Лидия Ивановна Баранова
Консультация «Определение сферы предпочтительных интересов у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети одного и того же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, развитием умений и навыков, выносливостью, вдумчивостью, темпом усвоения материала и, конечно же, сферами предпочтительных интересов. Педагогам для успешной работы с каждым ребенком важно знать и своевременно выявлять его природные склонности и интересы.
Чтобы определить сферу интересов ребенка необходимо учесть как результаты наблюдений, так и собеседований с родителями и специалистами, которые работают с ним
Публикация «Консультация „Определение сферы предпочтительных интересов у старших дошкольников“» размещена в разделах
Авторы Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. в своем пособии «Развитие коммуникативных способностей и социализации детей старшего дошкольного возраста» (СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕССС», 2011.) предлагают опросник для определения сферы предпочтительных интересов у детей старшего дошкольного (младшего школьного) возраста.
Опросник содержит 30 вопросов, которые разделяются по сферам:
«Человек - природа»- вопросы 1, 6, 11, 16, 21, 26;
«Человек - техника»- вопросы 2, 7, 12, 17, 22, 27;
«Человек - человек» - вопросы 3, 8, 13, 18, 23, 28;
«Человек – знаковая система» - вопросы 4, 9, 14, 19, 24, 29;
«Человек – художественный образ»- вопросы 5, 10, 15, 20, 25, 30.
1. Ты любишь фильмы о животных?
2. Будешь ли ты разбирать новую игрушку, чтобы узнать, как она устроена?
3. Ты любишь играть в «школу» и быть учителем?
4. Тебе нравится решать задачи?
5. Любишь ли ты рисовать цветными карандашами?
6. Тебе нравится выращивать комнатные цветы в горшках?
7. Ты любишь собирать игрушку или конструктор по схеме?
8. Тебе нравится играть в «больницу» и быть врачом?
9. Нравится ли тебе писать красиво (хочешь ли ты научиться?
10. Ты любишь выдумывать разные истории?
11. Тебе нравится слушать рассказы о животных?
12. У тебя сломалась игрушка. Попробуешь ли ты ее отремонтировать самостоятельно?
13. Тебе нравится возиться с малышами, объяснять им, как играть в какую-нибудь игру?
14. Ты любишь разгадывать кроссворды?
15. Ты нарисовал (а) картину, и тебе что-то не понравилось. Будешь ли ты переделывать ее до тех пор, пока не получится так, как надо?
16. Тебе интересно наблюдать за растениями?
17. Ты часто рассматриваешь технические журналы, проспекты? Тебе это нравится?
18. На улице плачет малыш. Ты постараешься его утешить?
19. Тебе нравится читать (хочешь научиться?
20. Ты услышал (а) историю с грустным концом. Ты захочешь переделать ее так, чтобы она закончилась хорошо?
21. Ты любишь собирать красивые камешки?
22. Тебе нравится рассматривать устройство незнакомых приборов?
23. Твоя мама изменила прическу или надела новое платье. Заметишь ли ты это и скажешь ей, какая она красивая?
24. Можешь ли ты в течение долгого времени решать интересные задачи, когда рядом играет громкая музыка?
25. Тебе нравится рисовать красками?
26. Ты любишь книги, мультики и фильмы о природе?
27. Ты гуляешь во дворе и замечаешь выброшенный кем-то старый телевизор или приемник. Ты посмотришь, что там внутри?
28. Замечаешь ли ты, что твои близкие чем-то расстроены?
29. Тебе нравится разгадывать ребусы, головоломки, шарады, решать задачи, связанные с кодированием?
30. Тебе нравится выступать перед зрителями, читать сказки в лицах?
Определение интересов детей с помощью данной методики начинаю проводить со старшей группы. При проведении опроса учитываю комментарии ребенка, степень его эмоционального участия, особенности его поведения, способность к сотрудничеству, качество установившегося контакта.
Критерии балльной оценки:
1 – положительный ответ на вопрос;
0 – отрицательный ответ.
Максимальная оценка в каждой группе интересов – 6 баллов, минимальная – 0.
Если ребенок дал 5-6 положительных ответов на вопросы какой-либо группы, значит, его интересы лежат в данной сфере.
Для детей со сферой предпочтительных интересов «Человек-человек» хороши задания и игры в «школу», «детский сад», «больницу», «путешествие на корабле» и др. Ребенок хорошо будет себя чувствовать в роли воспитателя, учителя, организатора праздников, библиотекаря и т. д.
Если ребенок ориентирован в сфере «Человек - художественный образ», то здесь подойдут любые эмоциональные мимические и пантомимические игры, игры-драматизации, чтение сказок, занятия рисованием, художественным трудом и т. д.
Для ребенка с интересами в зоне «Человек – знаковая система» рекомендуется использовать графические диктанты, придумывание графических узоров и выполнение по образцу, разгадывание кроссвордов, ребусов и т. д.
Если сфера интересов ребенка «Человек – природа», то для работы с ребенком подбирается природоведческий материал.
Для ребенка, ориентированного в сфере «Человек-техника», необходим материал, связанный с техникой, механизмами, чертежами.
В этом учебном году по результатам опроса 24 детей старшей группы мною было выявлено, что у многих детей интересы лежат сразу в нескольких зонах, таких как «Человек-природа», «Человек художественный образ»,«Человек-человек». Меньше предпочтений дети отдали видам деятельности, относящимся к сферам «Человек – техника», «Человек – знаковая система».
Данное исследование помогает выработать рекомендации педагогам и родителям для индивидуальной работы с ребенком в соответствии с его природными задатками и интересами.
Спасибо за внимание.