Ирина Киселева
Особенности моторной сферы у дошкольников с заиканием
▼ Скачать +Заказ
При заикании отмечается многообразие моторных нарушений. У части заикающихся детей наблюдается опережение моторного развития, у других - отставание в развитии моторной функции. Нарушение касается не только общей, но и мимической моторики и орального праксиса. При общей моторной способности у заикающихся детей обнаруживается недостаток в движение мимических мышц лица, она не всегда связанна с речью и может быть отнесена «к малым органическим симптомам», так как в основе некоторых функций заикания лежит «повреждение афферентной системы кинестетических речевых клеток головного мозга», это нарушение вызывает нарушение статики и динамики речевых органов.
Публикация «Особенности моторной сферы у дошкольников с заиканием» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Моторное планирование – это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей, требующая произвольного внимания, а это тесно связано с когнитивными функциями. При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности.
Нарушения двигательной сферы дошкольников с заиканием характеризуются, с одной стороны, более локальным и распространяться только на отдельные мышцы языка повышением мышечного тонуса, приводящим к определенной двигательной скованности, а с другой стороны, общей двигательной расторможенностью. Так Г. А. Волкова (2002) указывает на то, что заикающиеся дошкольники в играх, при ходьбе и беге напряженно сгибают руки в локтевых суставах, с усилием прижимают их к туловищу, бегают на прямых ногах, почти не сгибая их в коленных суставах. Скованность мышц шеи и плеч выявляется в поворотах детей всем туловищем. В то же время двигательная расторможенность проявляется в том, что они легко возбуждаются, суетятся во время игр, подпрыгивают, приседают, взмахивают руками, выражая таким образом свое возбуждение.
Н. С. Самойленко (1941) предложена классификация дошкольников с заиканием в зависимости от состояния моторики : Первая группа: нарушения темпа и ритма движений, мышечного тонуса, ориентировок без существенных отклонений со стороны внимания и общей двигательной активности. Вторая группа: отставание ловкости, быстроты, точности. Темп движений замедленный, внимание вялое. Третья группа: сильная мышечная заторможенность при повышенном тонусе мышц-разгибателей, вытянутое палкообразное положение рук, растопыренные или сжатые в кулаки пальцы, отсутствие сгибания при движениях рук и минимальное сгибание ног при ходьбе; нарушения координации в движениях рук и ног при ходьбе, заторможенность шеи и плеч. Четвертая группа: моторно возбудимые, с повышенной двигательной активностью, обилием бесцельных движений, производимых в быстром темпе, гипертонус основных мышечных групп в состоянии покоя; затруднения в выполнении упражнений на расслабление. Спокойное положение для них трудно выполнимо.
Рассмотрим неврозоподобное заикание (органическое) :
при неврозоподобной форме физическое развитие детей проходит в пределах низкой возрастной нормы либо с задержкой. Они отличаются от здоровых детей плохой координацией движений, моторной неловкостью. Заикание быстро «обрастает» обильными сопутствующими движениями и включение в речь лишних (по смыслу) звуков, слогов и слов. При обследовании моторики у детей выявляется патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног. Мышечный тонус неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук. При неврозоподобной форме заикания особенно страдает динамический праксис. Заикающиеся с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую, с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Большинство заикающихся детей этой группы двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, нередко отмечается малоподвижность нижней челюсти, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко имеется нарушение тонуса мышц языка, его движения, гиперкинезы. При хроническом течении неврозоподобной формы заикания речь характеризуется нередко тяжелыми тоно-клоническими судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь обычно сопровождается разнообразными движениями пальцев рук, притоптыванием, кивательными движениями головы, покачиванием туловища и другими содружественными движениями, напоминающими сокращения мышц, не носящие маскирующего или эмоционально-выразительного характера (Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова, 2003).