Татьяна Панина
Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных и временных представлений у дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие пространственных и временных представлений у дошкольников формируется медленно, с одной стороны – это связано с недостаточно развитой наблюдательностью, восприимчивостью, логическим мышлением, с другой – с небольшим накоплением жизненного опыта ребенка.
Система коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений и функций у дошкольников с ЗПР основана на методах наблюдения и объяснения расположения предметов на плоскости или в пространстве и является главным звеном в формировании успешного обучения будущего школьника.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Задержка психического развития у детей рассматривается как сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. У детей с задержкой психического развития процесс чувственного познания имеет свои особенности и трудности. Им сложно воспринимать пространственные и временные понятия, и еще труднее ими оперировать в своей жизни. Дети не всегда ориентируются в своем теле, отмечаются смешение понятий «право – лево», «над – под», «перед – позади».
Отмечаются нарушения понимания пространственных отношений, как в практической деятельности, так и словесном обозначении. Дети с задержкой психического развития смешивают понятия времен года и месяцев, не умеют подробно рассказать об отличительных признаках. Рассматривая картинки с изображением времен года, они определяют зиму и лето. Часто путают осень и весну, потому что они имеют сходные явления. Часто дети затрудняются ответить на вопрос «когда у тебя день рождения?».
В процессе формирования целостности мира у ребенка, важную роль играет способность временной и пространственной ориентации. Особенно рекомендуется обратить внимание на данные навыки в процессе развития детей с ЗПР, так как эти представления у них формируются на фоне социальной, функциональной и органической недостаточности.
ЗПР – это пограничная форма между личностной незрелостью и интеллектуальной недостаточностью. Позиционируется как нарушение негрубой степени познавательной сферы, временное отставание психического развития в общей степени или с учетом отдельных функций (волевых, эмоциональных, речевых, сенсорных или моторных). ЗПР не является клинической формой, это временное и поддающееся коррекции замедление темпа развития.
У детей данное отставание классифицируется как полиморфное нарушение сложной степени, при котором по-разному страдают элементы развития физической, психологической и психической деятельности.
Дети с ЗПР все данные об окружающей среде получают исключительно на основе ощущений и понимания свойств. Также у них есть ряд трудностей относительно переработки полученной информации, способности воссоздать целостную картину на основе полученной информации. Что касается поведения, то они более апатичны, несколько заторможены или возбуждены, раздражительны, с проявлением негатива и эмоциональной неустойчивости.
Для того чтобы воспринимать информацию, детям с временной ЗПР необходимо намного больше времени (а с низкой способностью концентрировать внимание – это сделать сложно, как результат и наблюдается более медленное развитие.
У детей с особенностями психологического развития:
Наблюдаются трудности относительно процесса чувственного познания окружающего мира.
Они с особой сложностью воспринимают временные и пространственные представления, и еще труднее им оперировать ими в жизни.
Не всегда дети могут ориентироваться в своем теле, например, не могут осознать понятия «перед-позади», «под-над», «лево-право».
Заметны нарушения пространственного восприятия, и не только в практической, но и в словесной форме.
При ЗПР пациенты часто не могут разграничить понятия «месяцы» и «времена года», не могут конкретно описать их отличительные признаки. Например, при демонстрации картинок с временами года дети легко называют лето и зиму, сложнее им определится с осенью и весной, ведь у данных времен года очень много схожих характеристик и явлений.
Некоторых детей в тупик ставит вопрос о дате и месяце рождения.
У детей с ЗПР развитие пространственно-временных навыков – это трудоемкий и длительный процесс, который желательно провести в возрасте 4-6 лет. Именно в этом возрасте у детей формируются понятия «день-ночь», «дни недели», «выходные и рабочие дни», «времена года», «утро-обед-вечер», прорабатывается «режим» ребенка –это целом и является формированием временных представлений.
Дети с ЗПР не выполняют то или иное задание на развитие пространственного или временного представления по причине отсутствия навыка организации своей деятельности, хотя, с точки зрения интеллектуального развития для них это задание вполне выполнимо. Именно в таких случаях рекомендуется проводить не групповые, а индивидуальные занятия.
Параллельно с учителем-дефектологом работают воспитатели, которые проводят ознакомительную работу со всеми временными и пространственными понятиями.
Процедура наблюдения производится в системном порядке, иными словами занятия на развитие пространственных и временных представлений у дошкольников с ЗПР проводятся каждый день:
• методом наблюдения погоды за окном;
• соблюдением режима;
• за счет изучения картинок;
• демонстрации красочных презентаций;
• использования конструкторов для моделирования ситуаций;
• занятий по ИЗО.
Работа по формированию временных представлений неразрывно связана с работой по развитию речи. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза, дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. п. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.
В процессе работы используются следующие формы :
• прослушивание мелодий, которые будут характеризовать то или иное время года;
• сезонные игры с использованием соответствующих природных материалов;
• дидактические игры;
• сравнение в процессе беседы;
• использование демонстрационного материала и применение полученных знаний на практике;
• процесс наблюдения на прогулках, анализ и сравнение с увиденным вчера или неделю назад;
• эксперименты.
Основные цели коррекционной работы :
• обогатить словарный запас ребенка;
• сформировать временные представления;
• развить навык связно в словесной форме выражать свои мысли и идеи;
• развить интерес к познанию нового;
• сформировать навык составлять рассказы на указанную тему.
Планирование занятий на развитие временных представлений у дошкольников при ЗПР (для детей 4-6 лет)
Программа рассчитана на два года обучения. Весь процесс условно разделен на 13 блоков (6 блоков на первый год и 7 – на второй).
За первый год занятий проводится работа в следующих направлениях:
1. Времена года.
2. Творческие работы из природного материала (собираем картины, поделки, букеты).
3. Сравнение времен года, учитывая изученные в первой теме характеристики.
4. Разбор нелепых ситуаций по принципу «Бывает-не бывает».
5. Игровая деятельность с учетом временных понятий.
Учимся коллективному анализу и взаимодействию в группе.
За второй год проводятся темы:
1. Времена года – характеристики, которые должен знать ребенок в 6-7 лет.
2. Занятия с рабочей тетрадью – собрание заданий на развитие логики, мышления, восприятия визуальной информации и прочее.
3. Занятия на развитие моторики с использованием природных материалов (по сезону).
4. Развитие логического мышление за счет исследований последовательности времен года (учимся составлять логические цепи с учетом выученных в первой теме характеристик).
5. Развитие навыка составлять рассказ на пространственные или временные темы, опираясь на полученную информацию и опыт.
6. Месяцы и дни недели.
7. Понятие «сутки» и «последовательность дней недели».
В процессе работы задействуются разные формы и методы обучения, которые стараюсь как можно чаще менять, чтобы увлечь ребенка, мотивировать его и сфокусировать его внимание на прохождении заданий.
Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.
Выводы
Комплексный подход к коррекционной работе по формированию пространственно-временных представлений позволяет :
существенно повысить уровни умений, навыков и знаний;
ориентироваться в окружающем мире за счет наблюдения и анализа.
Дети с нарушением временного восприятия без целенаправленной коррекционной помощи будут сложнее овладевать всеми важными для целостного формирования личности навыками.
Как показывают многочисленные практики и отзывы родителей, если начать работу в раннем дошкольном возрасте, то в школе данные проблемы будут малозаметны, и не будут создавать препятствия в изучении нового материала.
В дальнейшем планирую продолжить работу по формированию навыков пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР.
Список литературы:
1. Ананьев Б. Г. «Особенности восприятия пространства у детей» М. : Просвещение, 1964
2. Бондина Н. А., Коренева Л. Ю. «Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР» Вопросы дошкольной педагогики. - 2017
3. Иншакова, О. Б. Пространственно-временные представления / О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова. — М., 2006.
4. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». СПб. СОЮЗ, 2001.