Получи документы

Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть первая)

Ирина Гурова
Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть первая)
▼ Скачать + Заказать документы

часть 2

Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Заучивание стихотворений с детьми – это испытанный приём развития речи.

Заучивание стихов расширяет кругозор ребёнка, обогащает словарный запас; вырабатывает навыки произношения звуков в словах, фразах; развивает слуховое внимание, способности запоминания, чувство ритма и рифмы; учит восприятию такого жанра, как поэзия; формирует общий уровень культуры человека.

Публикация «Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть первая)» размещена в разделах

Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, испытывают значительные трудности запоминания стихотворных текстов. Причинами этих трудностей являются:

• отставание в развитии слухового внимания и слуховой памяти;

• нарушения чувства ритма;

• отклонения в формировании слоговой структуры слова;

• отставание в развитии всех сторон речевой функциональной системы;

• нарушения моторики;

• недостаточная мотивация к заучиванию художественных произведений.

Имеющиеся у детей нарушения могут отрицательно влиять на некоторые возрастные и индивидуальные особенности их памяти. Это не позволяет им в полной мере овладеть способами заучивания стихотворного материала.

Возрастными особенностями памяти детей 4-5 лет являются следующие:

• Память носит непроизвольный характер. Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть прочным и точным. Если события этой поры имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь.

• У большинства нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста хорошо развита механическая память.

Возрастными особенностями памяти детей 5-7 лет являются:

• Память постепенно приобретает элементы произвольности. Сначала ребенок осознает цель припомнить, а затем и цель запомнить, овладевает умением выделять и усваивать мнемические средства и приемы.

Реминисценция - более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным, т. е. отсроченное припоминание.

У каждого ребёнка есть также индивидуальные особенности памяти. Так, информация поступает к человеку от пяти органов чувств. Однако ведущим является часто только одно из них. Установлено, что у каждого человека свой способ восприятия и запоминания информации. По ведущему способу восприятия и запоминания информации психологи словно подразделяют людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков.

Визуал запоминает лучше то, что увидел. Картинка, образ – для визуала главное. Наиболее понятное объяснение для него – наглядность: картинки, схемы, графики и т. д.

Аудиал воспринимает мир главным образом через слух. Для него важнее не то, что говорят, а то, как это сказано – тембр, интонация, тон.

Для кинестетика важнее чувства, двигательные и тактильные ощущения.

Комплексное логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей средней группы в начале учебного года показало, что у большинства детей с ОНР нарушены те функции, которые необходимы для успешного заучивания стихотворных текстов: у 62,5 % детей нарушено слуховое восприятие неречевых звуков, у 75% – зрительная память, у 87,5 % детей наблюдались нарушения зрительно-вербальной памяти и чувства ритма. У всех детей (100%) являлись нарушенными вербальная память, звуко-слоговая структура слова, все виды моторики (см. таблицу и график "Исследование состояния функций, влияющих на возможности запоминания стихотворных текстов" в ПРЕЗЕНТАЦИИ к следующей публикации).

Полученные результаты обследования речевых и неречевых функций у детей помогли убедиться в необходимости комплексного коррекционно-развивающего воздействия с целью улучшения возможностей детей с ОНР заучивания стихотворений.

Целью работы являлось улучшение возможностей заучивания стихотворных текстов детьми.

На занятиях по заучиванию стихотворений ставились задачи:

• вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,

• помочь понять содержание текста в целом и отдельных трудных слов и выражений,

• обеспечить запоминание стихотворения,

• научить выразительно читать стихотворение перед слушателями,

• воспитывать любовь к поэзии.

Методика работы по заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста

В основу практической работы была положена классическая методика заучивания стихотворений (А. М. Бородич, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичёва, В. К. Локтарёв, а также современные разработки Р. В. Милютиной, Л. А. Валуевой и др., раскрывающие особенности работы с детьми, имеющими различные трудности запоминания.

Очень важно правильно подобрать стихотворный материал. Так, стихотворения для детей дошкольного возраста не должны быть большими: 1 – 2 строфы для детей младших и средних групп, несколько больше – для старших.

При подборе текстов необходимо учитывать, прежде всего, речевые возможности воспитанников, их образовательные потребности (необходимость автоматизации и дифференциации поставленных звуков, а также лексическая тема недели.

Перед занятием по заучиванию стихотворения нужно провести предварительную работу. Она предполагает знакомство детей с предметами, явлениями, соответствующими содержанию худ. произведения. Для этого проводятся наблюдения, экскурсии, рассказывание, рассматривание объектов, картин, фотографий, игрушек и др.).

Методика работы по заучиванию стихотворения на занятии включает в себя несколько важных структурных компонентов.

1. Подготовка детей к восприятию стихотворения.

Педагог обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. : Просвещение, 1981.).

Для этого можно использовать некоторые из следующих приёмов:

- краткую беседу о предмете или явлении, соответствующем теме худ. произведения;

- показ предмета, игрушки, иллюстрации, близких теме стихотворения;

- загадывание загадки;

- чтение уже знакомого стихотворения по теме или стихотворение этого же автора.

2. Выразительное чтение стихотворения педагогом (2 раза).

Ребёнку старшего дошкольного возраста перед повторным чтением даётся установка на запоминание.

3. Беседа по содержанию стихотворения.

Целью беседы является выяснить, понял ли ребёнок содержание стихотворения и обеспечить его усвоение. Для этого используются следующие приёмы:

- вопросы по содержанию стихотворения;

- показ иллюстраций, соответствующих ему;

- объяснение непонятных ребёнку слов, образных выражений;

- указания и разъяснения по поводу интонации, темпа, силы голоса.

- игровые упражнения:

«Подходит ли иллюстрация к стихотворению?»,

«Подбери картинку (и) к стихотворению»,

«Найди и назови слова со звуком…»,

«Ты скорей найди ответ: было слово или нет?» Это упражнение можно провести с мячом. Педагог бросает ребёнку мяч и произносит слово. Если оно встречалось в стихотворении, то ребёнок повторяет его и возвращает мяч, если нет – молча кладёт мяч на пол).

- Игровые приёмы заучивания, соответствующие ведущему каналу восприятия ребёнка (см. в ПРЕЗЕНТАЦИИ к следующей публикации).

4. Чтение стихотворения педагогом (третий раз).

Оно способствует целостному восприятию произведения, особенностей его исполнения.

5. Чтение стихотворения детьми.

Если данная деятельность проводится с группой детей, то сначала рекомендуется спросить тех, которые запоминают быстрее (чтобы обеспечить дополнительное прослушивание текста остальными воспитанниками). По ходу чтения допускается подсказ текста педагогом, договаривание строк детьми с места, повторение указаний и разъяснений по поводу характера чтения, поощрение.

Закончить работу следует наиболее ярким исполнением (можно вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение и т. д.).

Продолжение следует.

Публикации по теме:

«Особенности организации коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности»«Особенности организации коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности» В соответствии требованиям «Федерального государственного стандарта дошкольного образования», САНПина, Порядка организации образовательной.

«Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста» «Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста» Представление темы по самообразованию для педагогов детского сада. Представляет.

«Особенности работы с одаренными детьми». Консультация для педагогов Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы… вера в детей может.

Использование мнемотехники для обучения заучиванию стихотворений детей с ОНРИспользование мнемотехники для обучения заучиванию стихотворений детей с ОНР Я работаю в коррекционной группе с детьми с ОНР. Изучение лексических тем по логопедии – это не просто заучивание словаря, а в первую очередь.

Консультация для родителей по заучиванию стихотворений Рекомендации родителям в заучивании стихотворения. При заучивании стихотворения чрезвычайно важную роль играет беседа по его содержанию.

Особенности работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями Общение - важнейшее условие развития, приобретения социального опыта и жизни человека в обществе. Основным направлением работы является.

Особенности работы с детьми дошкольного возраста по пропаганде безопасности дорожного движения Дети – наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность. Педагог, впервые встречающий в своей практике одаренного ребенка,.

Особенности работы воспитателя с детьми беженцев с Украины Особенности работы воспитателя с детьми беженцев с Украины. Военно-политическая обстановка на Юго-востоке Украины продолжает оставаться.

Особенности учебно-воспитательной работы с одаренными детьми дошкольного возраста Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес после того, как в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть первая)
Опубликовано: 11 октября 2015 в 15:58
+134Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть первая)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД