельности.

СЛАЙД 8: Выделим характерные отличия зрительного восприятия детей с нарушением зрения

- Низкий уровень узнавания предметов, изображенных в различных вариантах (контур, силуэт, модель)

- Низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции включающей большое количество героев, деталей, выделять 1-2 планы.

-Низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками рисования, лепки.

СЛАЙД 9: - Формирование нечетких, неполных зрительных образов

- Пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов

- Низкий уровень овладения навыками письма

- Наличие серьезных затруднений в копировании изображений.

- Появление зеркального написания букв, носящее стойкий характер.

Соответственно главная задача педагога создать все необходимые условия для преодоления детьми с нарушением зрения подобных трудностей.

Как видят дети с нарушением зрения.

Самые распространенные заболевания глаз у дошкольников

Миопия или близорукость – одна из наиболее частых патологий у детей. При ней ребенок плохо видит отдаленные предметы, что значительно сказывается на его жизни, возможности в обучении.

СДАЙД 10: Амблиопия у детей – это устойчивое ухудшение зрения, прогрессирующее снижение остроты зрения, степень которого не соответствует состоянию самого глаза. Глаз мог бы видеть, поскольку сетчатка и зрительный нерв, по которому сигнал передается к мозговым центрам, отвечающим за зрение, не повреждены, но зрение на нем падает. Происходит это потому, что мозг отключает этот глаз от процесса зрения. Ребенок с амблиопией видит все только одним глазом, несмотря на то, что зрительный анализатор второго глаза в порядке. Амблиопию часто называют синдромом ленивого глаза. При амблиопии сложно оценить расстояние до предмета, их глубину, объем.

СЛАЙД 11: Гиперметропия (дальнозоркость). Это заболевание характеризуется плохим видением предметов на близком расстоянии.

СЛАЙД 12: Косоглазие – это не только косметический дефект, но и серьезная патология, влияющая на остроту и качество зрения. У детей с косоглазием снижено зрение на один или оба глаза и в некоторых случаях возникает двоение в глазах. Мозг маленького ребенка учится игнорировать изображение получаемое от смещенного глаза и воспринимать зрительную информацию только от лучше видящего глаза, что влияет на восприятие.

СЛАЙД 13: Астигматизм – заболевание зрительной системы, возникает вследствие неправильной формы роговицы (реже хрусталика). У ребенка с астигматизмом развитие зрительной системы затормаживается и зрительная информация воспринимается со значительным искажением.

СЛАЙД 14: Нистагм – непроизвольное движение глазных яблок в разных плоскостях и направлениях.

Ребенку сложно фиксировать взгляд на одной точке. Нистагм не причиняет беспокойства детям, но они страдают от слабости зрения не поддающееся исправлению. Нистагм не излечим

СЛАЙД 15: Организация коррекционной работы Коррекционную направленность имеют все занятия и все виды деятельности, проводимые с детьми с нарушением зрения. Необходимо осуществлять:

Контроль освещенности групповой комнаты

Контроль ношения очков детьми.

Важно помнить, что во время окклюзии, ребенок становится слабовидящим, так как заклеивается лучше видящий глаз

Определение места на занятии для каждого ребенка

Дети с низкой остротой зрения занимают места за первыми партами.

Во время занятий: соблюдение требований к дидактическому материалу (демонстрационному и раздаточному). Демонстрационный материал – 10 см, раздаточный - индивидуально по зрительному режиму, обязателен черный контур. Цветные изображения должны быть яркими, натуральных цветов, не следует использовать сюжетные изображения с несущественными деталями и пестрыми цветами. Показывая дидактический материал, наглядные средства воспитатель должен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится, чаще использовать контур для того или иного объекта и указку.

Размещать объекты так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности

У детей со зрительными нарушениями темп ведения занятий должен быть снижен по сравнению с нормально видящими: таким детям требуется больше времени для первичного и повторного рассматривания предъявляемого материала, во время занятия дети могут подходить к объекту и рассматривать его на близком расстоянии

Использование указки с черным концом

Посадка детей по рекомендации врача-офтальмолога. Если у ребенка заклейка, «открытый глаз» должен быть ближе к свету и к доске. При сходящемся косоглазии и низкой остроте зрения - ребенок должен сидеть ближе к центру. Мебель должна соответствовать росту ребенка.

Контроль наличия конторок по назначению (не используются при гиперметропии и расходящемся косоглазии). При сочетании диагнозов – выбор плоскости по ведущему диагнозу.

Важно, чтобы свет падал слева на рабочую поверхность

Контроль выполнения принципов щадящего зрительного режима (распределение слуховой и зрительной нагрузки – 2/3 – на слух, 1/3 – на зрение, использование зрительной гимнастики – выполняют дети стоя, без очков, физкультминутки, пальчиковые игры).

- Контроль содержания коррекционного уголка (распределение материала по зрительным нагрузкам в соответствии с возрастом детей)

СЛАЙД 16

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Конспект интегрированной НОД воспитателя с детьми раннего возраста с нарушением зрения «Вот какие разные у нас дорожки»Конспект интегрированной НОД воспитателя с детьми раннего возраста с нарушением зрения «Вот какие разные у нас дорожки» Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста с нарушением зрения. Тема: «Вот.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Механизмы оптимизации и особенности организации деятельности образовательных организаций c детьми с ОВЗ Дошкольное образование реализуется в вариативных организационных формах, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДОМини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДО Мини-музей - это результат общения и совместной работы детей и их родителей. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается.

Особенности и структура конструирования в детском саду В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Знакомство с кабинетом охраны зрения в детском саду для детей с косоглазием и амблиопией В детском саду для детей с нарушением зрения неотъемлемой частью является кабинет охраны зрения. Ведь одной из задач нашей работы является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в детском саду
Опубликовано: 7 мая 2023 в 19:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Владимировна Маслова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД