Анна Першина Владимировна
Особенности формирования навыков общения у детей с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, этапы, которого характеризуются конкретной социальной системой отношений ребенка с другими людьми, в которую он попадает с момента рождения.
У детей с нарушением слуха имеются трудности формирования коммуникативных навыков. У дошкольников с речевыми нарушениями особенности невербальной коммуникации обнаруживаются не только на уровне собственного пользования невербальными средствами общения при межличностном взаимодействии, но и на уровне восприятия и понимания информации, транслируемой им невербальными средствами другими людьми. Такие дети используют и понимают более «простые» средства невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды, характерные для детей младшего по сравнению с ними возраста. В репертуаре у дошкольников с нарушением речи превалирует мимика и визуальное взаимодействие (взгляды, тогда как их сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами и в меньшей мере мимикой и взглядами.
Публикация «Особенности формирования навыков общения у детей с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Недостаточность коммуникативных возможностей затрудняет взаимодействие детей с нарушениями речи с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность, что в целом ведет к смещению сроков становления предметного и других форм сознания, к деформированному развитию личности с речевой патологией.
Многие дети с нарушением слуха с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной. Поэтому при проведении диагностики, коррекционной работы и оценке результатов нами учитывались компенсаторные возможности ребенка, а также осуществлялся личностно-ориентированный подход.
В дошкольном возрасте потребность в общении со сверстниками становится одной из главных. Общаясь с себе подобным, ребенок-дошкольник формирует представление о себе, сравнивая поступки и качества своего товарища со своими собственными. Именно сверстник как равноправный партнер по общению выступает для ребенка в качестве объективной «точки отсчета» в процессе познания себя и окружающих. В общении со сверстниками развивается двигательная активность ребенка, формируются коммуникативные и организаторские способности, осуществляется нравственное развитие: ребенок учится применять на практике нормы поведения, упражняется в нравственных поступках. Велико значение общения со сверстниками в формировании самооценки ребенка, уровня его притязаний.
Дети с нарушением речи нуждаются в психологической помощи. Такая помощь непременно включает в себя психодиагностику и различные методы воздействия.
Как и любой процесс воздействия психокоррекция включает три обязательных компонента, тесно связанных между собой:
- диагностику;
- собственно коррекционный процесс;
- оценка его эффективности.
Так как психологические проблемы ребенка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, поэтому основной формой психокоррекционной работы являлись групповые занятия.
Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности строится на основании учета ведущей деятельности возраста (игровой, ведущей формы общения (ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, в соответствии с уровнем сформированности языковых средств. Проведенная диагностика позволила наметить психокоррекционные мишени и выбрать средства воздействия на них. Коррекционная работа осуществлялась в форме игровой терапии, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Общение детей во время игры мотивирует развитие их речи (увеличение словаря, развитие грамматического строя). В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и которые обогащают знания детей об окружающем мире. В игре развивается та функция замещения и обозначения, которая потом осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления. Кроме того, игра позволяет детям приобрести навыки произвольного поведения и совместной деятельности.
Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.
Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха :
У детей преобладает образная память. Очень низкая долговременная память. Образная память характеризуется осмысленностью. Процесс запоминания у детей связан с деятельностью по анализу восприятия объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержание ранее изученного. При непроизвольном запоминании наглядного материала дети отстают. Сами изображения предметов запоминают не точно, смешивая образы сходных предметов, испытывают трудности в запоминании, что связанно с необходимостью интегрировать, воссоздавать образы, фигуры мысленно без опоры на непосредственное восприятие фигуры, оперировать образами.
Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество.
Каждое занятие включает в себя:
1. Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей.
2. Установление контакта.
3. Основная часть занятия, которая была направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.)
4. Игры на повышение двигательной активности.
5. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.
6. Ритуал прощания. Сначала подводился итог занятия (что запомнилось, что понравилось, затем – сам ритуал прощания, и после все вместе поднимались в класс и там уже прощались. При необходимости детям давалось домашнее задание.
Таким образом, для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха используются приемы игровой терапии, ситуации, направленные на развитие мотивационной сферы общения, создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятиям. Кроме того, вся коррекционная работа строится на основе личностно-ориентированного подхода, компенсаторных возможностей, особенностей эмоционально-волевой сферы.
1. Обзор программ воспитания и обучения дошкольников с нарушенным зрением
Целями дошкольного воспитания и обучения детей с нарушением зрения являются :
o стабилизация всего хода психофизического развития ребенка и успешная подготовка к обучению в школе;
o приобретение детьми необходимого уровня социальной компетентности, формирование умения адаптироваться в социальной среде.
Основные задачи коррекционных дошкольных организаций для детей с нарушением зрения :
- обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного лечения, воспитания и образования детей с учетом особенностей их психофизического развития;
- развитие сохранных зрительных функций, возможное восстановление их до нормы у детей с амблиопией и косоглазием;
- коррекция вторичных отклонений, обусловленных зрительной патологией и другими нарушениями центральной нервной системы;
- формирование компенсаторных способов деятельности, обеспечивающих нормальное развитие ребенка в условиях сенсорной недостаточности, способствующих социальной адаптации и интеграции в общество;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников.
Программа базируется на следующих принципах:
- Формирование и развитие личности ребенка в традиционных для него видах деятельности. Программа создавалась как программа развития и воспитания ребенка в наиболее близких и естественных для него видах деятельности (игре, общении, предметной, изобразительной, речевой, т. к. именно в них происходит интеллектуальное, эмоционально-нравственное, социально-личностное, волевое развитие дошкольника.
- Учет специфических особенностей развития детей с нарушением зрения при отборе содержания программы. Вместе с тем ее содержание построено с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения, которые проявляются в сфере восприятия, представлений, мышления, речи, движений, ориентировки в пространстве.
- Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, базирующееся на выявлении возможностей и потребностей каждого дошкольника с нарушением зрения. Данный принцип предусматривает вариативность заданий в рамках одного содержания, возможность реализации индивидуального подхода к дозированию учебной и физической нагрузки конкретного ребенка в зависимости от особенностей его развития, состояния зрения и здоровья, способов ориентации в познании окружающего мира.
- Органичное соединение диагностических, коррекционно-развивающих и образовательных стратегий. Важным условием реализации задач программы является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы. Содержание программы обеспечивает взаимосвязь и взаимопроникновение целей, задач, форм и методов в обучении, воспитании и коррекции отклонений в развитии дошкольников с нарушением зрения. Комплексный подход к реализации задач обеспечивается в программе межпредметными связями. Содержание занятий по разделам программы, программные требования к ним тесно взаимосвязаны между собой, что способствует более быстрому и прочному усвоению материала. В программе разграничены обязанности специалистов, ведущих коррекционные занятия, и воспитателей, а с другой стороны показана их тесная взаимосвязь. Это обеспечивает коррекционную направленность всего учебно-воспитательного процесса специальной дошкольной организации, преемственность в обучении на коррекционных занятиях специалистов, общеобразовательных занятиях воспитателей и в свободное от занятий время; позволяет организовать обучение и воспитание детей, не допуская их перегрузки, не снижая образовательных стандартов.
- Максимальное слияние лечебно-офтальмологических и педагогических воздействий при отборе содержания программы. Одной из задач работы в специальных дошкольных организациях для детей с нарушением зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и развитии зрительных функций. Данный принцип предусматривает содержание работы по развитию зрительного восприятия, нарушенного зрения во всех видах детской деятельности, в том числе и на общеобразовательных занятиях. Он позволяет, с одной стороны, извлекать лечебный эффект из самих общеобразовательных занятий, а с другой – проводить лечебные воздействия без ущерба для учебно-воспитательной работы.
- Отражение специфики организации учебно-воспитательного процесса и методологической направленности содержания специального обучения и воспитания дошкольников со зрительной патологией. Возможность детей с нарушением зрения активно участвовать в жизни, быть адекватными и самостоятельными в различных бытовых и простейших социальных ситуациях в значительной степени обусловлена специальной работой, осуществляемой в дошкольной организации. Данная программа включает содержание специальных коррекционных занятий, направленных на преодоление отклонений в развитии детей. Характер и специфика познавательной деятельности детей с нарушением зрения предполагают также применение специальных методов обучения. Поэтому программа содержит краткое описание специальных условий обучения и методических особенностей работы в различных видах детской деятельности.
- Этнокультурная соотнесенность дошкольного образования. Программа составлена с учетом культурно-национальных, климатогеографических, экономических условий республики. Данный принцип предполагает ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Республики; приобщение дошкольников к ее истории, культуре, социальной жизни, определенным этнокультурным условиям.
- Вариативность требований к уровню усвоения детьми программного материала, позволяющая ребенку развиваться в своем индивидуальном темпе. Программа содержит дифференцированные требования к уровню усвоения детьми программного материала, что предоставляет ребенку возможность развиваться в соответствии с индивидуальными потенциальными возможностями и способностями и предыдущей подготовкой. Дифференцированные показатели усвоения программы помогут педагогам прослеживать динамику развития ребенка, определять зоны его актуального и ближайшего развития, проектировать индивидуально-подгрупповую работу с детьми.
- Обеспечение условий для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования. Решение данной проблемы в программе обеспечивается за счет отбора содержания, адекватного как особенностям психофизического развития детей с нарушением зрения, так и базисным направлениям развития ребенка (художественно-эстетического, физического, когнитивного и др.).
Содержание программы направлено на решение не только образовательных и воспитательных задач, но и на восполнение недостатков развития детей с нарушением зрения, формирование у них специальных знаний, умений и навыков; оказание помощи в приобретении образовательных компетенций, которые служили бы им средством социальной защиты и способствовали наиболее полной самореализации.