Получи документы

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных и временных представлений у дошкольников с ЗПР

Татьяна Панина
Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных и временных представлений у дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие пространственных и временных представлений у дошкольников формируется медленно, с одной стороны – это связано с недостаточно развитой наблюдательностью, восприимчивостью, логическим мышлением, с другой – с небольшим накоплением жизненного опыта ребенка.

Система коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений и функций у дошкольников с ЗПР основана на методах наблюдения и объяснения расположения предметов на плоскости или в пространстве и является главным звеном в формировании успешного обучения будущего школьника.

Публикация «Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных и временных представлений у дошкольников с ЗПР» размещена в разделах

Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

Задержка психического развития у детей рассматривается как сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. У детей с задержкой психического развития процесс чувственного познания имеет свои особенности и трудности. Им сложно воспринимать пространственные и временные понятия, и еще труднее ими оперировать в своей жизни. Дети не всегда ориентируются в своем теле, отмечаются смешение понятий «право – лево», «над – под», «перед – позади».

Отмечаются нарушения понимания пространственных отношений, как в практической деятельности, так и словесном обозначении. Дети с задержкой психического развития смешивают понятия времен года и месяцев, не умеют подробно рассказать об отличительных признаках. Рассматривая картинки с изображением времен года, они определяют зиму и лето. Часто путают осень и весну, потому что они имеют сходные явления. Часто дети затрудняются ответить на вопрос «когда у тебя день рождения?».

В процессе формирования целостности мира у ребенка, важную роль играет способность временной и пространственной ориентации. Особенно рекомендуется обратить внимание на данные навыки в процессе развития детей с ЗПР, так как эти представления у них формируются на фоне социальной, функциональной и органической недостаточности.

ЗПР – это пограничная форма между личностной незрелостью и интеллектуальной недостаточностью. Позиционируется как нарушение негрубой степени познавательной сферы, временное отставание психического развития в общей степени или с учетом отдельных функций (волевых, эмоциональных, речевых, сенсорных или моторных). ЗПР не является клинической формой, это временное и поддающееся коррекции замедление темпа развития.

У детей данное отставание классифицируется как полиморфное нарушение сложной степени, при котором по-разному страдают элементы развития физической, психологической и психической деятельности.

Дети с ЗПР все данные об окружающей среде получают исключительно на основе ощущений и понимания свойств. Также у них есть ряд трудностей относительно переработки полученной информации, способности воссоздать целостную картину на основе полученной информации. Что касается поведения, то они более апатичны, несколько заторможены или возбуждены, раздражительны, с проявлением негатива и эмоциональной неустойчивости.

Для того чтобы воспринимать информацию, детям с временной ЗПР необходимо намного больше времени (а с низкой способностью концентрировать внимание – это сделать сложно, как результат и наблюдается более медленное развитие.

У детей с особенностями психологического развития:

Наблюдаются трудности относительно процесса чувственного познания окружающего мира.

Они с особой сложностью воспринимают временные и пространственные представления, и еще труднее им оперировать ими в жизни.

Не всегда дети могут ориентироваться в своем теле, например, не могут осознать понятия «перед-позади», «под-над», «лево-право».

Заметны нарушения пространственного восприятия, и не только в практической, но и в словесной форме.

При ЗПР пациенты часто не могут разграничить понятия «месяцы» и «времена года», не могут конкретно описать их отличительные признаки. Например, при демонстрации картинок с временами года дети легко называют лето и зиму, сложнее им определится с осенью и весной, ведь у данных времен года очень много схожих характеристик и явлений.

Некоторых детей в тупик ставит вопрос о дате и месяце рождения.

У детей с ЗПР развитие пространственно-временных навыков – это трудоемкий и длительный процесс, который желательно провести в возрасте 4-6 лет. Именно в этом возрасте у детей формируются понятия «день-ночь», «дни недели», «выходные и рабочие дни», «времена года», «утро-обед-вечер», прорабатывается «режим» ребенка –это целом и является формированием временных представлений.

Дети с ЗПР не выполняют то или иное задание на развитие пространственного или временного представления по причине отсутствия навыка организации своей деятельности, хотя, с точки зрения интеллектуального развития для них это задание вполне выполнимо. Именно в таких случаях рекомендуется проводить не групповые, а индивидуальные занятия.

Параллельно с учителем-дефектологом работают воспитатели, которые проводят ознакомительную работу со всеми временными и пространственными понятиями.

Процедура наблюдения производится в системном порядке, иными словами занятия на развитие пространственных и временных представлений у дошкольников с ЗПР проводятся каждый день:

• методом наблюдения погоды за окном;

• соблюдением режима;

• за счет изучения картинок;

• демонстрации красочных презентаций;

• использования конструкторов для моделирования ситуаций;

• занятий по ИЗО.

Работа по формированию временных представлений неразрывно связана с работой по развитию речи. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза, дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. п. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

В процессе работы используются следующие формы :

прослушивание мелодий, которые будут характеризовать то или иное время года;

• сезонные игры с использованием соответствующих природных материалов;

• дидактические игры;

• сравнение в процессе беседы;

• использование демонстрационного материала и применение полученных знаний на практике;

• процесс наблюдения на прогулках, анализ и сравнение с увиденным вчера или неделю назад;

• эксперименты.

Основные цели коррекционной работы :

• обогатить словарный запас ребенка;

сформировать временные представления;

• развить навык связно в словесной форме выражать свои мысли и идеи;

• развить интерес к познанию нового;

сформировать навык составлять рассказы на указанную тему.

Планирование занятий на развитие временных представлений у дошкольников при ЗПР (для детей 4-6 лет)

Программа рассчитана на два года обучения. Весь процесс условно разделен на 13 блоков (6 блоков на первый год и 7 – на второй).

За первый год занятий проводится работа в следующих направлениях:

1. Времена года.

2. Творческие работы из природного материала (собираем картины, поделки, букеты).

3. Сравнение времен года, учитывая изученные в первой теме характеристики.

4. Разбор нелепых ситуаций по принципу «Бывает-не бывает».

5. Игровая деятельность с учетом временных понятий.

Учимся коллективному анализу и взаимодействию в группе.

За второй год проводятся темы:

1. Времена года – характеристики, которые должен знать ребенок в 6-7 лет.

2. Занятия с рабочей тетрадью – собрание заданий на развитие логики, мышления, восприятия визуальной информации и прочее.

3. Занятия на развитие моторики с использованием природных материалов (по сезону).

4. Развитие логического мышление за счет исследований последовательности времен года (учимся составлять логические цепи с учетом выученных в первой теме характеристик).

5. Развитие навыка составлять рассказ на пространственные или временные темы, опираясь на полученную информацию и опыт.

6. Месяцы и дни недели.

7. Понятие «сутки» и «последовательность дней недели».

В процессе работы задействуются разные формы и методы обучения, которые стараюсь как можно чаще менять, чтобы увлечь ребенка, мотивировать его и сфокусировать его внимание на прохождении заданий.

Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.

Выводы

Комплексный подход к коррекционной работе по формированию пространственно-временных представлений позволяет :

существенно повысить уровни умений, навыков и знаний;

ориентироваться в окружающем мире за счет наблюдения и анализа.

Дети с нарушением временного восприятия без целенаправленной коррекционной помощи будут сложнее овладевать всеми важными для целостного формирования личности навыками.

Как показывают многочисленные практики и отзывы родителей, если начать работу в раннем дошкольном возрасте, то в школе данные проблемы будут малозаметны, и не будут создавать препятствия в изучении нового материала.

В дальнейшем планирую продолжить работу по формированию навыков пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР.

Список литературы:

1. Ананьев Б. Г. «Особенности восприятия пространства у детей» М. : Просвещение, 1964

2. Бондина Н. А., Коренева Л. Ю. «Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР» Вопросы дошкольной педагогики. - 2017

3. Иншакова, О. Б. Пространственно-временные представления / О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова. — М., 2006.

4. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». СПб. СОЮЗ, 2001.

Публикации по теме:

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Дидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольниковДидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольников В старшей группе нашего детсада объявлен конкурс пособий в рамках проекта "Как узнать о времени всё!". Мы с ребятами решили принять участие,.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы» Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время,.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015–2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А. Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД Направление работы: Охрана здоровья и физическое развитие.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Пособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-классПособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-класс "ЧУДО - КАМЕШКИ" Как известно, маленькие дети любят играть с мелкими предметами и мелкие камешки - галька, на мой взгляд, являются великолепным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных и временных представлений у дошкольников с ЗПР
Опубликовано: 13 декабря 2019 в 23:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных и временных представлений у дошкольников с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Панина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД