Зоя Ермакова
Особенности формирования патриотизма в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В статье рассматривается вопрос формирования патриотизма у детей в старшем дошкольном возрасте. Раскрывается феномен патриотизма. Отмечаются методы, условия формирования патриотизма в данном возрасте.
Ключевые слова: патриотизм, старший дошкольный возраст, воспитание патриотизма, условия формирования патриотизма.
Summary
Публикация «Особенности формирования патриотизма в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
The article discusses the formation of patriotism at children in over-fives. The phenomenon of patriotism reveals. The methods, conditions of formation of patriotism at this age are noted.
Key words : patriotism, over-fives, the education of patriotism, formation conditions of patriotism.
Программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта [4]. В связи с этим возрастает актуальность исследования и изучения вопроса патриотического воспитания детей и молодежи.
Феномен патриотизма – это базовое понятие общественного сознания, которое является интегративным и имеет социально-психологическую природу. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества [1].
Основы патриотизма закладываются еще в старшем дошкольном детстве, когда формируется ценностное отношение к окружающему миру. У ребенка воспитывается любовь к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране. Согласно А. А. Люблинской, Л. И. Божович, С. Мухиной, дошкольный возраст является наиболее сензитивным для накопления детьми нравственного опыта, формирования нравственных чувств [5].
Формирование патриотизма в дошкольном возрасте рассматривается через систему патриотического воспитания, которое понимается как: «процесс социального воздействия на личность, который приводит к расширению знаний ребенка о Родине, укреплению чувства гордости за достижения своей страны, вызывая активное желание участвовать в посильном труде на общее благо» [2].
Существуют определенные методы патриотического воспитания, которые помогают ребенку осваивать нравственные ценности: трудолюбие, дружба, взаимопомощь. Так, начиная с давних времен главным из методов развития патриотизма ребенка-дошкольника является чтение художественной литературы (сказки, рассказы, былины). Согласно К. Д. Ушинскому воспитание должно быть народным, автор ввел понятие «народная педагогика», обозначил в фольклорных произведениях самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к родине [3]. В современных исследованиях О. А. Жигалиной подчеркивается значимость формирования патриотизма детей старшего дошкольного возраста при организации : системной работы по ознакомлению с родным городом, включающей ряд условий: создание специальной развивающей среды в ДОУ, отражающей историю и культуру родного города; воспитание ценностного отношения к родному городу и его достопримечательностям; включение детей в деятельность, направленную на проявление основ патриотизма [4].
Таким образом, для формирования основ патриотизма в старшем дошкольном возрасте играют роль : фольклор, близкое окружение ребенка, знакомство с родным городом. Формирования патриотизма осуществляется через призму педагогического воспитания, социально-психологического сопровождения ребенка. Дошкольный возраст является базисом формирования ценностных качеств, культурно-нравственных норм, что несет за собой любовь к отечеству, гордость за свою страну.
Список литературы:
1. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания / А. К. Быков // Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 37–42.
2. Година, О. И. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем / О. И. Година, О. Л. Егорова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании. – 2015. – С. 346–349.
3. Дорошук, Л. А. Произведения художественной литературы как средство воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста // Вестн. Шадринского государственного педагогического института. – 2010. – №2 (7).
4. Жигалина, О. А. Особенности проявления основ патриотизма детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом / О. А. Жигалина, Н. А. Шинкарева, 2016. – № 2 (7). – С. 134–138.
5. Калугина, Н. Патриотическое воспитание дошкольников из опыта работы Н. Калугина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. – С. 66-70.