МААМ-картинки

Особенности межличностного общения детей старшего дошкольного

Кристина Маричева
Особенности межличностного общения детей старшего дошкольного

Межличностные отношения между детьми старшего дошкольного возраста – это субъективно переживаемые взаимосвязи, которые проявляются в характере и способах влияний в ходе какой-либо совместной деятельности. Как утверждает В. В. Абраменкова, что через межличностное общение и коммуникации дети способны оценивать друг друга и социализироваться. Поэтому взаимоотношения со сверстниками является основным в ходе развития ребенка старшего дошкольного возраста. Благодаря коммуникациям и общению у детей формируется познание об окружающем и о собственном «Я», когда они общаются со сверстниками [1, с. 23-24].

Публикация «Особенности межличностного общения детей старшего дошкольного» размещена в разделах

Устойчивое и скоординированное социальное взаимодействие становится очевидным в период между 3 и 6 годами. Количественные и качественные изменения происходят в среднем возрасте, а также формируются основные коммуникации именно в старшем дошкольном возрасте.

Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова выделяют некоторые особенности общения детей старшего дошкольного возраста – это драчливость, неуступчивость, агрессия, но также и теплота, отзывчивость и доброжелательность. В таком возрасте идет активный процесс общения среди сверстников, который проявляется в умении помогать друг другу, разделение радости и помощь друг другу.

Основной опыт, который получают дети, идет через игру, так как игра является ведущей деятельностью детей в таком возрасте. Дети сами выбирают темы игр, а также распределяют роли между собой в соответствии со своими потребностями и желаниями. Успех таких игр состоит в том, что все роли распределены в равных долях, тоесть нет концентрированных позиций. Посредством таких игр развиваются коммуникации, игровые интересы, симпатия, а также настраиваются благополучные отношения между сверстниками. Общие положительные эмоции посредством таким игр продуктивно влияет на его взаимоотношения среди детей [5, с. 34-36].

По исследованиям Т. А. Репиной и Т. К. Мухиной можно выделить основные формы взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста :

• лидерство (можно выделить отрицательные стороны, когда место лидера занимает ребенок с агрессивным поведением, но также можно выделить и положительные моменты, когда ребенок достаточно ответственный и рассудительный);

• исполнители (дети, которые находят в подчинении у лидеров и выполняют какие-либо действия) [4, с. 21-23].

Признание и симпатию получают те лидеры группы, которые имеют положительные формы управления, зачастую зависит от характера ребенка.

Дети, которые стремятся к агрессивному лидерству, т. е. отрицательному, вызывают у других детей также агрессию, враждебное настроение и конфликты. Также есть категория детей, которые пассивны и замкнуты в себе, они зачастую уступают другим, переживают и терпят отрицательное воздействие агрессивных лидеров.

Все особенности взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста в основном зависят от их личностных особенностей. Кто-то из детей играет с большинством из группы, а кто-то играет с один или с двумя, некоторые агрессивны в общении с другими, а кто-то свободно подчиняется другим детям. В этом возрасте быстро развивается именно сфера общения, когда дети играют и общаются с ровесниками [4, с. 27-29].

Начиная со старшего дошкольного возраста, увеличивается зависимость ребенка от группы, так как дети становятся более зависимыми от группы, занимают определенное положение, а так же стремятся показать себя и свои способности. Все, что делают дети, полностью зависит от окружающих качеств и личностных характеристик. Также от того, как складываются у ребенка отношение в коллективе, такое отношение будет у ребенка и к детскому саду.

Все коммуникации и общение отражаются в дальнейшем на развитие ребенка. Если возникают какие-либо проблемы между детьми, то необходимо оказывать воздействие на них, создавая определенные условия, с помощью которых решались бы проблемы, а дети успешно взаимодействовали друг с другом. Если педагог сможет правильно воздействовать на группу детей, то все действия будут положительно влиять на эмоциональное и психическое развитие личности.

Для детей дошкольного возраста именно коллектив в детском саду является первой группой, где они познают ценность взаимоотношений. Уже в этом возрасте оценивается его отзывчивость и доброжелательность, но ни в коем случае в этом возрасте нельзя оценивать их лидерские способности и интеллект. Поэтому в детском саду важна роль педагога, который будет контролировать межличностные взаимоотношения между детьми. Педагог должен поддерживать позитивные отношения между детьми, а также укреплять эмоциональную устойчивость каждого ребенка [2, с. 42-47].

Чтобы улучшить взаимоотношения между детьми дошкольного возраста педагог должен проводить различные игры и упражнения, чтобы дети узнавали друг друга и развивали свою коммуникабельность. Используются различные следующие игры, которые можно использовать при работе с группой детей старшего дошкольного возраста.

«Меня зовут так, я делаю вот так». Все стоят в кругу. Задача каждого: по кругу сказать: «Меня зовут так (имя)», и «Я делаю вот так (какое-либо движение)». После этого все остальные повторяют: «Его зовут так (имя, и он (она) делает так (движение)».

Данное упражнение помогает детям наладить контакты друг с другом, запомнить имена и обращаться по имени друг к другу, так же приучает детей слушать друг друга. Дети, которые испытывают стеснение в группе будут видеть, дети делают одинаковые движения, тем самым испытывая поддержку со стороны и раскрываясь остальным.

«Вокруг имён». Все участники игры стоят в кругу. Есть один водящий. Водящий двигается по внешней стороне круга, и, в какой-то момент касается спины одного из участников. После этого, водящий, и тот, до кого он дотронулся, бегут по внешней стороне круга в противоположные стороны, крича при этом свои имена. Встретившись, участники должны быстро назвать имена друг друга, и продолжить бежать по кругу, крича уже не своё имя, а имя другого человека. Их цель - занять пустующее место. Кто не успел, тот становится водящим.

Данная игра нацелена на поднятие эмоционального состояния ребенка, также благодаря игре они могут по именам обращаться к себе, тем самым запоминая и привыкая к этому.

«Домино интересов». Один из участников выходит и называет две вещи, которые он любит делать, например: «Меня зовут… Я люблю футбол, и я люблю рисовать». При этом, называя своё увлечение, он протягивает руку в сторону. Затем, член группы, который также любит рисовать, берёт его за руку, и говорит: «Меня зовут… И я также люблю рисовать как, а ещё я люблю смотреть мультики» - и протягивает свободную руку в сторону. И так далее. В идеале, должен получиться замкнутый круг из интересов.

Данное упражнение является отличным способом наладить отношения, сплотить группу. Дети наглядно увидят, что многие из них имеют такие же интересы, как и у других детей. Педагогу необходимо смотреть за течением данного упражнения, чтобы не осталось детей, которые были вне участия.

«Стоп! Снято!». Группе детей необходимо разбиться на 4 команды (по 5 человек) и подготовить по команде ведущего фотографию на ту или иную тему: награждение олимпийских чемпионов; друзья толкают машину, застрявшую в яме; день рождения; завтрак в гостях; пикник на природе.

Данное упражнение позволит увидеть, какие роли занимает тот или иной ребенок, чтобы определить лидеров, исполнителей и пассивных детей. А также педагог сможет увидеть на реакция и взаимоотношение детей в таких микрогруппах.

«Большая семейная фотография». Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и им нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов семьи. Более никаких установок для детей не дается. Они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А педагог стоит и наблюдает за происходящим. На счет «три» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Данное упражнение создано для того, чтобы увидеть, как дети распределяют роли между собой, отсмотреть лидера, его действия и поведение. А также посмотреть кому комфортно, а кому доставляет какие-либо неудобства среди группы детей [5, с. 127-129].

Благодаря играм и упражнениям развивается коммуникабельность детей, особенно при совместной деятельности. Педагог должен следить за их взаимоотношениями, решать конфликты, а также способствовать развитию их способностей.

Список используемой литературы:

1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства [Текст] / В. В. Абраменкова. – М. : Инфра-М, 2014. – 86 с.

2. Маркова, Т. А. Воспитание дошкольников [Текст] / Т. А. Маркова. – М. : Норма, 2014. – 97 с.

3. Мухина, В. С. Дошкольная психология [Текст] / В. С. Мухина. – М. : Статут, 2014. – 101 с.

4. Репина, Т. А., Мухина, Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Репина, Т. К. Мухина. – М., 2015. – 189 с.

5. Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика. Проблемы. Коррекция. [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Владос, 2005. – 156 с.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Этикет общения»Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Этикет общения» Цель: развитие коммуникативных способностей. Задачи: 1. Учить детей оценивать свои поступки и поступки других, сравнивая их с поступками.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности межличностного общения детей старшего дошкольного
Опубликовано: 16 февраля 2024 в 07:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД