Прибыткова Елена
Консультация для педагогов «Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жестких стандартов, а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.
Публикация «Консультация для педагогов „Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Задачи гендерного :
• воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру;
• воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
• развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
• развивать умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей, уметь управлять своими эмоциями и поведением;
• углублять знание детей о содержании и понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин;
Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических развитий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов- общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.
Гендерное воспитание- это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек что бы его определяли как женщину или мужчину,
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционных женских качеств, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прейти на помощь.
Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим для развития человека. Половая идентификация ребенка происходит уже к 3-4 годам, то есть к концу младшего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержание должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения ходят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин.
Ребенок ещё не использует символы «мужественности» в своей практике но уже начинает носить их в сюжет игры. Известно что среда является одним из основных средств развития личности ребенка. Предметно пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Взрослый должен открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использования отдельных элементов её с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, так как в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков нужно уделять особое внимание. При проведение работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей нужно обратить внимание на следующее:
- на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социально поведения женщины- матери;
- на наличие атрибутики и игрового пространства для игр в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения;
- на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению образов женского и мужского поведения.
У игрушек должен быть привлекательный вид, что бы вызвать у детей чувство симпатии к ним. Дети с такими игрушками легче выражают свои чувства: говорят ласковые слова, обнимают и т. д. Отражая в игре образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам- девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.
У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Игры мальчиков более предметны, девочек более словесные, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возится с конструкторам.
Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом заботятся о детях, выходят за муж. Мальчики воюют на войне, водят машины, строят мосты. Ролевые игры- лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Например, игра «Больница» идеально подходит для этой цели. Дети могут свободно меняться ролями - это игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком либо.
Конструирование из крупного строительного материала является важной ролью в развитии игровой деятельности. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то что мальчиком может быть поручена «тяжелая» работа» : «подвести» материал на машинах, установить крупные детали.
Воспитатель ежедневно участвует в играх детей, руководит играми, наблюдает за ними, если в результате наблюдений за игрой детей будут установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению эти недостатков.
Для игр девочкам требуется не большое пространство. Желательно чтобы все, что может понадобиться для игры было рядом. Часто взрослые порицают поведение мальчиков когда они бегают, кричат. Но мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр. Просто нужно следить что бы игры не носили агрессивного характера для этого нужно научить мальчиков играть в солдат, летчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия.
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей во многом будут определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности.