Конева Наталия
Особенности культурных образовательных практик в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности культурных образовательных практик в детском саду.
Подготовила:
Конева Наталия Викторовна
воспитатель МБДОУ д/с №52
Особенности культурных образовательных практик в детском саду.
В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования авторский коллектив программы «Детство» пересмотрел и переработал программу в соответствии со стандартом. В программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики.
Публикация «Особенности культурных образовательных практик в детском саду» размещена в разделах
Специально организованная деятельность воспитателя и детей по программе «Детство» происходит в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение. Если они обеспечиваются, то традиционные методы (воздействия) начинают трансформироваться в методы взаимодействия. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).
Культурные практики – понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего – либо в своей жизни. Это понятие помогает объяснить, с помощью каких культурных механизмов ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние на развитие имеет этот выбор. Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.
Эти виды деятельности и поведения он начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию. Так Н. Б. Крылова в своих трудах употребляет словосочетание «игровая практика», и рассматривает игру, как одну из разнообразных культурных практик. Для ребенка дошкольного возраста такая культурная практика является одной из ведущих. ФГОС дошкольного образования включает образовательные ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников и которым удовлетворяет именно организация игровой деятельности как культурной практики.
Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Эта деятельность как образовательное средство «шагает» в ногу со временем и ориентирована на реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании.
К понятию «культурная практика» обращается также и М. Ю. Гудова. Автор рассматривает чтение, как особую культурную практику.
Из всего изученного, мы сделали вывод, что «культурная практика» - это стихийное и обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми и сверстниками. К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, коммуникативных, художественных действий.
Что же можно считать культурной практикой?
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров», просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки», игры и коллекционирование.
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др., Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Иногда досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Такие виды культурных практик предложены авторами и самой Программой.
В нашем детском саду мы планируем культурные практики после сна. Каждый день в перспективных планах запланировано чтение художественной литературы, сюжетно – ролевые игры, опытно – экспериментальная деятельность, рассматривание, наблюдения, свободная изо. деятельность, конструктивные игры, что мы и осуществляем каждый день. Воспитатель объявляет детям, какое произведение будет читать и зовет детей. Кому интересно, дети собираются возле воспитателя, и проводится чтение произведения. Такая культурная практика имеет подгрупповой характер. Сюжетно – ролевые игры также исходят от детей, воспитатель может присоединиться и повернуть игру детей в нужное русло. Один раз в месяц по средам проводятся досуги: музыкальный и физкультурный по плану. Музыкальный досуг обычно тематический. То есть в преддверии какого – то события, мы проводим с детьми беседу, как они хотели бы отметить это событие. В этом году, таким образом, у нас в подготовительной группе прошел праздник осени. Дети с удовольствием вместе с родителями приняли в нем участие. Были изготовлены поделки на тему «Волшебница осень», ярмарка «Осенние дары». Вместе с детьми готовим для мам поздравление. Кто – то из детей хотел бы поздравить маму стихотворением, кто – то песней, так и получится концерт по заявкам. Очень часто темы культурных практик появляются из наблюдений. Например, на прогулке мы наблюдаем за листопадом, за первыми снежинками. Дети начинают задавать вопросы: Почему листья имеют разный цвет, снег бывает липким? Как он тает? И много других вопросов. Тогда после сна наша группа превращается в лабораторию и мы исследуем на опытах то, что детей заинтересовало. Дети сами опытным путем отвечают на свои же вопросы. Обычно такая деятельность захватывает всех детей. У детей могут возникнуть и такие вопросы, на которые мы можем найти ответы в музее или библиотеке. Тогда мы организовываем такие экскурсии. Таким образом, мы посетили выставку в музее, посвященную школе и школьным принадлежностям, затем выставку стеклянных изделий. Также темы культурных практик возникают и во время НОД. С детьми подготовительной к школе группы проводилась НОД по патриотическому воспитанию «Моя Родина - Россия». Когда дети смотрели изображение флага, герба, у них возникли вопросы: почему на гербе изображена именно эта птица? Почему на ней три короны? Что значит, что всадник убивает черного дракона? Почему наш флаг называется «триколор», что означают цвета на флаге? Я предложила детям вместе с родителями поискать информацию об этом и рассказать другим детям. Дети сами выбрали, о чём им было интересно узнать. Таким образом, у нас получилось 4 выступления: о флаге, гимне, гербе и о столице нашей Родины – Москве. Из этой Культурной практики я сделала такие выводы:
Для детей: детям понятны символы, изображенные на гербе, флаге. Дети узнают, что гимн – главная песня для всего народа РФ.
Для воспитателя: в ходе культурной практики решаются задачи раздела «Познание». В завершении данной темы провели вместе с музыкальным руководителем развлечение «Моя Родина – Россия».
Также в ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети научаются принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умений в различных видах деятельности. И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Таким образом, с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.
Я считаю, что культурные практики помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни.