Папки-передвижки

Особенности использования нетрадиционных техник рисования для развития художественно-творческих способностей у дошкольников

Светлана Казаненкова
Особенности использования нетрадиционных техник рисования для развития художественно-творческих способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Старший дошкольный возраст является благоприятным для развития способности к творчеству. Во многих сферах происходят большие изменения, идет совершенствование психических процессов, происходит активное развитие личностных качеств.

В психолого-педагогических исследованиях таких ученых как: Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, Е. А. Флерина, была выявлена специфика развития детей в старшем дошкольном возрасте, которая проявляется:

- природной любознательностью, исполнительностью, отзывчивостью, предрасположенностью к эмоциональному и чувственному восприятию предметов и явлений;

- старший дошкольный возраст - более устойчив во внимании, развитии произвольности психических процессов, наблюдательности, способности к самооценке, а также стремлении к совместной творческой деятельности со взрослыми и сверстниками;

- особенностями познавательной активности, проявляющимися в интеллектуальных эмоциях, постепенном формировании логического мышления, на базе наглядно-действенного и наглядно образного мышления;

- направленностью личности на других людей, сравнении на подготовку к изменению ведущего вида деятельности себя с ними, на подготовку к изменению ведущего вида деятельности.

Старший дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Поэтому в этот период детства особенно важно развивать творческие способности, которые способствуют всестороннему, интеллектуальному, нравственному, эстетическому развитию ребенка, а также формированию его личности.

Творческие способности оказывают прямое воздействие на творчество ребёнка, то есть чем выше уровень способностей, тем больше перспектив открывается перед дошкольником в его творчестве. Созданные при нем образцы обладают все большей или меньшей выразительностью, это зависит от общей степени развития способности и приобретённых навыков. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют еще, и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами и предметами. Вначале дошкольники приобретают простейшие навыки рисования – затем традиционный способ. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности. Оно является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе этой деятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, память, мыслительные операции. А развитие мелкой моторики рук развивает мышление и речь. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятие, соединяя их в образы и представления.

Дети с раннего детства любят рисовать. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения он приближает к игре.

Созданный образ, в частности рисунок, может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую, так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Замечено, что все дети любят рисовать тогда, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Начало работы, красивые и разнообразные материалы – вот, что помогает не допустить в творческую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее занятия, навыки, умения, а с другой стороны – искали новые решения, творческие подходы. Именно это у ребенка вызывает положительные эмоции, радостное удивление, желание трудиться.

В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок усваивает такие понятия как «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Уже потом постигаются формы материалов, постепенно осмысливается окружающее. Причем происходит это, как правило, быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. В этой связи рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование вообще помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире.

Особенно важно, понимать связь рисования с мышлением ребенка. При рисовании в работу включаются зрительные, двигательные, мускульноосязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей: память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Исследователи акцентируют внимание на том факте, что рисование должно приносить детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к художественному творчеству. Не надо давать еще в неумелую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут у ребенка разочарование, и даже раздражение. Нужно заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его собственные силы.

В этой связи и стало необходимым разработать такие художественные техники, которые бы могли быть освоены всеми детьми и приносили бы максимальное эмоциональное удовлетворение, поскольку эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества.

С точки зрения А. А. Мелик-Пашаева, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой применение разнообразных изобразительных техник в процессе работы с детьми дошкольного возраста возможно в качестве варианта выхода из сложившейся ситуации.

На сегодняшний день существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Ощутить незабываемые положительные эмоции позволяет детям рисовать необычными материалами и оригинальными техниками.

Практики подчеркивают, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Их использование способствует:

- интеллектуальному развитию ребенка;

- развитию уверенности в своих силах;

- развитию пространственного мышления;

- обучению детей свободно выражать свой замысел;

- развитию мелкой моторики рук;

- свободе выбора изо-материалов и техник.

Опыт применения таких техник показывает, что из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – это разнообразие и вариативность в лепке, рисовании, аппликации. Все эти виды деятельности не терпят шаблона, стереотипности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные и неповторяющиеся задания для детей, возможность выбора и многих других факторов – это все обеспечивает живопись и непосредственность детского восприятия, помогает не допустить в детскую творческую деятельность скуку.

Для освоения нетрадиционных способов предоставляется широкий спектр разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту: бумага разной фактуры, формы и размера; гуашевые и акварельные краски; кисти № 2,3,5; кисти из щетины; восковые и цветные мелки; маркеры, фломастеры; простые и цветные карандаши.

Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно и нужно, начиная с младшего возраста - по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте: рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона, ватными палочками; печатание листьями, картофелем, морковкой; рисование свечой, углем.

В среднем и старшем дошкольном возрасте можно использовать уже такие нетрадиционные техники как: рисование свечой; кляксография с трубочкой; набрызг; оттиск; рисование поролоном; пальцеграфия; техника тычка.

Поэтому их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Нетрадиционные техники рисования - это новое направление, которое помогает развивать у ребенка все стороны.

Нетрадиционные техники рисования необходимо включать в воспитательно - образовательный процесс детей дошкольного возраста.

В соответствии с задачами нашего исследования проанализируем программы дошкольного образования, включающие в себя применения различных нетрадиционных техник (авторы программ).

К данным программам относятся: комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.); примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» (Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, Т. В. Антонова и др.); примерная основная общеразвивающая программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М., Мозаика – Синтез, 2010).

Рассмотрим подробнее каждую программу.

В программе «Детство» авторы предлагают применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (сангина, пастель, мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелевые ручки, витражные краски, уголь, фломастеры). Умение создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон. Пользоваться палитрой; техникой кистевой росписи; передавать оттенки цвета, регулировать силу нажима на карандаш. Освоение разных изобразительных живописных и графических техник: способы работы с акварелью и гуашью (по сырому, способы различного наложения цветового пятна, техника пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, «рельефного» рисунка, способы рисования кистью.

В базисное содержание комплексной общеобразовательной программы ДОО «Истоки» вошла парциальная программа «Цветные ладошки» (И. А. Лыкова).

Отличительной особенностью этой программы является использование более тридцати, нетрадиционных для дошкольного образования, художественных техник, способствующих развитию художественно-творческих способностей, через следующие этапы работы с детьми:

Первый этап - начальный, который направлен на обучение детей. Создание цельного художественного образа, используя собственные пальчики, ладошки, а также техники: «тычка» жесткой полусухой кистью, «оттиск» пробкой и «печатку» из картофеля.

Второй этап – средний, который направлен на сочетание знакомых техник с техниками изображения предметов и явлений с использованием восковых мелков и акварели, свечой и акварели, а также печать по трафарету и другие.

Третий этап – направлен за закрепление раннее усвоенных знаний и навыков, обучение более сложным художественно-графическим техникам (клясография, набрызг, тиснение, монотипия).

В программе «От рождения до школы» содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

— развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

— развитие детского творчества;

— приобщение к изобразительному искусству

— приобщение к народному творчеству

Нас интересует определенный аспект анализируемых программ, а именно использование нетрадиционных техник в художественно – творческой деятельности детей.

Проанализировав программы, включающие использование нетрадиционных техник в художественно – творческой деятельности детей, мы будем опираться в своей дальнейшей опытно-экспериментальной работе на программу «От рождения до школы».

Выводы первой главе.

Процесс развития художественно-творческих способностей не является исключением, он подчиняется общему закону развития высших психических функций, т. е. художественно-творческие способности должны развиваться путем включения в управление овладением особых средств.

Развивать художественно-творческие способности у детей дошкольного возраста рекомендуется в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка дошкольного возраста.

В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка. В качестве основных нетрадиционных техник используются: пальчики – палитра, печать от руки, печатка, тампонирование, трафарет, набрызг, монотипия, кляксография, рисование по сырой бумаге, цветные ниточки, граттаж, рисование по мятой бумаге, рисование восковыми мелками или свечой, штрих.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник: кляксографии, монотипии и т. п.

Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Публикации по теме:

Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста Большое значение для всестороннего развития дошкольников имеет рисование. Рисовать можно не только с помощью карандашей или фломастеров,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности использования нетрадиционных техник рисования для развития художественно-творческих способностей у дошкольников
Опубликовано: 28 декабря 2024 в 11:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности использования нетрадиционных техник рисования для развития художественно-творческих способностей у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Казаненкова (УИ 601917) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД