Юлия Бородинова
Консультация «Особенности дошкольного возраста и трудности социализации»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольный возраст ребенок вступает, достаточно хорошо ориентируясь в привычной среде, умея обращаться со множеством доступных ему общественных предметов. В этот период его начинают интересовать вещи, выходящие за рамки конкретной наличной ситуации. Расширяются круг общения ребенка и круг его интересов.
Главная особенность состоит в том, что трехлетний ребенок уже способен к поведению, относительно независимому от ситуации.
Публикация «Консультация „Особенности дошкольного возраста и трудности социализации“» размещена в разделах
После кризиса трех лет наступает период, когда с ребенком уже можно поговорить «по душам». По мнению М. И. Лисиной, после трех лет у ребенка впервые возникают внеситуативные формы общения: первоначально от трех до пяти лет — внеситуативно-познавательное общение, а после пяти лет — внеситуативно-личностное.
Существенно изменяются отношения ребенка со сверстниками и взрослыми. Осознав себя, дошкольник стремится осознать и установить свои отношения с другими людьми. В этот период его начинают интересовать структура семьи, включающая бабушек, дедушек, тетей, дядей и т. п., представления о времени и связанных с ним изменениях, в том числе изменениях самого ребенка. Дошкольника интересуют причины многих природных и социальных явлений, обобщенно говоря, вопросы устройства мира. Он активно исследует мир человеческих отношений и смыслы социального бытия. Освоив в раннем детстве речь и осознав себя как субъекта («Я сам», ребенок стремится в мир взрослых, желая занять там равную со взрослым позицию. Не имея в современном обществе такой возможности, он принимается активно моделировать деятельность и отношения взрослых в доступных ему формах, прежде всего, ведущей деятельностью дошкольного детства считается сюжетно-ролевая игра, в которой дети моделируют деятельность и отношения взрослых. Не меньший вклад в психическое развитие дошкольника вносят и другие виды его деятельности в этот период: изобразительная, конструктивная, слушание сказок, элементарные формы труда и учения.
Одно время психологи все виды деятельности ребенка называли игрой, поскольку они не направлены на достижение конкретного результата и в этом смысле являются «несерьезной» деятельностью.
Социализация это процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Всем давно известно, что социализация личности происходит на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации закладываются именно в детстве. В дошкольном возрасте дети осваивают нормы поведения, и в этом возрасте ребенок активно овладевает механизмами социализации. С самого рождения, первых дней своего существования ребенка окружают семья и другие люди. С первыми шагами в эту жизнь, в процессе взаимодействия с людьми, малыш получает определенный социальный опыт, который в дальнейшем влияет на его развитие личности. Ребенок становится социальным существом, личностью со всеми присущими ей общими, типичными и индивидуальными особенностями только в обществе, взаимодействуя с себе подобными. В дошкольном возрасте очень большое влияние на процесс социализации ребенка оказывают агенты социализации, то есть те лица, с которыми у дошкольника происходит непосредственное взаимодействие. Такими агентами могут являться: семья (родители, бабушки, дедушки, сестры и братья); детский сад (воспитатели); общество (сверстники, друзья, соседи). Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. Главным и самым первым социальным институтом является семья ребенка. В благополучных семьях, где царит взаимопонимание и любовь, где с детьми занимаются, освоение социальных норм будет проходить легко и без затруднений. Но в семьях с неблагополучной эмоциональной обстановкой, где дети слышат крики, ненормативную речь, наблюдают постоянные ссоры, ребенок не сможет в полном объеме овладеть социальными нормами. Находясь в постоянном напряжении из-за конфликтов в семье ребенок, замыкается, уходит в себя и прекращает всякое общение с окружающими его людьми. Или наоборот ребенок может копировать поведение родителей и демонстрировать их в детском саду или во время прогулки, что негативно будет сказываться на его общении со сверстниками и взрослыми. Также в семьях с гиперопекой над ребенком могут возникнуть проблемы с социализацией. Родители, которые все делают за ребенка, одевают его, кормят и не дают сделать самостоятельно и шагу препятствуют его нормальному существованию в обществе. В настоящее время в нашем мире социализация детей проходит с большими затруднениями, так как средства массовой информации заполняет нашу жизнь все больше и больше. К сожалению, это не проходит мимо детей и заменяет им нормальное общение. Жить в современном обществе и игнорировать такие явления, как телевидение, журналы, газеты, кино, радио, интернет, совершенно невозможно. В этой сфере зачастую ребёнок оказывается, предоставлен сам себе, самосознание ребенка еще недостаточно сформировано, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных средств массовой информации. Вместо того что бы осваивать социальные нормы, умение взаимодействовать с обществом через сюжетно-ролевую игру такую, например, как «Дочки-матери», дети большую свою часть времени уделят компьютерным играм. Вместо сказки на ночь, дети получают порцию мультиков, которые негативно влияют на развитие личности дошкольника. Ценностные установки ребенка еще недостаточно сформированы для того что бы дать адекватную оценку что происходит на экране. Нередко, явные агрессивные действия главного мультипликационного героя оказываются вовсе незамеченными дошкольником на фоне его неоспоримых побед. В результате для того, кто сидит у экрана (а это ребёнок-дошкольник) грань между добром и злом стирается, искажается представление об нравственных эталонах, нормах поведения, а также общепринятых нормах взаимоотношений. И, таким образом, ребенок осваивает «ложные» социальные нормы, которые в дальнейшем он переносит в свою жизнь и взаимодействие с окружающими. Подводя итоги можно сделать вывод, что социализация ребенка -дошкольного возраста очень ответственный и трудоемкий процесс, который требует от родителей некоторых усилий. Родители должны в полной мере осознавать, что от успешной социализации ребенка зависит вся его дальнейшая жизнь. А для этого нужно создавать все условия для данного процесса и больше уделять внимания своим детям.