Постникова Снежана
Особенности обучения дошкольников английскому языку
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Особенности обучения дошкольников английскому языку
Педагог дополнительного образования Постникова С. Н.
Всем известна важность обучения детей 4 - 6 лет иностранным языкам. Известно, что изучение иностранного языка всесторонне развивает личность ребенка: память, внимание, прилежание, языковую догадку, эрудицию, дисциплину; делает ребенка более активным; приучает его к коллективным формам работы в группе; пробуждает любознательность, формирует ребенка интеллектуально и эстетически. Кроме того, появляется реальная возможность подготовить детей к дальнейшему серьезному изучению иностранному языку в школе. Начав изучение английского языка во втором классе, наши дети не будут испытывать страх перед незнакомым языком, они уже будут знакомы с английским алфавитом, будут иметь достаточно большой запас слов, чтобы чувствовать себя уверенно на уроках английского языка.
Публикация «Особенности обучения дошкольников английскому языку» размещена в разделах
Любой язык представлен фонетическим, грамматическим и лексическим материалом, а изучение этого языка заключается непосредственно в освоении данного материала путем овладения основными видами речевой деятельности. И хотя обучение дошкольников фонетическому, грамматическому и лексическому аспекту английского языка осуществляется в тесной взаимосвязи, исходя из физических, психологических и интеллектуальных особенностей детей данного возраста, можно утверждать, что процесс обучения лексике является для них основополагающим.
Фонетическому аспекту обучения уделяется меньше внимания, так как в этот период у детей идет процесс формирования произносительных навыков на родном языке, который является более важным, чем процесс совершенствования английского произношения. Грамматика также не является приоритетным направлением, поскольку даже носители языка в возрасте 4 – 5 лет говорят с грамматическими ошибками. Большая часть грамматических явлений не объясняется и не систематизируется, а освоение их осуществляется на основе речевых образцов, которые употребляются функционально для выражения коммуникативного намерения говорящего. Таким образом, основное внимание сосредоточено на языке как на средстве коммуникации, а не на своде грамматических правил.
Так, на начальном уровне обучения иностранному языку основной упор делается на развитие понимания у детей разговорного английского и закладываются основы произношения:
полное восприятие развивается через постоянное употребление элементарных английских слов;
фразы и речевые клише заучиваются из песен и чантов;
распознавание и употребление простых слов происходит во время игры.
“Основной материал языка – это лексика, слова. Как не построить дом без кирпичей, так и не овладеть языком, не усвоив необходимого количества слов”. Количество слов, речевых клише, а также лексические темы, представленные для изучения, варьируются в зависимости от каждого учебного курса или индивидуальной программы учителя. Однако существуют определенные критерии отбора лексического материала для детей дошкольного возраста :
все слова, изучаемые на данном этапе, должны означать понятия, хорошо известные ребенку на родном языке;
слова должны иметь частое употребление в языке и большую сочетаемость друг с другом.
Общеизвестен факт, что дети исследуемого возраста лучше всего усваивают слова, обозначающие конкретные предметы, которые можно увидеть или потрогать руками, и глаголы, обозначающие движение и действия, которые можно продемонстрировать. Следует отметить, что отбор лексического материала при работе с детьми 4 – 6 лет должен быть рассчитан на формирование активного вокабуляра (простейшие слова основного словарного фонда английского языка) и пассивного вокабуляра, сформированного на основе традиционных английских песенок и чантов, а также видеоматериалов, используемых на занятиях. Примерную лексическую тематику, предлагаемую для изучения на данном этапе, можно представить в виде следующих тем: английский алфавит, счет, цвета, приветствия, игрушки, животные, семья, части тела, еда, одежда.
При планировании презентации и отработки лексического материала с детьми младшего возраста необходимо, в первую очередь, принимать во внимание «такие их особенности, как любознательность, конкретно-образное мышление, непроизвольное запоминание, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, любовь к игре, преобладание диалогической речи над монологической, чрезмерная двигательная активность. Поэтому в процесс работы активно включаются стихи, игры, песни. Разучивая стихи и песни, дети двигаются в такт словам, во время игр они произносят рифмовки, а игровые моменты присутствуют во всех видах деятельности».
С. Филипс выделяет одну такую характерную особенность маленьких детей, которая подтверждает важность обучения именно лексическому аспекту английского языка : дети очень быстро заучивают слова, но достаточно медленно запоминают фразы. Это происходит потому, что слова имеют ощутимое немедленное значение, тогда как польза структур и выражений менее очевидна. Так, например, просьба, выраженная словом “Pencil!”, имеет тот же результат, что и фраза “Can I have a pencil?”. Дети учат фразы блоками, например, фраза “I’ve got” запоминается как единое слово “Ivegot”, а не как три разных слова. Таким образом, для того чтобы научить детей запоминать фразы и структуры, необходимо повторять их снова и снова в разных контекстах, используя при этом различный вокабуляр.
Обучение лексике, как правило, является поэтапным. К основным этапам работы над лексикой относятся: ознакомление с новым материалом (оно включает в себя работу над формой слова, в частности над его произношением); первичное его закрепление (содержит определенное количество упражнений); развитие умений и навыков использования лексики в различных видах речевой деятельности (если говорить о дошкольном возрасте, то это – говорение и аудирование).
Поскольку у детей 4 – 6 лет игровая деятельность является ведущей, обучение любому аспекту языка, в частности лексике, должно базироваться на большом количестве разнообразных игр. Это позволяет ввести и, что более важно, отрабатывать новые лексические единицы в увлекательной форме в течение определенного количества времени.
Музыкальный вид деятельности представлен песнями и чантами, помогающими закреплению языкового материала, расширению и закреплению лексических единиц и речевых образцов. Когда слова соединены ритмом и музыкой, они являются более эмоциональными и индивидуально значимыми и лучше запоминаются. Практика показывает, что после разучивания стихотворения, рифмовки, их лексическое содержание включается в активный словарь ученика.
Что касается наглядности, дети дошкольного возраста учатся через восприятие пяти органов чувств и еще не понимают абстрактных вещей. По этой причине многие преподаватели используют total physical response – TPR. Это означает, что дети изображают жестами, мимикой или действиями то, о чем говорят. Чем младше дети, тем важнее использовать TPR. Особенно рекомендуется данный вид деятельности при изучении лексики, связанной с глаголами движения, хотя при помощи двигательных упражнений можно отрабатывать любую лексическую тему, если дети уже владеют определенным набором команд на английском языке.
Следует отметить, что лексика запоминается лучше всего, когда значения слов продемонстрированы наглядно, при помощи картинок, жестов, мимики или предметами. Поскольку у дошкольников развита преимущественно образная память, средства наглядности служат не только для раскрытия значения слова, но и для его запоминания. Здесь помогает использование таких вспомогательных средств, как игрушки, рисунки, реальные предметы, которые в большом количестве демонстрируются детям на занятии. Далее дети совместно с преподавателем отрабатывают эти слова, употребляя их в соответствующих контекстах, чтобы зафиксировать их в памяти. Кроме того, преобладающим видом детского творчества в раннем возрасте является рисование. Следовательно, творческий потенциал ребенка должен быть максимально учтен в процессе обучения его лексике английского языка, что объясняет большое количество заданий на раскрашивание, вырезание и наклеивание, обведение по точечкам и других при отработке изучаемых слов.
Особое внимание уделяется системе упражнений, рекомендуемой для отработки и закрепления лексического материала на начальном этапе изучения английского языка. В системе упражнений, развивающих любой вид речевой деятельности, выделяются две подсистемы – подготовительные упражнения и речевые упражнения. При обучении английскому языку детей 4 – 6 лет следует говорить об использовании подготовительных упражнений, поскольку речевые упражнения должны проводиться на текстах, обладающих значительным потенциалом в плане решения не только коммуникативных, но и познавательных задач, что для рассматриваемого возраста невозможно. Для формирования лексических навыков у дошкольников рекомендуются следующие упражнения:
угадывание (слов, игрушек, картинок, отгадывание загадок);
рисование, лепка, аппликация, раскрашивание и называние того, что изображено, что слепили дети;
физкультминутка или TPR (называние действий, выполнение действий и команд);
игра на внимание/понимание (учитель называет лексическую единицу и показывает игрушку или картинку; дети повторяют хором только те слова, которые имеются на картинке);
выбор слов/картинок по теме или по ситуации;
соревнование;
игра «лото» с картинками/домино;
повторение слов по принципу «снежного кома»;
общение детей в рамках тематики.
На введение новой лексики использую очень много видов упражнений. Запоминание будет активнее, если эти упражнения будут разнообразными. Например:
«Кто быстрее?». Учитель называет предметы в комнате, предметы, изображенные на развешанных по стенкам картинах, цвета, части тела. Кто из детей быстрее дотронется до этого предмета, картинки, найдет предмет данного цвета, тот и победил.
Лото. При игре в лото, которую дети очень любят, учитель вытаскивает не картинки, а надписи, обозначающие предметы, нарисованные на картинках у детей. Учитель спрашивает: «Who has a cat? Who has a wolf?”. Тот у кого на карточке есть нужная картинка, отвечает: «I have». Лото должно быть тематическим.
Кот в мешке. Водящий отворачивается, учитель показывает детям любую игрушку и спрашивает, например: “Is it a cat or dog?”. Водящий отвечает, остальные дети сразу же откликаются на то, угадал их товарищ или нет.
Кот в мешке 2. ребенку завязывают глаза и дают в руки какой-нибудь предмет (например, картошку, ребенок ощупывает его и спрашивает: «Is it orange? Is it ?». Как только предмет правильно назван, остальные дети откликаются.
Что куда? Целью данного упражнения является закрепить изученные слова и цвета. Детям предлагается коробка с предметами, названия которых они уже знают. Все предметы разных цветов, учитель приносит другие пустые коробки, каждая из которых соответствует определенному цвету, красная, синяя и т. д. Дети по очереди выбирают, не подглядывая, предмет, называют его по-английски и кладут его в коробку соответствующую цвету предмета, при этом, называя цвет коробки.
Таким образом, мы можем сделать выводы, что подбирая материал к занятию, необходимо учитывать любовь детей к звукоподражательным и звукоизобразительным словам и, опираясь на это свойство возраста, прививать детям вкус к чужому языку, вводить их в его атмосферу.
Основные приемы активизации лексики у детей дошкольного возраста
Ведущие отечественные психологи и педагоги всегда подчеркивали, что факт общения является необходимым для становления человека как личности. Важную роль в формировании навыков общения играет развитие речи. Дети, у которых сформированы речевые навыки, свободно выражают свои мысли, чувства, могут рассказать о своем эмоциональном состоянии, отношении к окружающему миру.
Формированная речь в дальнейшем облегчает обучение ребенка в школе. Изучение иностранного языка помогает в формировании родной речи, правильного ее произношения, а также вводит ребенка в мир другой культуры, как языка, так и общения. Кроме коммуникативной функции, обучение иностранному языку способствует развитию памяти, творческого воображения, мышления, расширению кругозора. Когда язык естественно вплетен в повседневную жизнь ребенка, он начинает использовать его в игре, в общении с окружающими, что является гарантией успешного овладения языком.
В начале обучения дошкольников необходимо создать положительную естественную мотивацию.
Занятия организуются таким образом, чтобы постепенно перейти к активной речи детей в виде предложений. Прежде чем дети начнут общаться и говорить на иностранном языке, необходимо, чтобы они успешно усвоили лексические единицы языка. На каждом занятии используются разнообразные приемы обучения и навыки, а преемственность этапов обучения и последовательность введения языкового материала обеспечивают прочность усвоения материала.
Основой всего курса обучения в детском саду является обучение лексики, куда входят следующие темы: «Животные», «Игрушки», «Цвета предметов», «Счет до 20», «Глаголы движения», «Семья», «Спорт», «Транспорт», «Мое тело», «Продукты», «Времена года».
При обучении детей дошкольного возраста английскому языку использование средств яркой красочной наглядности выступает на первое место. При этом усвоение лексики идет более успешно, если ребенок видит пред собой игрушку, красочную картинку и сам выполняет с ней действия, так как в этом случае ему не требуется постоянного перевода. Необходимо иметь несколько вариантов в изображении предмета, чтобы ребенок мог составить несколько фраз с этим словом, употребляя его в разных структурах.
Таким образом, прежде чем дети начнут говорить и общаться на английском языке, им необходимо усвоить основные лексические единицы языка. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он учится. Игра является одним из эффективных приемов обучения, использование которого делает иностранный язык любимым предметом дошкольников. Игры должны быть интересными, несложными и оживленными, способствовать накоплению иноязычного материала и закреплению ранее полученных знаний.
На начальном уровне обучения иностранному языку основной упор делается на развитие понимания у детей разговорного английского и закладываются основы произношения. Необходимо создать положительную психологическую установку у ребенка на иноязычную речь. Способом создания такой положительной мотивации является игра. Игры на уроке должны быть изолированными и эпизодическими. Необходима сквозная игровая методика, объединяющая и интегрирующая в себя другие виды деятельности обучения языку. В основе игровой методики лежат создание игровой ситуации и принятие ребенком или преподавателем той или иной роли.
Обучение иностранному языку в детском саду направлено на воспитание и развитие детей средствами предмета на основе и в процессе практического овладения языком как средством общения.
Но невозможно овладеть языком без усвоения отдельной лексики, потому что основной материал языка – это лексика, слова. Ребенок не научится говорить связным текстом, если его словарный запас будет мал. В данной работе мы попытались осветить основные приемы активизации лексики английского языка.
Изучив литературу по теме, можно с уверенностью сказать, что дошкольники обладают способностью к быстрому освоению лексики. Но обучение лексики должно быть поэтапным: знакомство со словом, его закрепление, употребление в видах речевой деятельности. Все лексические единицы должны быть продемонстрированы наглядно.
Если задания по усвоению лексики разнообразны, интересны, то они будут хорошо запоминаться.
Таким образом, дошкольный возраст уникален для овладения иностранного языка, поэтому просто необходимо это использовать. Изучив основной лексический материал в детском саду, в школу дети придут с определенными навыками и умениями, уже полностью готовые к чтению и письму.
Список использованной литературы
1. Агурова, Н. В. Гвоздецкая, Н. Д. Английский язык в детском саду [текст] – М. : Просвещение, 1963. – 87 с.
2. Бим, И. Л., Биболетова М. З. Возможные формы и содержание курсов обучения иностранным языкам в начальной школе // Иностр. языки в школе [текст]-1991.-№2-С. 23-24.
3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии [текст] – 1966 - №6. – с. 62-76.
4. Гальскова, Н. Д., Глухарева Е. А. Раннее обучение иностранным языкам в ФРГ. //Иностранные языки в школе [текст] - 1991. - №1. - С. 98-91.
5. Евсеева, М. Н. Программа обучения английскому языку дошкольников. – М. :Панорама, 2006.
6. Леонтьев, А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком [текст] // Иностранные языки в школе. – 1985. - №5. – с. 24.
7. Негневицкая, Е. И., Никитенко, З. Н., Ленская, Е. А. Обучение английскому языку детей 6 лет : Методические рекомендации в 2-х частях – М. : просвещение, 1993.
8. Никитенко, З. Н. Технология обучения лексике в курсе английского языка для детей 6 лет / Иностранные языки в школе. – 1991. - №4. – с. 52-59.
9. Шишкова, И. А., Вербовская,М. Е. УМК «Английский язык для малышей». – М. : 2002.
10. Вронская И. В. 105 занятий по английскому языку для дошкольников. С. П., Каро, 2005