Получи документы

Особенности формирования исследовательской активности у старших дошкольников

Ольга Сиротенко
Особенности формирования исследовательской активности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Современной психологией достаточно широко изучены особенности

развития ребенка в разные возрастные этапы. В отечественной возрастной

психологии, согласно общепринятой периодизации психического развития

ребенка Д. Б. Эльконина, старший дошкольный возраст – это возраст от 5 до 7

лет. Этот возрастной период является очень важным в интеллектуальном,

личностном, познавательном развитии ребенка. «Старший дошкольный

возраст – период познания окружающего мира, человеческих отношений,

Публикация «Особенности формирования исследовательской активности у старших дошкольников» размещена в разделах

осознанного общения со сверстниками, активного развития физических,

творческих и познавательных способностей». Это возрастной период

интенсивного психического развития, в который «происходят прогрессивные

изменения во всех сферах, начиная от совершенствования

психофизиологических функций и кончая возникновением сложных

личностных новообразований». Опираясь на исследования Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, А. В. Петровского, Н. Н. Поддъякова и др. определим возрастные особенности старших дошкольников, позволяющие формировать устойчивую

исследовательскую активность. В пятилетнем возрасте познавательное развитие дошкольника переходит на стадию развития умения принимать и правильно понимать вербальную информацию, т. е. речь для ребенка становится средством познания. Особенностями детского поведения являются потребности к наблюдению, экспериментированию и самостоятельного поиска новых сведений о мире. У старших дошкольников физиологически обусловлена потребность в исследовательской деятельности. А. И. Савенков утверждает: «любой здоровый ребёнок настроен на исследование мира, он стремиться его понять. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение и создаёт условия для психического развития ребёнка». Уровень психического развития пятилетнего ребенка уже обусловливает в познавательном развитии переход к активному упорядочиванию накопленных представлений об окружающем мире. «Старший дошкольник начинает выстраивать элементарные связи и зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами окружающей действительности и, в частности его ближайшего окружения. У пятилетних детей уже проявляется избирательное отношение к окружающему миру, стойкий, направленный интерес к отдельным явлениям или объектам».

В период пяти-шести лет дошкольник способен систематизировать

информацию, устанавливать логические связи и зависимости, определять

расположение во времени и пространстве. В это время в сознании ребенка

активно развивается знаково-символическая функция – умение использовать

знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических

отношений между понятиями. «Старший дошкольник уже не только владеет

сравнением и анализом, но и учится делать выводы, обобщения,

конкретизацию, выявлять закономерности. У пяти-шестилетних

дошкольников проявляется активное стремление расширить кругозор;

выявить и вникнуть в существующие в окружающем мире отношения и связи,

появляется потребность самоутверждения в окружающем его мире».

Исследовательская активность пятилетнего ребенка формируется

посредством различных способов познания : собственных практических

действия и опыта; рассказов взрослых; книг, телевизора и других новых для

него источников познания. Накопленные к 6-ти годам сведения о мире

являются серьезной базой для дальнейшего познавательного развития

ребёнка. «Процесс познания в шести-семилетнем возрасте предполагает

содержательное упорядочивание информации (весь мир – это система, в

которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего

происходящего в нашем мире является одним из основных моментов

построения ребёнком целостной элементарной картины путём сопоставления,

обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний,

элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий»

Публикации по теме:

Многофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольниковМногофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольников Важную роль в занятиях с детьми играет наглядность. Она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. Наглядность.

Дидактическое пособие по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников «Мини-теплица»Дидактическое пособие по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников «Мини-теплица» Дидактическое пособие в виде макета мини -теплицы предназначено для осуществления познавательного развития детей старшего дошкольного.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников»Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников» Одной из задач патриотического воспитания нашей образовательной программы является приобщение дошкольников к традициям родного края путём.

Проект для формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности «Дикие животные наших лесов»Проект для формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности «Дикие животные наших лесов» Проект «Дикие животные наших лесов» (совместный проект детей и педагогов) Руководители проекта: воспитатель Туева Татьяна Геннадьевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования исследовательской активности у старших дошкольников
Опубликовано: 13 мая 2024 в 13:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования исследовательской активности у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сиротенко (УИ 183867) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД