Кристина Маричева
Особенности межличностного общения детей старшего дошкольного
▼ Скачать + Заказать документы
Межличностные отношения между детьми старшего дошкольного возраста – это субъективно переживаемые взаимосвязи, которые проявляются в характере и способах влияний в ходе какой-либо совместной деятельности. Как утверждает В. В. Абраменкова, что через межличностное общение и коммуникации дети способны оценивать друг друга и социализироваться. Поэтому взаимоотношения со сверстниками является основным в ходе развития ребенка старшего дошкольного возраста. Благодаря коммуникациям и общению у детей формируется познание об окружающем и о собственном «Я», когда они общаются со сверстниками [1, с. 23-24].
Публикация «Особенности межличностного общения детей старшего дошкольного» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Устойчивое и скоординированное социальное взаимодействие становится очевидным в период между 3 и 6 годами. Количественные и качественные изменения происходят в среднем возрасте, а также формируются основные коммуникации именно в старшем дошкольном возрасте.
Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова выделяют некоторые особенности общения детей старшего дошкольного возраста – это драчливость, неуступчивость, агрессия, но также и теплота, отзывчивость и доброжелательность. В таком возрасте идет активный процесс общения среди сверстников, который проявляется в умении помогать друг другу, разделение радости и помощь друг другу.
Основной опыт, который получают дети, идет через игру, так как игра является ведущей деятельностью детей в таком возрасте. Дети сами выбирают темы игр, а также распределяют роли между собой в соответствии со своими потребностями и желаниями. Успех таких игр состоит в том, что все роли распределены в равных долях, тоесть нет концентрированных позиций. Посредством таких игр развиваются коммуникации, игровые интересы, симпатия, а также настраиваются благополучные отношения между сверстниками. Общие положительные эмоции посредством таким игр продуктивно влияет на его взаимоотношения среди детей [5, с. 34-36].
По исследованиям Т. А. Репиной и Т. К. Мухиной можно выделить основные формы взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста :
• лидерство (можно выделить отрицательные стороны, когда место лидера занимает ребенок с агрессивным поведением, но также можно выделить и положительные моменты, когда ребенок достаточно ответственный и рассудительный);
• исполнители (дети, которые находят в подчинении у лидеров и выполняют какие-либо действия) [4, с. 21-23].
Признание и симпатию получают те лидеры группы, которые имеют положительные формы управления, зачастую зависит от характера ребенка.
Дети, которые стремятся к агрессивному лидерству, т. е. отрицательному, вызывают у других детей также агрессию, враждебное настроение и конфликты. Также есть категория детей, которые пассивны и замкнуты в себе, они зачастую уступают другим, переживают и терпят отрицательное воздействие агрессивных лидеров.
Все особенности взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста в основном зависят от их личностных особенностей. Кто-то из детей играет с большинством из группы, а кто-то играет с один или с двумя, некоторые агрессивны в общении с другими, а кто-то свободно подчиняется другим детям. В этом возрасте быстро развивается именно сфера общения, когда дети играют и общаются с ровесниками [4, с. 27-29].
Начиная со старшего дошкольного возраста, увеличивается зависимость ребенка от группы, так как дети становятся более зависимыми от группы, занимают определенное положение, а так же стремятся показать себя и свои способности. Все, что делают дети, полностью зависит от окружающих качеств и личностных характеристик. Также от того, как складываются у ребенка отношение в коллективе, такое отношение будет у ребенка и к детскому саду.
Все коммуникации и общение отражаются в дальнейшем на развитие ребенка. Если возникают какие-либо проблемы между детьми, то необходимо оказывать воздействие на них, создавая определенные условия, с помощью которых решались бы проблемы, а дети успешно взаимодействовали друг с другом. Если педагог сможет правильно воздействовать на группу детей, то все действия будут положительно влиять на эмоциональное и психическое развитие личности.
Для детей дошкольного возраста именно коллектив в детском саду является первой группой, где они познают ценность взаимоотношений. Уже в этом возрасте оценивается его отзывчивость и доброжелательность, но ни в коем случае в этом возрасте нельзя оценивать их лидерские способности и интеллект. Поэтому в детском саду важна роль педагога, который будет контролировать межличностные взаимоотношения между детьми. Педагог должен поддерживать позитивные отношения между детьми, а также укреплять эмоциональную устойчивость каждого ребенка [2, с. 42-47].
Чтобы улучшить взаимоотношения между детьми дошкольного возраста педагог должен проводить различные игры и упражнения, чтобы дети узнавали друг друга и развивали свою коммуникабельность. Используются различные следующие игры, которые можно использовать при работе с группой детей старшего дошкольного возраста.
«Меня зовут так, я делаю вот так». Все стоят в кругу. Задача каждого: по кругу сказать: «Меня зовут так (имя)», и «Я делаю вот так (какое-либо движение)». После этого все остальные повторяют: «Его зовут так (имя, и он (она) делает так (движение)».
Данное упражнение помогает детям наладить контакты друг с другом, запомнить имена и обращаться по имени друг к другу, так же приучает детей слушать друг друга. Дети, которые испытывают стеснение в группе будут видеть, дети делают одинаковые движения, тем самым испытывая поддержку со стороны и раскрываясь остальным.
«Вокруг имён». Все участники игры стоят в кругу. Есть один водящий. Водящий двигается по внешней стороне круга, и, в какой-то момент касается спины одного из участников. После этого, водящий, и тот, до кого он дотронулся, бегут по внешней стороне круга в противоположные стороны, крича при этом свои имена. Встретившись, участники должны быстро назвать имена друг друга, и продолжить бежать по кругу, крича уже не своё имя, а имя другого человека. Их цель - занять пустующее место. Кто не успел, тот становится водящим.
Данная игра нацелена на поднятие эмоционального состояния ребенка, также благодаря игре они могут по именам обращаться к себе, тем самым запоминая и привыкая к этому.
«Домино интересов». Один из участников выходит и называет две вещи, которые он любит делать, например: «Меня зовут… Я люблю футбол, и я люблю рисовать». При этом, называя своё увлечение, он протягивает руку в сторону. Затем, член группы, который также любит рисовать, берёт его за руку, и говорит: «Меня зовут… И я также люблю рисовать как, а ещё я люблю смотреть мультики» - и протягивает свободную руку в сторону. И так далее. В идеале, должен получиться замкнутый круг из интересов.
Данное упражнение является отличным способом наладить отношения, сплотить группу. Дети наглядно увидят, что многие из них имеют такие же интересы, как и у других детей. Педагогу необходимо смотреть за течением данного упражнения, чтобы не осталось детей, которые были вне участия.
«Стоп! Снято!». Группе детей необходимо разбиться на 4 команды (по 5 человек) и подготовить по команде ведущего фотографию на ту или иную тему: награждение олимпийских чемпионов; друзья толкают машину, застрявшую в яме; день рождения; завтрак в гостях; пикник на природе.
Данное упражнение позволит увидеть, какие роли занимает тот или иной ребенок, чтобы определить лидеров, исполнителей и пассивных детей. А также педагог сможет увидеть на реакция и взаимоотношение детей в таких микрогруппах.
«Большая семейная фотография». Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и им нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов семьи. Более никаких установок для детей не дается. Они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А педагог стоит и наблюдает за происходящим. На счет «три» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.
Данное упражнение создано для того, чтобы увидеть, как дети распределяют роли между собой, отсмотреть лидера, его действия и поведение. А также посмотреть кому комфортно, а кому доставляет какие-либо неудобства среди группы детей [5, с. 127-129].
Благодаря играм и упражнениям развивается коммуникабельность детей, особенно при совместной деятельности. Педагог должен следить за их взаимоотношениями, решать конфликты, а также способствовать развитию их способностей.
Список используемой литературы:
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства [Текст] / В. В. Абраменкова. – М. : Инфра-М, 2014. – 86 с.
2. Маркова, Т. А. Воспитание дошкольников [Текст] / Т. А. Маркова. – М. : Норма, 2014. – 97 с.
3. Мухина, В. С. Дошкольная психология [Текст] / В. С. Мухина. – М. : Статут, 2014. – 101 с.
4. Репина, Т. А., Мухина, Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Репина, Т. К. Мухина. – М., 2015. – 189 с.
5. Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика. Проблемы. Коррекция. [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Владос, 2005. – 156 с.