Ольга Сиротенко
Особенности формирования исследовательской активности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современной психологией достаточно широко изучены особенности
развития ребенка в разные возрастные этапы. В отечественной возрастной
психологии, согласно общепринятой периодизации психического развития
ребенка Д. Б. Эльконина, старший дошкольный возраст – это возраст от 5 до 7
лет. Этот возрастной период является очень важным в интеллектуальном,
личностном, познавательном развитии ребенка. «Старший дошкольный
возраст – период познания окружающего мира, человеческих отношений,
Публикация «Особенности формирования исследовательской активности у старших дошкольников» размещена в разделах
осознанного общения со сверстниками, активного развития физических,
творческих и познавательных способностей». Это возрастной период
интенсивного психического развития, в который «происходят прогрессивные
изменения во всех сферах, начиная от совершенствования
психофизиологических функций и кончая возникновением сложных
личностных новообразований». Опираясь на исследования Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, А. В. Петровского, Н. Н. Поддъякова и др. определим возрастные особенности старших дошкольников, позволяющие формировать устойчивую
исследовательскую активность. В пятилетнем возрасте познавательное развитие дошкольника переходит на стадию развития умения принимать и правильно понимать вербальную информацию, т. е. речь для ребенка становится средством познания. Особенностями детского поведения являются потребности к наблюдению, экспериментированию и самостоятельного поиска новых сведений о мире. У старших дошкольников физиологически обусловлена потребность в исследовательской деятельности. А. И. Савенков утверждает: «любой здоровый ребёнок настроен на исследование мира, он стремиться его понять. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение и создаёт условия для психического развития ребёнка». Уровень психического развития пятилетнего ребенка уже обусловливает в познавательном развитии переход к активному упорядочиванию накопленных представлений об окружающем мире. «Старший дошкольник начинает выстраивать элементарные связи и зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами окружающей действительности и, в частности его ближайшего окружения. У пятилетних детей уже проявляется избирательное отношение к окружающему миру, стойкий, направленный интерес к отдельным явлениям или объектам».
В период пяти-шести лет дошкольник способен систематизировать
информацию, устанавливать логические связи и зависимости, определять
расположение во времени и пространстве. В это время в сознании ребенка
активно развивается знаково-символическая функция – умение использовать
знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических
отношений между понятиями. «Старший дошкольник уже не только владеет
сравнением и анализом, но и учится делать выводы, обобщения,
конкретизацию, выявлять закономерности. У пяти-шестилетних
дошкольников проявляется активное стремление расширить кругозор;
выявить и вникнуть в существующие в окружающем мире отношения и связи,
появляется потребность самоутверждения в окружающем его мире».
Исследовательская активность пятилетнего ребенка формируется
посредством различных способов познания : собственных практических
действия и опыта; рассказов взрослых; книг, телевизора и других новых для
него источников познания. Накопленные к 6-ти годам сведения о мире
являются серьезной базой для дальнейшего познавательного развития
ребёнка. «Процесс познания в шести-семилетнем возрасте предполагает
содержательное упорядочивание информации (весь мир – это система, в
которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего
происходящего в нашем мире является одним из основных моментов
построения ребёнком целостной элементарной картины путём сопоставления,
обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний,
элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий»