Приложение МААМ

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных и временных представлений у дошкольников с ЗПР

Татьяна Панина
Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных и временных представлений у дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие пространственных и временных представлений у дошкольников формируется медленно, с одной стороны – это связано с недостаточно развитой наблюдательностью, восприимчивостью, логическим мышлением, с другой – с небольшим накоплением жизненного опыта ребенка.

Система коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений и функций у дошкольников с ЗПР основана на методах наблюдения и объяснения расположения предметов на плоскости или в пространстве и является главным звеном в формировании успешного обучения будущего школьника.

Темочки:

Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

Задержка психического развития у детей рассматривается как сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. У детей с задержкой психического развития процесс чувственного познания имеет свои особенности и трудности. Им сложно воспринимать пространственные и временные понятия, и еще труднее ими оперировать в своей жизни. Дети не всегда ориентируются в своем теле, отмечаются смешение понятий «право – лево», «над – под», «перед – позади».

Отмечаются нарушения понимания пространственных отношений, как в практической деятельности, так и словесном обозначении. Дети с задержкой психического развития смешивают понятия времен года и месяцев, не умеют подробно рассказать об отличительных признаках. Рассматривая картинки с изображением времен года, они определяют зиму и лето. Часто путают осень и весну, потому что они имеют сходные явления. Часто дети затрудняются ответить на вопрос «когда у тебя день рождения?».

В процессе формирования целостности мира у ребенка, важную роль играет способность временной и пространственной ориентации. Особенно рекомендуется обратить внимание на данные навыки в процессе развития детей с ЗПР, так как эти представления у них формируются на фоне социальной, функциональной и органической недостаточности.

ЗПР – это пограничная форма между личностной незрелостью и интеллектуальной недостаточностью. Позиционируется как нарушение негрубой степени познавательной сферы, временное отставание психического развития в общей степени или с учетом отдельных функций (волевых, эмоциональных, речевых, сенсорных или моторных). ЗПР не является клинической формой, это временное и поддающееся коррекции замедление темпа развития.

У детей данное отставание классифицируется как полиморфное нарушение сложной степени, при котором по-разному страдают элементы развития физической, психологической и психической деятельности.

Дети с ЗПР все данные об окружающей среде получают исключительно на основе ощущений и понимания свойств. Также у них есть ряд трудностей относительно переработки полученной информации, способности воссоздать целостную картину на основе полученной информации. Что касается поведения, то они более апатичны, несколько заторможены или возбуждены, раздражительны, с проявлением негатива и эмоциональной неустойчивости.

Для того чтобы воспринимать информацию, детям с временной ЗПР необходимо намного больше времени (а с низкой способностью концентрировать внимание – это сделать сложно, как результат и наблюдается более медленное развитие.

У детей с особенностями психологического развития:

Наблюдаются трудности относительно процесса чувственного познания окружающего мира.

Они с особой сложностью воспринимают временные и пространственные представления, и еще труднее им оперировать ими в жизни.

Не всегда дети могут ориентироваться в своем теле, например, не могут осознать понятия «перед-позади», «под-над», «лево-право».

Заметны нарушения пространственного восприятия, и не только в практической, но и в словесной форме.

При ЗПР пациенты часто не могут разграничить понятия «месяцы» и «времена года», не могут конкретно описать их отличительные признаки. Например, при демонстрации картинок с временами года дети легко называют лето и зиму, сложнее им определится с осенью и весной, ведь у данных времен года очень много схожих характеристик и явлений.

Некоторых детей в тупик ставит вопрос о дате и месяце рождения.

У детей с ЗПР развитие пространственно-временных навыков – это трудоемкий и длительный процесс, который желательно провести в возрасте 4-6 лет. Именно в этом возрасте у детей формируются понятия «день-ночь», «дни недели», «выходные и рабочие дни», «времена года», «утро-обед-вечер», прорабатывается «режим» ребенка –это целом и является формированием временных представлений.

Дети с ЗПР не выполняют то или иное задание на развитие пространственного или временного представления по причине отсутствия навыка организации своей деятельности, хотя, с точки зрения интеллектуального развития для них это задание вполне выполнимо. Именно в таких случаях рекомендуется проводить не групповые, а индивидуальные занятия.

Параллельно с учителем-дефектологом работают воспитатели, которые проводят ознакомительную работу со всеми временными и пространственными понятиями.

Процедура наблюдения производится в системном порядке, иными словами занятия на развитие пространственных и временных представлений у дошкольников с ЗПР проводятся каждый день:

• методом наблюдения погоды за окном;

• соблюдением режима;

• за счет изучения картинок;

• демонстрации красочных презентаций;

• использования конструкторов для моделирования ситуаций;

• занятий по ИЗО.

Работа по формированию временных представлений неразрывно связана с работой по развитию речи. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза, дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. п. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

В процессе работы используются следующие формы :

прослушивание мелодий, которые будут характеризовать то или иное время года;

• сезонные игры с использованием соответствующих природных материалов;

• дидактические игры;

• сравнение в процессе беседы;

• использование демонстрационного материала и применение полученных знаний на практике;

• процесс наблюдения на прогулках, анализ и сравнение с увиденным вчера или неделю назад;

• эксперименты.

Основные цели коррекционной работы :

• обогатить словарный запас ребенка;

сформировать временные представления;

• развить навык связно в словесной форме выражать свои мысли и идеи;

• развить интерес к познанию нового;

сформировать навык составлять рассказы на указанную тему.

Планирование занятий на развитие временных представлений у дошкольников при ЗПР (для детей 4-6 лет)

Программа рассчитана на два года обучения. Весь процесс условно разделен на 13 блоков (6 блоков на первый год и 7 – на второй).

За первый год занятий проводится работа в следующих направлениях:

1. Времена года.

2. Творческие работы из природного материала (собираем картины, поделки, букеты).

3. Сравнение времен года, учитывая изученные в первой теме характеристики.

4. Разбор нелепых ситуаций по принципу «Бывает-не бывает».

5. Игровая деятельность с учетом временных понятий.

Учимся коллективному анализу и взаимодействию в группе.

За второй год проводятся темы:

1. Времена года – характеристики, которые должен знать ребенок в 6-7 лет.

2. Занятия с рабочей тетрадью – собрание заданий на развитие логики, мышления, восприятия визуальной информации и прочее.

3. Занятия на развитие моторики с использованием природных материалов (по сезону).

4. Развитие логического мышление за счет исследований последовательности времен года (учимся составлять логические цепи с учетом выученных в первой теме характеристик).

5. Развитие навыка составлять рассказ на пространственные или временные темы, опираясь на полученную информацию и опыт.

6. Месяцы и дни недели.

7. Понятие «сутки» и «последовательность дней недели».

В процессе работы задействуются разные формы и методы обучения, которые стараюсь как можно чаще менять, чтобы увлечь ребенка, мотивировать его и сфокусировать его внимание на прохождении заданий.

Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.

Выводы

Комплексный подход к коррекционной работе по формированию пространственно-временных представлений позволяет :

существенно повысить уровни умений, навыков и знаний;

ориентироваться в окружающем мире за счет наблюдения и анализа.

Дети с нарушением временного восприятия без целенаправленной коррекционной помощи будут сложнее овладевать всеми важными для целостного формирования личности навыками.

Как показывают многочисленные практики и отзывы родителей, если начать работу в раннем дошкольном возрасте, то в школе данные проблемы будут малозаметны, и не будут создавать препятствия в изучении нового материала.

В дальнейшем планирую продолжить работу по формированию навыков пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР.

Список литературы:

1. Ананьев Б. Г. «Особенности восприятия пространства у детей» М. : Просвещение, 1964

2. Бондина Н. А., Коренева Л. Ю. «Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР» Вопросы дошкольной педагогики. - 2017

3. Иншакова, О. Б. Пространственно-временные представления / О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова. — М., 2006.

4. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». СПб. СОЮЗ, 2001.

Публикации по теме:

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Дидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольниковДидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольников В старшей группе нашего детсада объявлен конкурс пособий в рамках проекта "Как узнать о времени всё!". Мы с ребятами решили принять участие,.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы» Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время,.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015–2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А. Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД Направление работы: Охрана здоровья и физическое развитие.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Пособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-классПособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-класс "ЧУДО - КАМЕШКИ" Как известно, маленькие дети любят играть с мелкими предметами и мелкие камешки - галька, на мой взгляд, являются великолепным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных и временных представлений у дошкольников с ЗПР
Опубликовано: 13 декабря 2019 в 23:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных и временных представлений у дошкольников с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Панина (УИ 100728) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД