елена титова
Консультация для воспитателей «Особенности проектной деятельности в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций и широко используется. Несомненно, данное направление интересно всем ее участникам и позволяет достичь высоких результатов. Однако приходится признать, что многие воспитатели находятся в заблуждении относительно самого понятия и содержания проектной деятельности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности проектной деятельности в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Самая большая проблема кроется в том, какой смысл вкладывается в понятие «педагогический проект». По большому счету педагогическим можно назвать любой проект, имеющий педагогические цели. Проект педагогов – это деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия. Детский проект тоже организуется педагогом, но субъектами деятельности в данном случае выступают воспитанники.
Какие же ошибки в организации проектной деятельности с дошкольниками встречаются наиболее чаще?
• Представление в виде детской проектной деятельности системы работы по какому-либо вопросу. Например, рассказывая о формировании у детей представлений о здоровом образе жизни, педагоги перечисляют разные формы работы, организуемые в течении учебного года (занятия с воспитанниками, праздники и досуги, выставки детского творчества, работа с родителями и т. д.). данные мероприятия они называют детским проектом по формированию у детей здорового образа жизни. Несомненно, все перечисленные формы работы интересны и дают положительный результат. Но это может быть детским проектом только в том случае, если дети выступают в качестве их активных участников. Авторов идей и их исполнителей.
• Другой пример – подмены понятий. Рассказывая о проекте «Наша летняя площадка», воспитатель перечисляет, как много разных мероприятий прошло в течении лета на спортивной площадке детского сада. Возможно, это проект педагогов, которые в ходе совместного обсуждения предлагали свои идеи, думали о том, как сделать жизнь детей в летний период интересной. Назвать все эти мероприятия детским проектом невозможно. Ведь воспитанники не выступили в данном случае субъектом деятельности, они только участвовали в мероприятиях, которые были организованы педагогом.
• Начинать работу над проектом нужно с создания «копилки». Многие воспитатели понимают это буквально и перед тем как приступить к реализации проекта, делают подборку игр, пособий, плакатов по теме. Но здесь подразумевается нечто другое. Это то. Что будет в дальнейшем обсуждаться, анализироваться в ходе поиска наиболее приемлемого и результативного варианта.
• Участниками проектов чаще всего становятся одни и те же воспитанники группы. Между тем одна из задач проектной деятельности заключается в том, чтобы раскрепостить дошкольников, научить их быть самостоятельными, более инициативными. Поддержка воспитателя, принятие ребенка таким, какой он есть.
• Самая большая возможность у детей проявить самостоятельность, свободу мысли в начале проекта, на этапе выдвижения идей. И здесь педагоги часто допускают очередную ошибку. Важно удержать себя от немедленного реагирования на предложения воспитанников. Ведь от того, как воспитатель выразит свое отношение к высказыванию ребенка, зависит степень его дальнейшего участия в этой деятельности.
• На этапе воплощения идей проекта воспитателям очень сложно удержать себя от прямых указаний, прямого руководства деятельностью детей. В ходе проектной деятельности воспитанникам нужно давать больше свободы, чтобы они пытались самостоятельно находить решение поставленной перед ними задачи, учились анализировать и делать выводы.
• Часто бывает так, что продукт проекта оказывается невостребованным. Проекты, нацеленные на создание какого-либо материального продукта, например макета, требует значительных затрат сил всех участников, а также определенных средств, времени. Любой продукт проектной деятельности должен использоваться в дальнейшем, а не служить неприкасаемым украшением групповой комнаты.
• Проект должен иметь определенный срок реализации, который позволит решить поставленные задачи и получить необходимые результаты. При этом важно соблюдать сроки выполнения каждого из этапов проекта.
• Наиболее эффективным вариантом презентации совместной деятельности является оформление газеты, книги, альбома которые потом отдают детям другой группы. В каждом конкретном случае педагоги могут выбрать свой вариант демонстрации результатов проекта. При этом важно понимать цель знакомства детей другой группы или родителей с полученными результатами.
• Организуя проектную деятельность воспитатели забывают отображать ее в календарных планах. Между тем проект реализуется во все отрезки времени, в ходе всех режимных моментов, через разные формы совместной деятельности.
Хочется надеяться, что знание часто встречающихся ошибок при организации проектной деятельности с детьми позволит педагогам ДОО избежать их в своей работе.