марина малозёмова
Особенности обучения дошкольников решению арифметических задач
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Изучение математики в дошкольном учреждении должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Поэтому важно не только вооружить детей предусмотренным программой кругом знаний в соответствии с ФГОС ДО, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития. Последнее может быть обеспечено лишь при условии реализации на практике соответствующей целенаправленной методики, рассматривающей множество проблем начального курса математики, одной из которых является формирование понятий об арифметических действиях, умение решать задачи.
Публикация «Особенности обучения дошкольников решению арифметических задач» размещена в разделах
До поступления в школу детям необходимо усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
В процессе математического и общего умственного развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых математических задач.
Решение математических задач способствует развитию мышления, способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением упражнения,
Решение арифметических задач имеет огромное значение для развития речи. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное.
Задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности.
Специфика обучения детей дошкольного возраста математике
Математическое развитие дошкольников – это процесс «качественных изменений, которые осуществляются на уровне познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» [14].
Формирование первых теоретических познаний в математике и практических умений у дошкольников должно реализовываться таким образом, чтобы подготовка давала не только отработку практических навыков счета и выполнения элементарных математических операций, но и обширный совершенствующий результат в целом в развитии личности ребенка. В ходе регулярного изучения основ математических знаний дети овладевают специальной терминологией наименованиями чисел, геометрических фигур, составляющих элементов фигуры (грань, глава, основа) и т. п.
Обучение основам математических знаний обретают особенную значимость во взаимосвязи с формированием у ребят познавательной заинтересованности, умений выражать волевые действия в ходе решения задач из разных областей математики (арифметика, геометрия).
Обычно, учебные задачи в процессе обучения находят решение в комбинировании с воспитательными. Таким образом, педагог обучает ребят быть организованными, самостоятельно думать и приходить к решению, тщательно выслушивать, исполнять данное задание. Эта работа подтягивает ребят, содействует развитию у их целенаправленности, организованности, ответственности. Подобным способом обучение математике гарантирует детям многостороннее развитие.
Среди вопросов развития простых математических познаний и дальнейшего формирования основ математической компетенции у детей необходимо особо отметить основные задачи, а собственно:
получение познаний о большом количестве, части, величине, фигуре, месте и времени равно как почвах точного формирования;
развитие основ ориентации в численных, пространственных и временных отношениях находящейся вокруг реальности;
развитие умений и умений в счете, вычислениях, измерении, прогнозировании, общеучебных умений;
освоение терминологии;
формирование познавательной заинтересованности у ребенка [25].
Эти задачи обычно находят решение педагогом в то же время в любом занятии по математике, а кроме того в ходе организации разных видов самостоятельной детской деятельности.
На занятиях по математике формируются простейшие виды практической и интеллектуальной работы дошкольников. Под видами работы в данном случае выступают методы анализа предмета с использованием количественной характеристики, замера, Овладевая данными действиями, дети усваивают принципы анализа предмета, цели и методы работы в этой связи, а кроме того принципы, обеспечивающие развитие познаний в целом.
Ключевой проблемой формирования у детей основ математических знаний в ДОУ представляется подготовка к счету.
Одновременно дошкольников обучают сопоставлять объекты согласно величине (объему) и в итоге сопоставления отмечать соответственными терминами результаты своих действий и умозаключений («больше меньше», «узкий широкий» и др., конструировать круг объектов согласно их объему в режиме увеличения (возрастания) либо снижения (большой – маленький, меньше, самый большой и пр.). Для того чтобы малыш выучил данные приемы работы и их терминологические особенности следует создать у него определенные понятия, обучить его сопоставлять объекты между собою вначале напрямую накладыванием, а позже опосредствованно с помощью замера. [5]
Задачи математического развития в дошкольном детстве определены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве. Выполнение этих задач должно обеспечивать реализацию принципа преемственности в развитии и воспитании ребенка на дошкольной и начальной школьной ступенях образования.
Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются :
развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
развитие активности и инициативности детей;
воспитание готовности к обучению в школе : развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки [17].
Содержание математического развития детей дошкольного возраста определяется, наряду с целями и задачами, следующими важными факторами.
Дошкольник завладевает основы математических понятий в основном на занятиях, пребывая в коллективе ровесников, что позволяет создавать атмосферу позитивных общественных отношений среди ребят. В ходе развития математических представлений у дошкольников формируются дисциплинированность, организованность, активность, познавательный интерес, появляются инициативность и заинтересованность в решение математических задач.
Задачи находят решение не отдельно, а совокупно, в близкой взаимосвязи друг с другом. Будучи направлены на математическое развитие дошкольников, они совмещаются с исполнением вопросов высоконравственного, трудового, физического и эстетического обучения, т. е. многостороннего формирования личности дошкольников. Совокупный аспект к их исполнению более результативный способ изучения детей дошкольного возраста. Задачи определяют содержание предматематической подготовки в детском саду [3].
Полноценное математическое развитие гарантирует сформированная, направленная работа, в процессе каковой педагог разумно определяет перед ребятами познавательные проблемы, показывает пути их решения. Намеренно сформированная работа обучающего и обучаемых, идущая согласно введенному системе и в установленном порядке, именуется формой обучения.
В работе ДОУ новые навыки и знания предоставляются порционно, в течении нескольких занятий. К примеру, первоначально ребята познакомились с длиной, потом шириной и, в конечном итоге, высотой предмета.
Постепенность в усложнении программного материала и методичных способов, сориентированных в понимание познаний и умений, дает возможность детям ощутить достижения в собственной труде, собственный успех, а это в свою очередность содействует формированию у них заинтересованности к занятиям математикой [4].
При разъяснении нового материала следует основываться на существующих уже у дошкольников навыках и понятиях, подкреплять заинтересованность ребят в процесс обучение, пользоваться игровыми методами, активизируя интерес к деятельности, направлять мыслительные операции детей к независимым заключениям, обучать доказывать собственную точку зрения, стимулировать многообразные виды решений.
Решению всякой программной задачи отдается несколько занятий, и далее в целях закрепления к ней много раз возвращаются в течение учебного года. Число занятий по каждой теме определяется трудностью темы и успешностью ее освоения детьми.
Итак, математические знания и навыки у детей формируются поэтапно и дозировано, в ходе познания окружающего мира, и образовательных задач ДОУ – помочь им с помощью постановки познавательных задач, а также адекватных путей и способов их решения.
Таким образом, ребята обучаются сопоставлять множества по числу, количеству, свойствам, делая при этом количественный и структурный анализ множества. Сопоставляя объекты по форме, дети акцентируют внимание на объеме отдельных его составляющих, сравнивая их между собой.
Так, математическое развитие дошкольников подразумевает обширную программу приобщения их к работe, в этом случае математической, каковой руководит старший педагог, папа или мама.