МААМ-картинки

Особенности леворуких детей с ЗПР

Чекоданова Ольга Валерьевна
Особенности леворуких детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно определения в психологии леворукость - это «преобладание в развитии и функции левой руки над правой, обычно является врожденной» [6, с. 17].

Асимметрия - является составляющей в развитии леворуких поэтому межполушарную асимметрию следует рассматривать в тесной связи с развитием леворукости дошкольников.

Учение о межполушарной асимметрии возникло относительно недавно, только около 100 лет назад, отмечает И. С. Макарьев: «открытие французского врача П. Брок буквально шокировал ученых. Ни один ученный до него не обращал внимание на то, что параличи правой руки зачастую сопровождаются нарушением речи, а при параличе левых конечностей речь обычно не страдает» [4, с. 14].

Публикация «Особенности леворуких детей с ЗПР» размещена в разделах

И. С. Макарьев выделяет и другие концепции леворукости и доминантности руки. «Вскоре другой ученый, К. Вернике, обнаруживает в левом же полушарии сенсорный центр речи, поражение которого приводит к расстройству понимания речи - сенсорной афазии. Были обнаружены и другие речевые центры в левом полушарии. В конечном счете, оказалось, что нашей способностью говорить и писать, читать и понимать устную речь мы обязаны работе левого полушария» [4, с. 15].

Продолжая исследование межполушарной асимметрий, Макарьев указывал так же на то что: «после всех этих открытий стало признаваться доминирующим (ведущим) во всех сферах: в отношении языка, мышления, двигательной деятельности, ориентации в пространстве. Правое же полушарие рассматривалось как дополнительное. Но такой взгляд не подтверждался клиническими наблюдениями, в ходе которых выявилось, что после поражения правого полушария нарушается зрительное восприятие и пространственное мышление» [4, с. 15].

Проблемой леворукости занимались ученые в разных областях знаний. Широко известны научные исследования по проблемам леворукости из области психофизиологии, нейропсихологии, дифференциальной психофизиологии таких авторов, как Е. П. Ильин, А. В. Семенович, Ж. М. Глозман, А. П. Бизюк, Ю. В. Микадзе. Психолого-педагогическими проблемами особенностей обучения и воспитания леворуких дошкольников занимались следующие отечественные и зарубежные ученые: А. Т. Айрапетянц, М. М. Безруких, И. С. Макарьев, А. В. Семенович, Ш. А. Сулейменова, Р. А. Жукова. Прикладные задачи диагностики леворукости у детей составляли предмет исследований таких авторов как А. В. Семенович, Т. В. Пятница, О. В. Аксюта, И. К. Боровская, И. В. Ковалец, Ю. В. Пашкова. В многочисленных работах этих авторов основное значение придается разным факторам возникновения леворукости : наследственным, социальным, геоэкологическим и другие.

Некоторые исследователи большую роль в право- леворукости отводят культурным факторам, условиям воспитания. В многих высказываниях этих ученых говорится о сочетании роли социокультурных и наследственных факторов. На сегодняшний день во многих странах мира леворуких дошкольников не переучивают, а создают все условия для жизни и получения профессий, таким образом помогая ребенку развиваться полноценно, не ущемляя его индивидуально-личностные особенности.

Изучая причины предрасположения к леворукости, невозможно не отметить один очень важный момент - асимметрию полушарий головного мозга, в связи с чем, важно рассмотреть основные функции правого и левого полушарий мозга и связанной с ними специфики организации моторики.

На сегодняшний день большинство ученых занимаются проблемами изучения межполушарной асимметрии, поскольку проблема имеет место, как в бытовой сфере, так и в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Так, педагог практик Е. И. Николаева отмечает ряд трудностей развития леворуких детей : «люди с преимущественно левыми признаками более эффективно приспосабливаются к природным факторам среды, а не к социальным условиям, где больше вероятность стресса. Их не адаптивность может проявляться в ситуациях, способствующих развитию тревоги, страха».

В концепции Е. А. Михайловой установлено, что у леворуких детей возникают специфические формы дизонтогенеза, проявляющиеся в речевом недоразвитии, нарушении чтения, письма, счета, оптико - пространственных, психомоторных функций и т. д. Леворукость является фактором риска при обучении письменной речи не сама по себе, а в связи с определенными нарушениями и отклонениями в развитии ребенка. Далеко не все леворукие дети будут иметь трудности при овладении учебной деятельностью.

Исследованиями доказано, что «леворукие дети обладают определенной спецификой познавательной деятельности. Внимание левшей недостаточно устойчиво, ребенок не может длительное время концентрироваться на одном объекте, отмечается снижение скорости распределения и переключения внимания. Леворукие дети могут быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Они испытывают трудности концентрации внимания на нескольких объектах. Особенности восприятия леворуких дошкольников проявляются в замедленном осмыслении взаимоотношений между частями целого изображения, в снижении способности к дифференцированному восприятию. У левшей несколько снижен объем кратковременной, долговременной, произвольной образной памяти» [5].

Особенности познавательных процессов дошкольников с леворукостью (доминированием правого полушария) выдвигает О. В. Аксюта, которая определяет у таких детей «склонность к творчеству, а также конкретно-образный характер познавательных процессов. Это полушарие отвечает за умение ориентироваться в пространстве и выработку большого числа вариантов решения какой-либо проблемы» [3].

О. В. Аксюта отмечает, что: «левши - атуры целостные, впечатлительные, эмоциональные и чувственные. Они все воспринимают всерьез, имея дело с актуальным временем, т. е. «здесь и сейчас». Речь этих детей эмоциональна, богата интонациями и жестами. Они говорят «взахлеб», энергично размахивая руками, и постепенно переходят почти на крик. Дети - левши достаточно открыты для окружающих, наивны, непосредственны в выражении чувств, внушаемы. Они часто действуют, опираясь на сиюминутное настроение, их легко огорчить и они также легко могут заплакать или прийти в состояние ярости. Левши с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Чтобы запомнить новую информацию, «правополушарные» дети опираются на свои визуальные и тактильные ощущения. Им важно все потрогать и посмотреть. Левшам знакомо чувство единения, какой-то особой общности с природой и людьми, чувство «мы». Этим определяется их целостный характер взаимодействия с миром. В сложных ситуациях дети-левши могут производить действия неосознанно, еще до реального их осмысления. Причем эти действия, словно учитывают все ключевые акценты ситуации - иными словами ребенок совершает необходимые в данной ситуации действия, которые помогают ему принять правильное решение. Это еще одно преимущество правого полушария - схватывать информацию чуть быстрее, чем левое и успешнее распознавать сложную и неоднозначную информацию. Именно поэтому среди левшей много литераторов, журналистов, деятелей искусства и организаторов» [3].

Аналогичное мнение имеет и Е. И. Николаева, которая приводит в пример исследование, в котором были изучены устойчивость внимания, объем памяти, скорость сенсомоторной реакции, развитие моторики кисти ведущей руки и уровень адаптации у детей старшей группы детского сада перед выпуском в школу и через год, в конце первого учебного года. Автор описывает, что «дети с правым типом профиля имели лучшие показатели познавательных способностей по сравнению с детьми со смешанными показателями (в выборке не оказалось детей с левым и симметричным типами профиля). Но дети со смешанным типом профиля были более адаптированы к школе.

Следовательно, эти данные подтверждают исследования, проведенные на взрослых, согласно которым высокий интеллект связан с выраженной асимметрией, а адаптация улучшается при накоплении левых признаков» [6, с. 54-55].

Е. И. Николаева отмечает и ряд трудностей развития леворуких детей : «люди с преимущественно левыми признаками более эффективно адаптируются к природным факторам среды, а не к социальным условиям, где у них выше вероятность срыва при стрессе по сравнению с другими вариантами профиля. Их не адаптивность может проявляться в ситуациях, способствующих развитию тревоги, страха».

Российскими учеными было проведено исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов. В ходе экспериментов обратили на себя внимание различия праворуких, леворуких и амбидекстров в способности дифференцировать приятный, неприятный и нейтральный запахи. Леворукие и амбидекстры очень точно оценивали неприятный запах. По результатам проведенного исследования был сделан следующий вывод: «праворукие обнаруживают большую чувствительность к эмоциям положительного знака, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание эмоций отрицательного знака, то есть они более пессимистичны» [2, с. 15].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что дошкольники с выраженными признаками леворукости более эмоционально восприимчивы. Для леворуких детей комфортные условия деятельности не влияют на проявление их высоких умственных способностей. Однако конфликты, препятствия при сближении с коллективом могут в значимой мере изменить результаты их интеллектуальной деятельности.

Таким образом, многие специалисты считают, что в процессе воспитания и обучения леворуких детей должны учитываться их индивидуальные познавательные, психические, эмоциональные особенности. Важным фактором, определяющим создание специфических условий развития, является своевременное выявление леворуких детей уже в дошкольном возрасте.

Для леворуких дошкольников психодиагностический комплекс включает в себя, кроме широко известных проб, такие тесты как «Определение доминантности руки дошкольников» (М. Озьяс, исследование межполушарной асимметрии (О. Б. Иншакова, система тестов для определения рукости (М. Г. Князева, В. Ю. Вильдавский) [1, 3].

Рассмотрев данные методики по изучению леворукости у детей дошкольного возраста, мы можем сделать вывод о том, что они помогают нам определить ведущую руку и полушарие или степень леворукости.

Исходя из анализа дополнительной методической литературы, мы можем обобщить рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию и развитию леворуких детей. Авторы не рекомендуют родителям и педагогам демонстрировать свое отношение к леворукости, так как леворукость является индивидуальным вариантом нормы; переучивание леворукого ребенка может привести к нарушениям эмоциональной сферы ребенка, поэтому необходимо с пониманием относиться с уникальности ребенка; уделить внимание развитию крупной и мелкой моторики правой и левой рук; способствовать формированию навыка ориентировки в пространстве и на плоскости, а также развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.

Итак, проанализировав литературу, мы можем утверждать, что леворукость как дисфункциональное проявление доминантности полушарий мозга не является причиной умственных и психических отклонений у детей среднего дошкольного возраста. Процесс развития познавательных процессов леворуких дошкольников будет происходить с меньшими психологическими проблемами при условии специальной подготовки педагога и поддержки индивидуальных особенностей ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Библиографическая ссылка

Нечаева В. Ю., Иванова В. И. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-2. – С. 180-182;

URL : https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10924 ( дата обращения: 22.03.2022).

Публикации по теме:

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Консультация «Дети-левши: хорошо или плохо? Нейропсихологические особенности леворуких детей» Добрый вечер, коллеги! Предлагаю вашему вниманию одну из наиболее сложных проблем. Обязательно ознакомьтесь с информацией. В Европе бОльшая.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности леворуких детей с ЗПР
Опубликовано: 22 марта 2022 в 09:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности леворуких детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Чекоданова Ольга Валерьевна (УИ 2943006) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД