Евгения домникова
Консультация «Особенности знакомства детей дошкольного возраста с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно, в той или иной форме сталкиваются с её объектами или явлениями. Такое общение с окружающим обогащает чувственный опыт ребёнка, будит фантазию, и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослых.
Детей 3 – 5 лет желательно знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения: с растениями и животными, живущими в парке, в лесу, дома, во дворе; с сезонными явлениями, со свойствами воды и песка и т. д.
Публикация «Консультация „Особенности знакомства детей дошкольного возраста с природой“» размещена в разделах
В этом возрасте ребё нку важно взаимодействовать с этими объектами и явлениями: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, поэкспериментировать. В то же время взрослому не стоит перегружать детей информацией, так как это может привести к хаотичности знаний.
Опираясь на чувственный опыт ребёнка, и используя наглядность во время прогулки, взрослый обращает внимание ребёнка на состояние погоды (Посмотри какая сегодня теплая погода, ярко светит солнышко, ему радуются птички, бабочки, цветочки…. И нам с тобой весело гулять). Если пошёл дождь, можно предложить ребёнку подставить ладошки, и таким образом он почувствует холодный дождь (осенью) или тёплый (летом).
Заинтересовать и привлечь внимание ребёнка может любой сказочный персонаж, например, старичок - лесовичок, его можно сделать из крупных еловых шишек, грецкого ореха и тонких веточек деревьев. Этот персонаж будет приходить в гости к ребёнку, приносить разнообразный природный материал, из которого получаются интересные поделки; приглашать на прогулку в парк или лес собирать природный материал.
Ребёнок будет рассматривать материал, ощупывать исследовать его. В результате будет развиваться восприятие ребё нка: он станет различать форму, цвет и другие части предметов.
Работа с природным материалом разовьёт внимание и мышление ребё нка: он рассматривая сделанный образец поделки или рисунок игрушки, анализирует из каких частей она состоит, из чего её можно сделать, и придумывает какой дополнительный материал потребуется. Не нужно забывать похвалить малыша, вместе с лесовичком, полюбоваться сделанной совместно игрушкой. Это вызовет у него желание выполнить новые, более сложные поделки, поможет преодолеть трудности, будет способствовать развитию таких качеств как настойчивость, умение доводить дело до конца.
Знакомясь с растениями парка, сквера, леса ребёнок учится отличать деревья от травянистых растений (У деревьев толстые, прочные стволы, у трав – тонкие и гибкие стебли, они легко гнутся и ломаются). Обратите внимание на разнообразную форму листьев, окраску и запах цветов. Прочтите ребёнку небольшое стихотворение, загадайте простые загадки о тех деревьях и цветах, которые встретились вам на прогулке.
Детская художественная литература о природе воздействует, как на сознание ребёнка, так и на его чувства. В сочетании с природоведческим наблюдением, книга поможет ребёнку внимательней присмотреться к окружающей природе, научит правильно её воспринимать.
Знакомя ребёнка с природой можно пользоваться условными значками - обозначающими домик, лес, воду; введение понятий «овощи», «фрукты», «грибы», «семена» помогут значки, которые можно придумать вместе с ребёнком.
Вначале значки должен предложить взрослый, позднее ребёнок начинает придумывать их по аналогии со знакомыми.
Условными значками обозначают погоду, состояние природы, времён года и т. д.
Знакомство с сезонными изменениями в природе открывает широкие возможности для детского экспериментирования.
С наступлением холодов проведите простой опыт. Приготовьте несколько мисочек с сильно окрашенной водой и поставьте их на ночь на улицу. Утром обнаружив, что вода превратилась в лёд, спросите у ребёнка, кто подменил ваши мисочки. Очень важно, чтобы он сам пришёл к выводу, что холод заморозил воду. Выясните, навсегда ли она такой останется, понаблюдайте за её таянием вспомните, бывают ли такие явления в природе (таят сосульки, снег, лёд). Почему это происходит? Подведите ребёнка к выводу, что при похолодании вода замерзает, при потеплении нет.
Интересными объектами для экспериментирования являются снег, лёд, вода, песок, воздух.
Знакомясь с природой, получая необходимый чувственный опыт, ребёнок открывает для себя новый мир. Поддерживая интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу, и эту любовь старались привить детям