Ирина Гурова
Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть первая)
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Заучивание стихотворений с детьми – это испытанный приём развития речи.
Заучивание стихов расширяет кругозор ребёнка, обогащает словарный запас; вырабатывает навыки произношения звуков в словах, фразах; развивает слуховое внимание, способности запоминания, чувство ритма и рифмы; учит восприятию такого жанра, как поэзия; формирует общий уровень культуры человека.
Публикация «Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть первая)» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, испытывают значительные трудности запоминания стихотворных текстов. Причинами этих трудностей являются:
• отставание в развитии слухового внимания и слуховой памяти;
• нарушения чувства ритма;
• отклонения в формировании слоговой структуры слова;
• отставание в развитии всех сторон речевой функциональной системы;
• нарушения моторики;
• недостаточная мотивация к заучиванию художественных произведений.
Имеющиеся у детей нарушения могут отрицательно влиять на некоторые возрастные и индивидуальные особенности их памяти. Это не позволяет им в полной мере овладеть способами заучивания стихотворного материала.
Возрастными особенностями памяти детей 4-5 лет являются следующие:
• Память носит непроизвольный характер. Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть прочным и точным. Если события этой поры имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь.
• У большинства нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста хорошо развита механическая память.
Возрастными особенностями памяти детей 5-7 лет являются:
• Память постепенно приобретает элементы произвольности. Сначала ребенок осознает цель припомнить, а затем и цель запомнить, овладевает умением выделять и усваивать мнемические средства и приемы.
• Реминисценция - более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным, т. е. отсроченное припоминание.
У каждого ребёнка есть также индивидуальные особенности памяти. Так, информация поступает к человеку от пяти органов чувств. Однако ведущим является часто только одно из них. Установлено, что у каждого человека свой способ восприятия и запоминания информации. По ведущему способу восприятия и запоминания информации психологи словно подразделяют людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков.
Визуал запоминает лучше то, что увидел. Картинка, образ – для визуала главное. Наиболее понятное объяснение для него – наглядность: картинки, схемы, графики и т. д.
Аудиал воспринимает мир главным образом через слух. Для него важнее не то, что говорят, а то, как это сказано – тембр, интонация, тон.
Для кинестетика важнее чувства, двигательные и тактильные ощущения.
Комплексное логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей средней группы в начале учебного года показало, что у большинства детей с ОНР нарушены те функции, которые необходимы для успешного заучивания стихотворных текстов: у 62,5 % детей нарушено слуховое восприятие неречевых звуков, у 75% – зрительная память, у 87,5 % детей наблюдались нарушения зрительно-вербальной памяти и чувства ритма. У всех детей (100%) являлись нарушенными вербальная память, звуко-слоговая структура слова, все виды моторики (см. таблицу и график "Исследование состояния функций, влияющих на возможности запоминания стихотворных текстов" в ПРЕЗЕНТАЦИИ к следующей публикации).
Полученные результаты обследования речевых и неречевых функций у детей помогли убедиться в необходимости комплексного коррекционно-развивающего воздействия с целью улучшения возможностей детей с ОНР заучивания стихотворений.
Целью работы являлось улучшение возможностей заучивания стихотворных текстов детьми.
На занятиях по заучиванию стихотворений ставились задачи:
• вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,
• помочь понять содержание текста в целом и отдельных трудных слов и выражений,
• обеспечить запоминание стихотворения,
• научить выразительно читать стихотворение перед слушателями,
• воспитывать любовь к поэзии.
Методика работы по заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста
В основу практической работы была положена классическая методика заучивания стихотворений (А. М. Бородич, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичёва, В. К. Локтарёв, а также современные разработки Р. В. Милютиной, Л. А. Валуевой и др., раскрывающие особенности работы с детьми, имеющими различные трудности запоминания.
Очень важно правильно подобрать стихотворный материал. Так, стихотворения для детей дошкольного возраста не должны быть большими: 1 – 2 строфы для детей младших и средних групп, несколько больше – для старших.
При подборе текстов необходимо учитывать, прежде всего, речевые возможности воспитанников, их образовательные потребности (необходимость автоматизации и дифференциации поставленных звуков, а также лексическая тема недели.
Перед занятием по заучиванию стихотворения нужно провести предварительную работу. Она предполагает знакомство детей с предметами, явлениями, соответствующими содержанию худ. произведения. Для этого проводятся наблюдения, экскурсии, рассказывание, рассматривание объектов, картин, фотографий, игрушек и др.).
Методика работы по заучиванию стихотворения на занятии включает в себя несколько важных структурных компонентов.
1. Подготовка детей к восприятию стихотворения.
Педагог обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. : Просвещение, 1981.).
Для этого можно использовать некоторые из следующих приёмов:
- краткую беседу о предмете или явлении, соответствующем теме худ. произведения;
- показ предмета, игрушки, иллюстрации, близких теме стихотворения;
- загадывание загадки;
- чтение уже знакомого стихотворения по теме или стихотворение этого же автора.
2. Выразительное чтение стихотворения педагогом (2 раза).
Ребёнку старшего дошкольного возраста перед повторным чтением даётся установка на запоминание.
3. Беседа по содержанию стихотворения.
Целью беседы является выяснить, понял ли ребёнок содержание стихотворения и обеспечить его усвоение. Для этого используются следующие приёмы:
- вопросы по содержанию стихотворения;
- показ иллюстраций, соответствующих ему;
- объяснение непонятных ребёнку слов, образных выражений;
- указания и разъяснения по поводу интонации, темпа, силы голоса.
- игровые упражнения:
«Подходит ли иллюстрация к стихотворению?»,
«Подбери картинку (и) к стихотворению»,
«Найди и назови слова со звуком…»,
«Ты скорей найди ответ: было слово или нет?» Это упражнение можно провести с мячом. Педагог бросает ребёнку мяч и произносит слово. Если оно встречалось в стихотворении, то ребёнок повторяет его и возвращает мяч, если нет – молча кладёт мяч на пол).
- Игровые приёмы заучивания, соответствующие ведущему каналу восприятия ребёнка (см. в ПРЕЗЕНТАЦИИ к следующей публикации).
4. Чтение стихотворения педагогом (третий раз).
Оно способствует целостному восприятию произведения, особенностей его исполнения.
5. Чтение стихотворения детьми.
Если данная деятельность проводится с группой детей, то сначала рекомендуется спросить тех, которые запоминают быстрее (чтобы обеспечить дополнительное прослушивание текста остальными воспитанниками). По ходу чтения допускается подсказ текста педагогом, договаривание строк детьми с места, повторение указаний и разъяснений по поводу характера чтения, поощрение.
Закончить работу следует наиболее ярким исполнением (можно вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение и т. д.).
Продолжение следует.