Анна Евтухова
Особенности ценностных ориентаций личности и самоактуализации в подростковом возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблема ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте. В данном возрасте определяются пути дальнейшей жизни, начинается деятельность профессионального самоопределения. Не меньшее значение имеет проблема ценностных ориентаций и самоактуализации личности.
Ключевые слова: подростковый возраст, ценностные ориентации, самоактуализация.
Публикация «Особенности ценностных ориентаций личности и самоактуализации в подростковом возрасте» размещена в разделах
Подростковый возраст – это время жизни, когда осуществляется формирование норм, способностей общения с другими людьми, а также с самим собой. Ценности добра, равенства, справедливости, ума понимаются подростком конкретно и применяются в отношении со сверстниками и взрослыми, а также в отношении с самим собой.
Подростковый возраст является границей между детством и взрослостью, которая связана с обязательным участием человека в общественной жизни.
С процессом взросление адекватность самооценок подростка повышается. Самооценка взрослого человека является более объективной и реалистичной по сравнению с юношеской самооценкой, тогда как самооценка юноши объективней самооценки подростка. Вместе с тем, данная тенденция не может рассматриваться как линейная и жестко заданная, так как нужно учитывать изменения с возрастом самих критерием самооценки.
Современному обществу на сегодняшний день необходимы люди способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и умеющие самореализоваться в ней как личность, не смотря на огромное количество стрессогенных факторов. Когда речь за-ходит о периоде подросткового возраста, эта проблема становится еще более актуальной.
Особенное значение имеет проблема ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте. В данном возрасте определяются пути дальнейшей жизни, начинается деятельность профессионального самоопределения. Не меньшее значение имеет проблема связи ценностных ориентаций и самоактуализации личности.
Отечественный психолог В. А. Ядов трактует ценностные ориентации личности как личностные диспозиции, регулирующие поведение и деятельность человека в наиболее значимых ситуациях социальной активности.
Сложность системы ценностных ориентаций личности отмечает З. И. Файнбург. Автор подчеркивает сложность ее детерминации социальными факторами.
Отечественные психологи связывают самоактуализацию с автономностью, свободой, ответственностью.
Характеристики самоактуализации в совокупности показывают, насколько человек выступает субъектом, автором своей жизни, насколько сам детерминирует свое бытие. Именно с такой теоретической точки зрения их можно считать убедительными и рассматривать как внутренние (необходимые) условия процесса самоактуализации любой индивидуальности. В этом смысле, характеристики самоактуализации — психологический критерий протекания этого процесса у разных людей.
Представления о самоактуализирующейся личности — наиболее целостная и разработанная идеальная модель человека, которая продолжает оставаться важнейшим ориентиром для современной психологической практики.
В процессе самоактуализации индивидуальность не только раскрывается, а свойства индивидуальности особым образом организуются, интегрируются между собой, и сами параметры самоактуализации представляют собой свойства индивидуальности. При этой интеграции в характеристике системы свойств индивидуальности появляется новое качество, в свойствах индивидуальности происходит отбор тех их аспектов и сторон, которые направлены на более полную самоактуализацию в соответствии с логикой внутреннего мира и с учетом внешних условий.
Система ценностных ориентаций личности развивается в конкретных социокультурных условиях и отражают ценностные ориентации того или иного общества. Очевидно, что общественные ценностные ориентации оказывают серьезное влияние на индивидуальные ценностные ориентации.
Это говорит о том, что систему ценностных ориентаций личности, можно рассматривать как подсистему более широкой системы, описываемой различными авторами как «жизненный мир человека», «образ мира» и т. п., имеющую, в свою очередь, сложный и многоуровневый характер.
Ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Становясь частью сознания, ценностные ориентации выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру.
Список использованной литературы:
1. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М. : Политиздат, 1986.
2. Илешева Р. Г. Нарушения поведения у детей и подростков. — Алма-Ата: Наука, 1990.
3. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. М. : Смысл, 1992.
4. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы становления личности. – М., 1994
5. Фельдштейн Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка [Электронный ресурс].
с углубленным изучением отдельных предметов" Белгородской