Людмила Поротикова
Консультация «Особенности овладения детьми дошкольного возраста правильным звукопроизношением»
▼ Скачать + Заказать документы
Все маленькие дети до определенного возраста говорят неправильно. Это вызвано физиологической незрелостью речевого аппарата. Такое возрастное (или физиологическое) косноязычие обычно проходит по мере созревания артикуляционного аппарата и не требует специального вмешательства.
Однако, очень часто расстройство звукопроизношения бывает патологическим и самостоятельно, без помощи специалиста, не исчезает. Это бывает связано как с анатомическими дефектами в строении артикуляционного аппарата, так и с парезами мышц языка. Если родители и педагоги с самого раннего возраста не обратят на это внимания, дефектное звукопроизношение может затруднить овладение ребенком грамотой и, в дальнейшем, к появлению специфических нарушений письма – дисграфии.
Темочки:
Как же протекает становление звукопроизношения у детей? В норме оно охватывает период от года до пяти (реже до 6) лет. Звуки ребенок усваивает не изолированно, а в составе слов. Уже с двухлетнего возраста дети различают все звуки на слух, но правильно произнести их еще не может, поскольку созревание речедвигательного анализатора сильно отстает от созревания другого анализатора – речеслухового. У ребенка раннего возраста движения органов артикуляции, в особенности языка, моторно неловки, недостаточно дифференцированны, поэтому ему недоступно правильное произношение большого количества звуков. Последовательность усвоения звуков в ходе нормального онтогенеза определяется возможностями речедвигательного анализатора.
Малыш овладевает правильным звукопроизношением на основе подражания речи взрослых. Хорошо, когда образец для подражания действительно правильный. В противном случае ребенок скопирует неправильную артикуляцию.
Овладение правильным звукопроизношением при нормальном речевом развитии подчинено определенным закономерностям:
-звуки усваиваются по принципу от легкого к трудному. На 1-2 году жизни ребенок правильно произносит звуки, не требующие точных и дифференцированных движений речевых органов: это гласные А, О, Э и губные согласные П, Б, М. Из этих звуков обычно состоят первые слова: мама, папа, баба. На 3-м году жизни малыш усваивает гласные И, Ы,У и согласные В, Ф, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. В возрасте от 3-х до 5-и лет происходит усвоение сначала свистящих звуков С, З, Ц, а затем шипящих Ш, Ж, Ч, Щ. Для образования этих звуков необходима более сложная артикуляция, поэтому часто у многих детей именно на этих звуках проявляются патологические нарушения звукопроизношения. Наконец, в возрасте 5-6-и лет ребенок овладевает артикуляцией самых сложных согласных звуков нашего языка – Р и твердого Л. У детей с развитой речевой моторикой эти звуки могут появиться раньше, но даже у взрослых нередко встречается дефектное произношение именно этих звуков.
- «трудные» звуки усваиваются не сразу, а путем последовательного использования звуков-заменителей. Маленький ребенок звук С обычно заменяет на Т: (суп-туп, санки-танки). Еще более трудный звук Ш также сначала заменяет Т, затем С (тапка-сапка-шапка). При нормальном ходе речевого развития звуки-заменители произносятся правильно, не искажаются.
-период овладения звуком продолжается 2-3 недели. В этот период ребенок пользуется новым звуком неустойчиво, может смешивать его со звуком-заменителем, бывают и обратные замены.
-физиологическое (возрастное) косноязычие характеризуется или полным отсутствием некоторых звуков, или заменой их другими, но правильно произносимыми звуками.
-не позднее 5-6-летнего возраста период возрастного косноязычия заканчивается.
Для патологических форм характерно то, что даже в период возрастного косноязычия ребенок не пропускает звук и не заменяет его другим, правильно произносимым, а искажает его. Примерами могут служить горловой Р, межзубный С, щечный Ш. Причинами часто является короткая подъязычная связка, неправильное строение зубов и челюстей, которые нужно своевременно устранять, так как само по себе взросление в данном случае ничего не может изменить.
Другая, еще более распространенная причина – наличие парезов мышц языка. Если они сильно выражены, речь ребенка бывает непонятна даже родителям, так как нарушается произношение сразу большого количества звуков. Чем раньше ребенку с патологическим звукопроизношением будет оказана необходимая помощь, тем быстрее и успешнее нормализуется у него звукопроизношение, тем проще пройдет овладение грамотой.