Папки-передвижки

Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ

Олеся Бастракова
Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственные нормы – определяющий элемент культуры. Они регулируют поведение людей во всех сферах жизни – в быту, в труде, в межличностных, групповых и социальных отношениях. Нравственные представления в наибольшей степени определяют внутренний облик человека, его самые сущностные характеристики. Понятие нравственности включает в себя: знание принятых в обществе норм, правил поведения, взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей и развития собственных качеств. Без этого понятия человек не может жить среди других людей.

Публикация «Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ» размещена в разделах

Термин «духовное воспитание» (иногда его употребляют как синоним понятия «религия») не может быть идентичен нравственному, так как его смысл шире. Духовность подразумевает удовлетворение и развитие по меньшей мере двух важных требований: идеальной потребности познания смысла жизни социальной потребности жить для других. Л. Н. Толстой говорил, что духовный человек живет своими мыслями и чужими чувствами. Понятие «духовное воспитание» близко по значению к нравственному, но это не одно и то же.

Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка это воспитание его отношений с миром, с другими людьми, с самим собой посредством одухотворения и гармонизации этих отношений.

Необходимость обоснования духовно ориентированной парадигмы воспитания, актуальность обращения к проблемам духовности обусловлены ценностно-смысловой ситуацией в современной России. Резкая смена идеологических ориентиров, отказ от каких-либо мировоззренческих оснований в начале 90-х гг. 20 века привели к духовному вакууму, который стал быстро заполняться массовой культурой.

Именно сейчас духовно ориентированный подход очень важен, т. к позволяет воспитателям совместно с воспитанниками решать не только ежедневные проблемы, но наполнять жизнь подлинным смыслом человеческого бытия.

Родители, несомненно, стараются воспитывать своих детей собственным примером. Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном учреждении. Вот почему на помощь родителям – речь идет о формировании нравственных ценностных ориентаций – должны прийти педагоги ДОУ. Компонентами этого процесса выступают, во-первых, наблюдения в различных видах деятельности, беседы как с детьми, так и с родителями, касающиеся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей, интересов, потребностей, переживаний.

Только опираясь на природные задатки и возможности «натуральные формы психики», а так же на индивидуальный субъектный опыт, взрослый может развивать систему потребностей, а, следовательно, и ценностные ориентации ребенка.

Во-вторых, образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. Ведущую роль в этом, согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, играют специальные орудия преобразования натуральных форм психики – знаки и символы. Речь идет о сказках, притчах, обрядах, играх, художественных произведениях. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально-чувственно осознавать нравственные нормы и ценности.

Так, минуя рассудок (сознание, на рефлекторном уровне формируется система нравственных представлений и базовых ценностных ориентаций ребенка. По мере взросления она подкрепляется работой разума, рефлексией.

В-третьих, необходимо способствовать тому, чтобы мог ребенок осмысливать ценности, устанавливать причинно-следственные связи между поведением, поступками людей. Для этого воспитатель в различных видах детской деятельности ориентирует воспитанников на базовые ценности. Поскольку ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра, важно подбирать и продумывать такое содержание, реализация которого формирует представления о нравственных ценностях, предлагает возможность нравственного выбора. Это могут быть сюжеты игр на темы: «Как проводит вечер семья. Как я помогаю маме», «Давайте жить дружно!», «Бюро добрых дел нашего города»; это могут быть игры, затрагивающие проблему нравственного выбора («Что такое хорошо и что такое плохо»). По отношению к игре дошкольников педагог должен занять активную позицию – направлять свои усилия на углубление и расширение общественных интересов ребят, их нравственных представлений, чувств, на поощрение самостоятельности, инициативы, творчества.

Важно развивать в детях способность видеть в поступках героев книг и мультфильмов, окружающих только хорошее. Маленького человека следует ориентировать на созерцание доброго, положительного. Важно учить прощать и просить прощения, поддерживать товарища, помогать ему находить выход из сложившейся ситуации, а не смеяться над ним.

Так же нужно чтобы нравственное развитие ребенка в ДОУ осуществлялось в соответствии с его полом и традиционными полоролевыми образцами поведения мужественности и женственности. Средствами решения задачи нравственного воспитания мальчиков и девочек с учетом формирования у них представления о мужественности и женственности, а также о содержании семейных ролей – являются этические беседы на основе художественных произведений, специально поставленных педагогических ситуаций и реальных случаев из жизни группы.

Еще один важный аспект, который мало учитывается в настоящее время в воспитании– это самоценность личности. Счастье, любовь, как цель жизни и воспитания человека. Взрослые всегда выстраивали цели и процесс воспитания по логике: научить, приобщить, помочь адаптироваться, чтобы в результате наших усилий как бы в награду человек стал-таки наконец счастливым. На это уходит порой целая жизнь! А может быть следует начинать жизнь с ощущения себя счастливым человеком уже потому, что ты живешь, родился, можешь действовать, чувствовать? И с позиции счастья существования воспринимать мир, познавая и принимая его. И, осуществляя воспитательный процесс, следует учить детей радоваться каждую минуту, ценить жизнь и потому беречь ее, не воспитываем оптимизм, уверенность в себе, любовь и уважение к самому себе. Речь идет не о воспитании эгоиста. Речь идет о том, что человек, не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других.

Исходя из всего выше сказанного, можно заключить, что нравственные чувства не могут возникать путем естественного воззревания. Они во многом зависят от средств и методов воспитания, от педагогических условий, выбор которых в свою очередь обусловлен следующими задачами:

1. Воспитание коллективизма;

2. Воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми;

3. Воспитание патриотизма;

4. Воспитание любви к людям других национальностей;

5. Воспитание трудолюбия.

Осуществление этих задач помогают средства нравственного воспитания:

1. Художественные средства;

2. Собственная деятельность детей;

3. Окружающая действительность.

В. Л. Логинова выделяет три группы методов нравственного воспитания:

1. Методы формирования нравственного поведения (приучение к формам общественного поведения, упражнения в нравственном поведении, руководство разнообразной деятельностью детей);

2. Методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, этическая беседа);

3. Методы стимулирования чувств и отношений ребенка (пример, поощрения и наказания).

Личность развивается целостно, и поэтому, формируя одно, мы непременно влияем на другие стороны личности.

Воспитывать нравственную личность и обогащать духовное развитие детей нужно по средствам музыкального искусства. Его сила заключается в том, что музыка способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям младшего дошкольного возраста можно долго объяснять, что чувствует человек, которому грустно, но достаточно включить или сыграть минорную музыку, и ребенок начинает понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний, страстей.

На духовно-нравственное развитие маленького человека большое влияние имеют сказки. Научиться моделям поведения ребенок может в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература тут играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и увлекательные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут вести на размышления. Сказка – это ничто иное, как особое средство постижения жизни. Особый ракурс, близкий и понятный детям. Способ познания, изучения, раскрытия действительности. Она наполнена нравственными идеалами приближенными к детскому восприятию. Идея сказки всегда отчетлива, события необычайны, победа доброго начала над злым окончательна. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем. И не только познают, но и стараются подражать положительным героям.

Важным воспитательным элементом является приобщение детей к культуре своего народа, его духовно-нравственным ценностям. Духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг и др. при этом предполагается, что духовно-нравственное воспитание базируется на отечественных культурных традициях. Поэтому необходимо знакомить детей с праздниками народного календаря, с традициями, обычаями и обрядами русского народа.

Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма, а так же один из важных аспектов в духовно-нравственном воспитании. Ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

Так же на духовно-нравственное развитие личности большое влияние оказывает театр. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, во всем его многообразии через образы, краски, а умело поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Кукольный театр является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театр развивает так же эмоциональную сферу дошкольника, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям, помогают формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность. Именно способность ребенка к подражанию позволяют через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание детей.

Особую роль в условиях духовно-нравственного воспитания в ДОУ так же играют профессиональные качества педагога. Прежде всего, это должен быть высоконравственный, культурный, творчески работающий воспитатель, любящий детей и свою работу, имеющий высокую психологическую, дидактическую и методическую подготовку. Задача воспитателя – увидеть, что таится в душах детей, и помочь справится со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих людей. Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках окружающих, опираясь на свой небогатый жизненный опыт. Поэтому педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Отсюда следует, что процесс формирования нравственных ориентаций будет проходить успешно в том случае, если воспитатель сам практикует все то, о чем говорит детям.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание в ДОУ – важный аспект формирования подрастающего поколения. Оно формируется в окружающей действительности, на основе постоянно развивающегося разума, и подпитывается средствами музыки, литературы, театра. Особенно большое влияние на духовно-нравственное развитие дошкольников имеет пример взрослых и профессиональная культура самого педагога.

Публикации по теме:

Роспись яиц как средство духовно-нравственного воспитания дошкольниковРоспись яиц как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Во славу Пасхи – Христова дня – в православной Руси издревле принято красить, причудливо расписывать яйца, а в самый праздник Пасхи обмениваться.

Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Мы живем в динамичном мире, где все движется с такой скоростью, что некогда даже перевести дыхание. Все мы погружены в социальные и личностные.

Использование проектных технологий, как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности,.

Консультация «Народные игры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников» Консультация «Народные игры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников» «Народная игра - это искра, зажигающая огонек.

Основы православной культуры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников в ДОУ Основы православной культуры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников в ДОУ. Листишенкова Елена Анатольевна, воспитатель.

Презентация «Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников» Основы духовно – нравственного воспитания дошкольников. Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а.

Проект «Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности, благодаря которому ребенок познает мир во всем его многообразии. Благодаря современным.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Введение «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Консультация «Волонтёрство — одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников» Аннотация. В настоящее время в современном российском обществе остро стоит проблема духовно - нравственного развития, это самая большая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 16:08
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Бастракова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД