Приложение МААМ

Основы нравственного воспитания детей раннего возраста

Гузель Мирхайдарова
Основы нравственного воспитания детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Ребёнок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего возраста. Многое начинается с привычки.

Нравственное поведение – поведение глубоко сознательное основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в том возрасте, о котором идёт речь, ребёнок, ещё не способный к сознательным нравственным поступкам, под руководством взрослых усваивает привычные нормы поведения которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе.

Публикация «Основы нравственного воспитания детей раннего возраста» размещена в разделах

У маленького ребёнка нужно воспитывать положительное доброжелательное отношение к окружающим его взрослым, желание охотно выполнять их просьбы. На развитии у ребёнка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому необходимо тесное сотрудничество между воспитателями и родителями. Чтобы были единые требования для ребёнка как в детском саду, так и в семье. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить «Никому не давай свою игрушку,её сломают». В детском саду же воспитатель учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать как поступить малышу? Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность, а иногда рождают хитрость, приспособленчество.

Ребёнку нет ещё и года, а его приучают погладить куклу по голове, покормить игрушечную собачку (сами же взрослые могут на глазах у малыша покормить и живую кошку или птичку)

На втором году малыша учат, делиться с окружающими игрушками, сочувствовать тому кто упал, ушибся, плачет. Ребёнок чуть постарше приобретает привычку помогать младшим. В детском саду ребёнок получает богатый опыт взаимоотношений со сверстниками.

В этом возрасте ребёнок должен освоить правила - уступить, поделиться. Пример других, поощрение воспитателем его первых уступок, поддержанное родителями, учат детей уступать другим. Нужно малыша упражнять в доброте, создавать ситуации, в котором могла бы формироваться привычка оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, услугу, проявлять заботу.

Сначала малыш поступает так, как подсказывают ему взрослые: помогает воспитателю, бабушке и другим взрослым, делится гостинцами со сверстниками и т. п. Постепенно у него формируются соответствующие привычки, и он уже испытывает потребность поступать именно так. Полезно давать детям посильные поручения; подать бабушке очки или принести отцу одежную щётку, полить под руководством старших комнатные растения, помочь матери нести небольшую покупку. Особенно ценно научить малыша браться за дело по собственной инициативе: увидел что газета упала, отнеси на место, разбросал игрушки- собери. Сейчас ребёнку все это интересно. Он охотно, с большим желанием выполняет любые поручения взрослых и бывает очень рад, когда его хвалят, подчеркивают, что он «уже большой»

Привитие малышу навыков и привычек, связанных с самообслуживанием (одеваться, умываться, есть и др., с оказанием помощи членам семьи, - начало трудового воспитания, формирования трудолюбия как черты характера.

Для того чтобы эта ценная черта характера была сформирована в будущем, уже в раннем детстве ребенка приучают уважать труд взрослых (няни – в детском саду; родителей, бабушки – дома) : не сорить, вытирать ноги или переобуваться, входя в помещение и т. д.

В одних случаях взрослые опираются на возрастающую потребность детей в проявлении самостоятельности (формируя привычку, скажем, складывать игрушки, самостоятельно умываться, оказывать посильную помощь взрослым и младшим детям, в других – побуждают ребёнка к сочуствию. В третьих – радуются вместе по поводу правильного поступка.

Как и при воспитании гигиенических навыков, в формировании нравственности с успехом могут использоваться игра, детские праздники, где ребёнок может выступать в роли гостеприимного хозяина. Угощая и одаривая участников. Играя, например, в доктора, малыш приобретает такое качество, как готовность оказать помощь «пострадавшим»- плюшевым зайцам, мишкам или или своим сверстникам. Взрослые поддерживают подобные игры. Включаясь в детскую игру, руководят ею и направляют действия ребенка

Делить одно яблоко на всех

Психолог Екатерина Аруцева, у которой трое собственных и двое приемных детей-инвалидов, считает, что родители часто (как это ни странно) не достаточно любят своих детей :

«Детей надо любить, тогда они вырастают добрыми. Любить – значит понимать, уметь их слушать, быть отзывчивым к их нуждам. Если говорить о каких-то методах, то детей воспитывают не словами, а личным примером. Если родители добры к детям, друг к другу и окружающим (не в ущерб детям, конечно, то и дети вырастают добрыми.

Если в доме принято делить все на всех: единственную конфету на всех, единственное яблоко на всех, дети учатся быть добрыми. Легко отдать то, чего много, доброта – это когда ты отдаешь то, чего мало, но хочется всем. Нужно учить детей дарить подарки. Причем отдавать нечто важное, ценное для самих детей, но при этом, не покушаться на что-то для них сокровенное. Учить отличать доброту от откупа. Можно купить дорогой, но не нужный подарок, а можно совсем дешевый, но ценный своей нужностью.

Дарить можно время, любовь, тепло, заботу, добрые слова. Детям нужно рассказывать о трудностях и горестях других людей или животных. Учить сочувствию, но не жалости. Хорошо, когда родители вместе с детьми делятся вещами или игрушками, в которых дети уже не нуждаются. Проще все это выбросить, но лучше позаботиться о том, чтобы найти тех, кто в этом нуждается, и поделиться. Это тоже воспитательный момент. Но самое главное, конечно, любовь и доброта самих родителей».

Итак, если мы хотим, чтобы наши дети были заботливы и внимательны, благородны и отзывчивы, сочувствовали трудностям и старались помочь, нам ничего не остается делать, как подобреть самим. Совершив это усилие над собой, мы сделаем первый шаг на пути к ответу на вопрос, заданный вначале: «Как воспитать ребенка добрым».

Публикации по теме:

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –ДЕТСКИЙ САД № 69 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Консультация для.

«Этнография — неотъемлемая часть духовно — нравственного воспитания детей» Со страниц многих печатных изданий мы слышим призыв к формированию этнокультурной компетентности дошкольника. Что же такоё этнос? В словаре.

Консультация для родителей. «Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Младший дошкольный возраст очень важный период в социально нравственном развитии детей. В этом возрасте у детей активно формируются представления.

Консультация для родителей «Постоянство и единство воспитания детей раннего возраста» Одним из основных педагогических правил является обеспечение постоянства приемов и единства подходов к ребенку со стороны всех лиц, имеющих.

Основы гендерного воспитания у детей дошкольного возрастаОсновы гендерного воспитания у детей дошкольного возраста Понятие о гендерном воспитании. Гендерное воспитание –формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, это необходимо.

Проектирование процесса духовно-нравственного воспитания детей 5–6 лет «Дружная семья народов» Задачи: 1. Продолжать вызывать у детей интерес и формировать представления об образе жизни людей, их традициях, обычаях, фольклоре и национальных.

Консультация для родителей «Фольклор как средство нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации» Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 1. Характеристика понятия «адаптация» С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы нравственного воспитания детей раннего возраста
Опубликовано: 22 мая 2016 в 11:41
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основы нравственного воспитания детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Гузель Мирхайдарова (УИ 626007) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД