Татьяна Королева
Особенности обучения предметному рисованию в среднем дошкольном возрасте
▼ Скачать
В детском саду имеют место быть три вида рисования – предметное, сюжетное, декоративное. На занятиях по предметному рисованию дети изображают отдельные предметы, передавая строение, форму, пропорцию и другие особенности. Обучение данному виду рисования начинается со второй группы раннего развития. Детей в младшем дошкольном возрасте подводят к изображению знакомых предметов, учат узнавать в рисунках объект окружающей действительности. Начиная со средней группы, детей учат изображать основные группы предметов : растения, здания, транспорт, животные, птицы, человек. Воспитатель закрепляет у детей преднамеренны, произвольный характер действий при рисовании, продолжает воспитывать интерес не только к процессу рисования, но и к его результату. Необходимо развивать представление о том, что каждый предмет имеет форму, что предметы различаются по этому признаку и их можно объединить по сходству формы; выработать умение вычленять из предмета части и определять их форму. Дети данной группы учатся узнавать и различать геометрические фигуры: овал, круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, что позволяет более точно передавать форму изображаемых предметов и их частей.
Публикация «Особенности обучения предметному рисованию в среднем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Воспитатель вырабатывает у детей умение передавать строение предмета, расположение его основных частей, их относительную величину и форму. Также ставится задача учить задача различать, называть шесть цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и три нейтральных: чёрный, серый, белый. Воспитатель учит детей передавать основной цвет предмета, формирует потребность выбирать цвет для рисования по своему желанию, или согласно окраске, присущей предмету.
В начале года воспитатель восстанавливает у детей умения и навыки, полученные в предшествующих группах и частично утерянные за летние месяцы. Дошкольники изображают в рисунке предметы круглой формы (овощи, фрукты, шары, мячи). Повторяют изображения предметов, состоящие из прямых линий (лесенка, забор, елка). Их знакомят с предметами овальной формы, дети соотносят их по форме, различая круг и овал (помидор и огурец, свекла и морковь, вишни и слива). На основе этих знаний детям становится доступным изображение животных и птиц: мишка, зайчик, воробышек, уточка. Птиц дети рисуют в разных положениях (птичка пьет воду – хвост вверху, голова внизу). Изображаемые животные имеют в своем строении части тела овальной и круглой формы. Дети данной группы продолжают рисовать деревья, но требования повышаются. Перед новогодними праздниками можно предложить изобразить елочку, обращая внимание на наклон и изгиб веток, увеличение длины к низу. При изображении лиственных деревьев дети рисуют основные толстые ветви всей кистью, а тонкие – концом кисти. Листья, цветы передают приемом примакивания. Дети изображают фигуру человека: «Девочка в длинной шубке», «Снегурочка». В процессе рисования обращается внимание на то, что шубка имеет треугольную форму и расширяется к низу. Можно предложить украсить шубку и шапку опушкой, красивым узором, нарисовать черточками и точками рот и глаза. Дети в средней группе также изображают здание и транспорт, передавая в рисунке квадратную, прямоугольную и треугольную форму. Изображения просты, без множества деталей: одноэтажный дом (фундамент, стена, крыша); тележка, вагончик, грузовик.
Для освоения изображения важно, чтобы дети умели видеть основную форму предмета, его части. Поэтому при обучении рисованию воспитатель использует различные приемы информационно-рецептивного метода: наблюдение, обследование, показ способов изображения, объяснение и др. предпочтение отдается формированию представлений о предмете, его форме, строении в процессе наблюдения на прогулке, рассматривание картин, иллюстраций, предварительно обосновывая, игр вне занятий.
Детей средней группы учат не просто смотреть на предмет, а обследовать его различные свойства. Сначала воспитатель сам обследует предмет, привлекая детей к ответам на отдельные вопросы, а затем все больше предоставляет им самостоятельно называть части, формы. Как и в младшей группе, воспитатель использует обрисовывающий жест и словесное объяснение. Дети повторяют эти движения рукой в воздухе, издали, глядя на предмет.
В средней группе для лучшего воспроизведения образа на занятии могут быть использованы картинки или рисунок воспитателя. Как образец рисунок воспитателя не применяется в предметном рисовании.
Полный показ приемов рисования продолжает занимать значительное место в обучении детей средней группы на тех занятиях, где дается новый программный материал. При показе обращается внимание на передачу формы, пропорций и последовательность выполнения задания. Показывать следует только изображение крупных частей, мелкие дети рисуют самостоятельно. В тех случаях, когда форма детям знакома, показ способов изображения не нужен, его можно заменить рассматриванием предметов, иллюстраций. Частичный показ используется в том случае, когда детям незнаком способ изображения какой-либо части предмета. В средней группе для известного способа изображения показа можно уже привлекать детей. Он должен сопровождаться объяснением воспитателя, непосредственно перед изображением можно задавать детям вопросы о последовательности изображения, о правилах пользования карандашом, кистью, красками. Использование художественного слова в средней группе занимает большое место. С одной стороны, оно пробуждает интерес к теме занятия, оживляет представления детей, в других случаях воспитатель выбирает стих, загадку, которую нужно проиллюстрировать или нарисовать отгадку. В обоих случаях словесный образ должен ясно передавать внешние черты предмета, указывая на 1-2 зримых признака или на несколько отличительных признаков. При анализе детских работ необходимо учитывать, что дети четырех лет еще не могут дать детального, обоснованного разбора рисунка, но они уже в состоянии самостоятельно выбирать рисунок, который им нравится, сказать, похож он или нет на изображаемый предмет или образец, аккуратно ли выполнен рисунок. Обосновать ответы детей помогает воспитатель. Неудачные работы, так же, как и в младшей группе, показывать не следует, не следует предлагать детям анализировать и оценивать свою работу, т. к. самокритичный подход вырабатывается позднее, к 6-7 годам.
Таким образом, дети средней группы изображают основные 5 групп предметов, знакомые им, состоящие из 5-6 частей, с яркими отличительными особенностями, в строении которых есть части круглой, овальной, прямоугольной, треугольной формы. Основная задача предметного рисования в этой группе – научить изображать в рисунке предметы окружающей действительности, передавая их строение, форму, величину, цвет. Для успешного решения данной задачи используется информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический методы, позволяющие дать новые знания, закрепить их и развивать инициативу, самостоятельность, творчество.