Лидия Ивановна Баранова
Тренинг по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «В гости к нам пришла Матрёшка»
Цель: Совершенствование умения дифференцировать эмоциональные состояния; соотнесение их со словесными зарисовками.
Задачи.
Образовательные.
Дифференцировать эмоциональные состояния.
Развивающие.
Развивать эмоциональную сферу старших дошкольников.
Развивать вербальную и зрительную память.
Развивать творческие способности, воображение.
Воспитательные.
Формировать умения слушать и слышать своих собеседников.
Публикация «Тренинг по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников „В гости к нам пришла Матрёшка“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Формировать положительный эмоциональный настрой, сплочение группы детей.
Здоровьесберегающие.
Снять эмоциональное и физическое напряжение.
Участники: дети старшего дошкольного возраста: 5-7 лет.
Материал для занятия: игрушка Матрёшка, настенное пособие «Березка с волшебными сережками», пиктограммы эмоций (грусть, страх, радость, удивление, злость и т. д., игра «Фоторобот», магнитофон.
Ход тренингового занятия.
I часть. Установление контакта. Введение в групповой процесс.
Педагог приветствует детей, приглашает пройти в кабинет и предлагает встать в круг. Взаимное ритуальное приветствие «Добрый круг».
Цель: Создание хорошего настроения, тренировка навыков кооперации.
Участники произносят слова, улыбаясь друг другу.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– Доброе утро!
Педагог.
Ребята, смотрите, к нашей березке прикреплен конверт. Давайте посмотрим, что в нем? В конверте красивая открытка. Давайте, почитаем, что же там написано.
«Дорогие дети, я хочу, чтобы вы отгадали, кто написал вам это письмо. Я спряталась в волшебной сережке, найдите меня».
Педагог.
Дети, давайте найдем нашу таинственную гостью.
Игровое упражнение «Найдите меня».
Цель: развитие саморегуляции, моторных движений пальцев и кистей рук при открывании капсул киндер-сюрпризов, формирование способности работать в группе.
Дети подходят к настенному пособию «Березка с волшебными сережками» и, не мешая друг другу, аккуратно открывают «серёжки».
Дети находят Матрёшку, приветствуют её и приглашают в гости.
В ответ Матрёшка предлагает детям поиграть с ней в её любимые игры.
2 часть. Практическая.
Игра «Я сегодня самая …».
Цель: дифференциация эмоциональных состояний, соотнесение их с краткими словесными зарисовками.
Ход игры.
1 задание. От лица Матрёшки педагог раздает детям конверты с набором картинок со схематическим изображением эмоциональных состояний Матрёшки, предлагает посмотреть на Матрёшку на картинках (схемах). Какие у куколки выражения лица на них? На каких картинках (схемах) у нее лицо самое радостное (самое печальное, самое испуганное, самое злое, самое удивленное, самое спокойное и т. д.) ?
Подумайте и скажите, что заставило Матрёшку обрадоваться (опечалиться, испугаться, разозлиться и т. д.).
2 задание. Педагог: «Послушайте небольшие истории Матрёшки и подберите к каждой из них соответствующую картинку – схему:
а) Я прочитала смешную историю – и мне было смешно.
б) Наконец наступило лето! Это мое любимое время года.
в) Погода испортилась, пошёл дождь. Мне пришлось остаться дома. Я сижу и смотрю через мокрое стекло на улицу.
г) На улице идет дождь. Я сижу дома одна. А родители все никак не приходят.
д) Я сделала красивую постройку замка, а дети ее сломали.
е) Я пришла в новую группу. Вокруг так много незнакомых ребят. Как меня примут? Будут ли со мной играть?
ж) Вдруг ударил сильный гром. Началась гроза. Я очень боюсь грозы!
з) Я отобрала куклу у малышки в песочнице. Она заплакала.
и) Сегодня мне купили мороженое и т. д.
3 задание. Дети изображают мимикой эти состояния и настроения, глядя на себя в зеркало.
Матрёшка хвалит детей и предлагает детям поучаствовать в двигательной деятельности.
Физкультминутка «Матрёшки» под музыкальное сопровождение.
Цель: снятие эмоционального и физического напряжения, профилактика нарушений осанки.
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (хлопки руками)
На ногах сапожки, (руки на поясе, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (топают ногами)
Влево, вправо наклонитесь, (наклоны туловищем влево – вправо)
Всем знакомым поклонитесь. (наклоны головой влево - вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах наших пестрых (руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (хлопают в ладоши).
Педагог и дети благодарят куколку за интересные игры и приглашают её чаще приходить к ним на занятия.
Педагог: «Дети, какое у вас настроение? Какие эмоции выражают ваши лица?»
Игра «Фоторобот» (авторы Гатанова Н. В., Тунина Е. Г)
Ход: Детям раздаются карточки, которые разрезаны по линии, делящей условное лицо на верхнюю и нижнюю часть. Карточки перемешиваются, и дети получают задание вновь собирать их. Каждый ребенок берет половину шаблона и ищет свою пару для восстановления целого лица. Когда игра завершена и все верно выполнено, дети рассказывают, как они нашли «друг друга» и вместе с педагогом обсуждают то, какие преимущества получают люди, знающие и понимающие выражение лица другого человека.
Варианты заданий.
Первое задание. «Составь лицо», выражающее определенную эмоцию: радость, горе, печаль, удивление и т. д., опираясь на предлагаемый образец-схему эмоции.
Второе задание. Составь портрет по памяти.
Ребенку предлагается посмотреть внимательно на лицо, которое составил другой участник игры. После этого лицо разбирается, элементы перепутываются с другими элементами. Ребенок должен правильно отобрать нужные элементы и собрать точно такое же лицо.
Третье задание по составлению портрета по собственному желанию.
Варианты.
«Какая я?»
«Какой я хочу стать, когда вырасту» и т. д.
3 часть. Рефлексия группового опыта. Обсуждение с детьми, что они почувствовали в ходе занятия, что их порадовало, что лучше всего сегодня удалось.
Игра-прощание, позволяющая закрепить положительный эмоциональный фон.
Психолог: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением!
Дети: «Мы тоже!»
Психолог: «Я дарю вам улыбку»
Дети: «Мы тоже»
Психолог: «Я радуюсь»
Дети: «Мы тоже!»
Психолог: «Я прыгаю от счастья!»
Дети: «Мы тоже!»
Психолог: «Я вас люблю!»
Дети: «Мы тоже!»
Психолог: «Я вас обнимаю!»
Дети: «Мы тоже»
Все обнимаются в едином кругу.
Педагог: "Ваше настроение отличное? (ДА)
Наша встреча закончена.
Приятных вам эмоций!
До свидания!"
Спасибо за внимание.