Получи документы

Особенности работы с детьми раннего возраста в летний период по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром

анна лобанова
Особенности работы с детьми раннего возраста в летний период по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы

Лето – наиболее благоприятная пора для закаливания организма. Поэтому мы должны стремиться к максимальному пребыванию детей на свежем воздухе и все занятия, по возможности проводить на улице. В связи с этим мы должны продумывать содержание и организацию занятий с тем, чтобы использовать знакомство детей с природным окружением, материалом. Если в холодный период года в занятиях с детьми в основном используем игрушки, то природа дает богатейший естественный материал, который может быть использован для всестороннего развития ребенка.

Публикация «Особенности работы с детьми раннего возраста в летний период по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах

В летнее время детям доступны песок, вода, камешки, шишки, их окружает разнообразная растительность. Они могут наблюдать животных, насекомых, птиц в естественных условиях. Использование разнообразного природного материала способствует развитию всех анализаторов и всех видов восприятия.

Разнообразная деятельность на участке совершенствует развитие двигательных функций, содержанием всех занятий в летний период должно быть повторение программного материала. Но это значит, что занятия должны проводиться точно так же, как мы проводим их зимой, т. е. полностью копировать их. Программное содержание занятия должно быть то же, а форма его проведения, методические приемы - должны быть иные.

Остановимся на занятиях по развитию речи. Летом мы повторяем с детьми сказки, потешки, стихи те, что легко драматизировать, или «Ай-тюшки-тюшки», «Кисонька-мурысынька», «Солнечные зайчики», сопровождать текст игровыми и имитационными движениями, или используя фланелеграф.

Рассказывание сказок также можно разнообразить: кроме настольного театра, фланелеграффа, можно использовать дидактические упражнения типа «Что не так, кто лишний». Суть его в том, что в группу животных персонажей определенной сказки попадает герой из другой сказки. Дети должны заметить ошибку и исправить ее. Например, репку тянут: дед, бабка, внучка, жучка, а вместо кошки – заяц. Дети должны исправить ошибку – назвать кошку, а зайца «отнести» в сказку «Теремок». Эти маленькие головоломки доставляют детям много радости и позволяют выяснить, как усвоено содержание сказки. Можно перед тем, как рассказывать сказку, предложить вниманию детей присказку.

Можно организовать подвижные игры – инсценировки по стихотворениям, потешкам. Например, по стихотворениям Г. Бойко «Гуси-гусенята», Е. Рыбок «Васенька». В них дети закрепляют знания о домашних животных и птицах, их повадках. Описание подобных игр и тематических досугов есть в книгах С. Н. Николаевой «Экологическое воспитание младших дошкольников» и С. Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми младшего возраста».

Переходя во вторую млад. группу, дети должны хорошо знать предметы одежды, посуды, мебели и их назначение, уметь группировать их. Поэтому занятия по рассматриванию нужно проводить ежемесячно в форме наблюдения, показа инсценировки, дидактической игры. Дети должны не только называть вещь и рассказывать о ее назначении, но и показывать, как с ней действовать, наливать из чайника чай, в кастрюлю воду, закрывать ее крышкой, ставить на плиту. Нужны и занятия на группировку предметов: «Куда что положить», «Магазин» с отделами игрушек и посуды, где дети распределяют товар по соответствующим столикам.

В летние месяцы с детьми следует проводить целевые прогулки по территории сада, показывая им самые живописные и интересные места: куст цветущей сирени, жасмина, клумбу, газон с одуванчиками. Умение воспитателя любоваться этими уголками передается малышам, воспитывая у них способность замечать красоту окружающей природы.

Воспитатели не должны проходить мимо других интересных объектов наблюдения, которые в районе д/ с могут быть интересны для детей: куры, гуси, корова, теленок и другие животные. Они могут быть и не запланированы, но воспитатель должен использовать каждую возможность более полного знакомства детей с окружающим миром. Регулярно следует проводить прогулки на огород. Дети наблюдают, как растут овощи, отмечают способы ухода за ними (поливка, прополка). Овощи рассматривают по мере их роста, отмечаются изменения. Дети усваивают собирательное понятие «овощи», запоминают, что они растут на грядке, в земле. Целесообразно сделать небольшие альбомы: «Овощи», «Фрукты». На первой странице одного из них поместить картинку с изображением огорода, а на последующих – овощей. В другом альбоме – фруктовый сад и фрукты.

Надо продолжать также знакомить детей и с видами транспорта, отмечать общие для машин признаки: кабина, кузов, колеса. В кабине – руль, за рулем сидит шофер.

На участке в летнее время постоянно должны быть созданы условия для самост. худ. деятельности детей: рисования и лепки. Дети могут рисовать палочками на земле, мелками на асфальте, карандашами и красками на бумаге и мольберте.

В самостоятельной деятельности в летнее время нужно использовать также мозаику для выкладывания, сотворчество воспитателей и детей в рисовании, поделках. Эти работы надо помещать на видное место, чтобы дети их видели. Некоторые работы по лепке нужно раскрасить и использовать для рассматривания и игр.

Летом мы должны познакомить детей с водой, песком, растениями и способами действий с ними. Этому будут посвящены специальные занятия. Проводить их следует еженедельно. Эти занятия проводятся подгруппами в форме наблюдений, дидактических игр, действий с природным материалом. Природный материал: шишки, камешки, глина, веточки, кора, крупные семена должны находиться в свободном пользовании детей. Воспитатель в присутствии детей может выполнить поделку, поясняя свои действия. Сделать какой-либо макет на знакомый детям сюжет. У детей будет развиваться интерес к подобным действиям.

Лето – время, когда дети могут знакомиться со всем разнообразием растительного мира. Знакомство с растениями расширяет у детей ориентировку в окружающем мире, способствует развитию анализаторов, нравственному и эстетическому воспитанию. Дети должны узнавать и называть траву, дерево, кусты, цветы.

Детей раннего возраста нужно знакомить с растениями ближайшего окружения : участка, улицы, луга. Во время прогулки воспитатель обращает внимание на красивые цветы, их окраску, называет их. Обязательного усвоения названия цветов от детей требовать не нужно. Постепенно в процессе многократных наблюдений дети запоминают сами наиболее распространенные в ближайшем окружении цветы : одуванчик, ромашку, колокольчик. Помимо знакомства с растениями детям нужно сообщить элементарные сведения о бережном обращении с ними: нельзя рвать много цветов, их нужно рвать с длинным стеблем, ставить их в воду, т. к. без воды цветы засохнут.

Наблюдения за цветами, дидактические игры с листьями, цветами можно проводить с небольшими подгруппами детей в самостоятельной деятельности. Следует рассмотреть цветники на участке детского сада, обратить внимание на зеленую траву на газонах, продолжать воспитывать эстетическое восприятие и бережное отношение к растительному и животному миру.

Воспитателям следует помнить, что любая деятельность, особенно в ознакомлении с окружающим миром, природой должна, быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

ЛИТЕРАТУРА:

1. В. В. Гербова, А. И. Максонов. Занятия по развитию речи в первой младшей группе. М. ,1986.

2. Г. Н. Родина, Э. Г. Пилюгина. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. М., 1987.

3. С. Н. Теплюк. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. М., 2003.

4. С. Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. М. ,2006.

5. Ю. А. Акимова. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М., 2009.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Организация игры в летний период с детьми раннего возраста» Организация игры в летний период с детьми раннего возраста. Лето – самое интересное время года, для детей раннего возраста. В летний период.

Значение и особенности организации работы по развитию речи с детьми раннего возраста 1 слайд:Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста: * Речь раздвигает рамки социального бытия ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы с детьми раннего возраста в летний период по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
Опубликовано: 10 июня 2015 в 08:19
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности работы с детьми раннего возраста в летний период по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром» (включая файлы) размещена пользователем анна лобанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД