Папки-передвижки

Консультация «Особенности овладения детьми дошкольного возраста правильным звукопроизношением»

Людмила Поротикова
Консультация «Особенности овладения детьми дошкольного возраста правильным звукопроизношением»
▼ Скачать + Заказать документы

Все маленькие дети до определенного возраста говорят неправильно. Это вызвано физиологической незрелостью речевого аппарата. Такое возрастное (или физиологическое) косноязычие обычно проходит по мере созревания артикуляционного аппарата и не требует специального вмешательства.

Однако, очень часто расстройство звукопроизношения бывает патологическим и самостоятельно, без помощи специалиста, не исчезает. Это бывает связано как с анатомическими дефектами в строении артикуляционного аппарата, так и с парезами мышц языка. Если родители и педагоги с самого раннего возраста не обратят на это внимания, дефектное звукопроизношение может затруднить овладение ребенком грамотой и, в дальнейшем, к появлению специфических нарушений письма – дисграфии.

Темочки:

Как же протекает становление звукопроизношения у детей? В норме оно охватывает период от года до пяти (реже до 6) лет. Звуки ребенок усваивает не изолированно, а в составе слов. Уже с двухлетнего возраста дети различают все звуки на слух, но правильно произнести их еще не может, поскольку созревание речедвигательного анализатора сильно отстает от созревания другого анализатора – речеслухового. У ребенка раннего возраста движения органов артикуляции, в особенности языка, моторно неловки, недостаточно дифференцированны, поэтому ему недоступно правильное произношение большого количества звуков. Последовательность усвоения звуков в ходе нормального онтогенеза определяется возможностями речедвигательного анализатора.

Малыш овладевает правильным звукопроизношением на основе подражания речи взрослых. Хорошо, когда образец для подражания действительно правильный. В противном случае ребенок скопирует неправильную артикуляцию.

Овладение правильным звукопроизношением при нормальном речевом развитии подчинено определенным закономерностям:

-звуки усваиваются по принципу от легкого к трудному. На 1-2 году жизни ребенок правильно произносит звуки, не требующие точных и дифференцированных движений речевых органов: это гласные А, О, Э и губные согласные П, Б, М. Из этих звуков обычно состоят первые слова: мама, папа, баба. На 3-м году жизни малыш усваивает гласные И, Ы,У и согласные В, Ф, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. В возрасте от 3-х до 5-и лет происходит усвоение сначала свистящих звуков С, З, Ц, а затем шипящих Ш, Ж, Ч, Щ. Для образования этих звуков необходима более сложная артикуляция, поэтому часто у многих детей именно на этих звуках проявляются патологические нарушения звукопроизношения. Наконец, в возрасте 5-6-и лет ребенок овладевает артикуляцией самых сложных согласных звуков нашего языка – Р и твердого Л. У детей с развитой речевой моторикой эти звуки могут появиться раньше, но даже у взрослых нередко встречается дефектное произношение именно этих звуков.

- «трудные» звуки усваиваются не сразу, а путем последовательного использования звуков-заменителей. Маленький ребенок звук С обычно заменяет на Т: (суп-туп, санки-танки). Еще более трудный звук Ш также сначала заменяет Т, затем С (тапка-сапка-шапка). При нормальном ходе речевого развития звуки-заменители произносятся правильно, не искажаются.

-период овладения звуком продолжается 2-3 недели. В этот период ребенок пользуется новым звуком неустойчиво, может смешивать его со звуком-заменителем, бывают и обратные замены.

-физиологическое (возрастное) косноязычие характеризуется или полным отсутствием некоторых звуков, или заменой их другими, но правильно произносимыми звуками.

-не позднее 5-6-летнего возраста период возрастного косноязычия заканчивается.

Для патологических форм характерно то, что даже в период возрастного косноязычия ребенок не пропускает звук и не заменяет его другим, правильно произносимым, а искажает его. Примерами могут служить горловой Р, межзубный С, щечный Ш. Причинами часто является короткая подъязычная связка, неправильное строение зубов и челюстей, которые нужно своевременно устранять, так как само по себе взросление в данном случае ничего не может изменить.

Другая, еще более распространенная причина – наличие парезов мышц языка. Если они сильно выражены, речь ребенка бывает непонятна даже родителям, так как нарушается произношение сразу большого количества звуков. Чем раньше ребенку с патологическим звукопроизношением будет оказана необходимая помощь, тем быстрее и успешнее нормализуется у него звукопроизношение, тем проще пройдет овладение грамотой.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых» Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых Консультация для родителей «Особенности ознакомления детей дошкольного.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Возрастные особенности детей 5-6 лет. Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста" Возраст 5-6.

Консультация для родителей «Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста» Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна.

Консультация для родителей на тему «Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста» Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна.

Консультация для родителей «Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста» Период развития ребенка от 3 до 6 лет принято называть дошкольным. В эти годы продолжается его физическое развитие. Дети дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей «Особенности поддержания дисциплины детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей "Особенности поддержания дисциплины детей дошкольного возраста"Воспитатель Горина М. В. В период дошкольного.

Консультация «Особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста» Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп,.

Консультация «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста» Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются.

Особенности руководства дидактическими играми с детьми младшего и среднего дошкольного возрастаОсобенности руководства дидактическими играми с детьми младшего и среднего дошкольного возраста ТЕМА “ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА” Дидактическая игра-это одно из.

Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности овладения детьми дошкольного возраста правильным звукопроизношением»
Опубликовано: 6 августа 2018 в 08:29
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Особенности овладения детьми дошкольного возраста правильным звукопроизношением»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Поротикова (УИ 1604237) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД