Наталья Артемьева
Особенности коммуникации у детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ
С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Коммуникация — это обмен информации между людьми, в процессе которого человек сообщает о своих мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях и эмоциональном состоянии.
У детей с речевыми нарушениями стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, спонтанное формирование речевых навыков у них либо невозможно, либо осуществляется дисгармонично, что приводит к неблагополучию в сфере общения, трудности осуществления коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, вследствие чего возникают трудности при обучении в школе и социальной адаптации ребенка.
Публикация «Особенности коммуникации у детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Для детей с речевыми нарушениями характерны определенные особенности коммуникации :
1. дошкольники редко проявляют первые инициативу вступления в контакт со сверстниками;
2. общения дошкольников со сверстниками носит эпизодический характер;
3. дети очень редко берут инициативу в организации какой-либо деятельности;
4. при выполнении совместных заданий не наблюдается сотрудничества между детьми;
5. нередко среди детей наблюдаются проявления агрессии;
6. наблюдается бедность эмоционального компонента у детей данной категории.
Выявлены следующие недостатки коммуникативной способности у детей с речевыми нарушениями :
• употребление слов в неточном значении;
• использование в самостоятельной речи неадекватных грамматических форм;
• многочисленные повторения, в возвращении к ранее сказанному;
• шаблонность, т. е. использование заученных формулировок;
• изобилие необоснованных пауз в речи;
• единичность случаев активной вербальной коммуникации;
• отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации;
• неспособность оценивать высказывания других детей;
• замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;
• специфика или трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов.
Коммуникативные речевые нарушения носят нерегулярный характер, зависящий от условий протекания речевой деятельности и от внешней мотивации, задаваемой окружающими авторитетными взрослыми.
Развитие коммуникации у детей с речевыми нарушениями является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире, так как отражается на становлении его личности. Речевое поведение, речевое действие ребенка с недоразвитием речи существенно отличается от того, что наблюдается при нормальном развитии. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, т. к. при этом речь ребенка с речевой патологией не становится полноценным средством его мышления, а речь окружающих людей не всегда является для него адекватным способом передачи информации, общественного опыта (знаний, способов, действий).