МААМ-картинки

Особенности ценностных ориентаций личности и самоактуализации в подростковом возрасте

Анна Евтухова
Особенности ценностных ориентаций личности и самоактуализации в подростковом возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблема ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте. В данном возрасте определяются пути дальнейшей жизни, начинается деятельность профессионального самоопределения. Не меньшее значение имеет проблема ценностных ориентаций и самоактуализации личности.

Ключевые слова: подростковый возраст, ценностные ориентации, самоактуализация.

Публикация «Особенности ценностных ориентаций личности и самоактуализации в подростковом возрасте» размещена в разделах

Подростковый возраст – это время жизни, когда осуществляется формирование норм, способностей общения с другими людьми, а также с самим собой. Ценности добра, равенства, справедливости, ума понимаются подростком конкретно и применяются в отношении со сверстниками и взрослыми, а также в отношении с самим собой.

Подростковый возраст является границей между детством и взрослостью, которая связана с обязательным участием человека в общественной жизни.

С процессом взросление адекватность самооценок подростка повышается. Самооценка взрослого человека является более объективной и реалистичной по сравнению с юношеской самооценкой, тогда как самооценка юноши объективней самооценки подростка. Вместе с тем, данная тенденция не может рассматриваться как линейная и жестко заданная, так как нужно учитывать изменения с возрастом самих критерием самооценки.

Современному обществу на сегодняшний день необходимы люди способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и умеющие самореализоваться в ней как личность, не смотря на огромное количество стрессогенных факторов. Когда речь за-ходит о периоде подросткового возраста, эта проблема становится еще более актуальной.

Особенное значение имеет проблема ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте. В данном возрасте определяются пути дальнейшей жизни, начинается деятельность профессионального самоопределения. Не меньшее значение имеет проблема связи ценностных ориентаций и самоактуализации личности.

Отечественный психолог В. А. Ядов трактует ценностные ориентации личности как личностные диспозиции, регулирующие поведение и деятельность человека в наиболее значимых ситуациях социальной активности.

Сложность системы ценностных ориентаций личности отмечает З. И. Файнбург. Автор подчеркивает сложность ее детерминации социальными факторами.

Отечественные психологи связывают самоактуализацию с автономностью, свободой, ответственностью.

Характеристики самоактуализации в совокупности показывают, насколько человек выступает субъектом, автором своей жизни, насколько сам детерминирует свое бытие. Именно с такой теоретической точки зрения их можно считать убедительными и рассматривать как внутренние (необходимые) условия процесса самоактуализации любой индивидуальности. В этом смысле, характеристики самоактуализации — психологический критерий протекания этого процесса у разных людей.

Представления о самоактуализирующейся личности — наиболее целостная и разработанная идеальная модель человека, которая продолжает оставаться важнейшим ориентиром для современной психологической практики.

В процессе самоактуализации индивидуальность не только раскрывается, а свойства индивидуальности особым образом организуются, интегрируются между собой, и сами параметры самоактуализации представляют собой свойства индивидуальности. При этой интеграции в характеристике системы свойств индивидуальности появляется новое качество, в свойствах индивидуальности происходит отбор тех их аспектов и сторон, которые направлены на более полную самоактуализацию в соответствии с логикой внутреннего мира и с учетом внешних условий.

Система ценностных ориентаций личности развивается в конкретных социокультурных условиях и отражают ценностные ориентации того или иного общества. Очевидно, что общественные ценностные ориентации оказывают серьезное влияние на индивидуальные ценностные ориентации.

Это говорит о том, что систему ценностных ориентаций личности, можно рассматривать как подсистему более широкой системы, описываемой различными авторами как «жизненный мир человека», «образ мира» и т. п., имеющую, в свою очередь, сложный и многоуровневый характер.

Ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Становясь частью сознания, ценностные ориентации выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру.

Список использованной литературы:

1. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М. : Политиздат, 1986.

2. Илешева Р. Г. Нарушения поведения у детей и подростков. — Алма-Ата: Наука, 1990.

3. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. М. : Смысл, 1992.

4. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы становления личности. – М., 1994

5. Фельдштейн Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка [Электронный ресурс].

с углубленным изучением отдельных предметов" Белгородской

Публикации по теме:

«Творчество, как один из показателей развития личности».«Творчество, как один из показателей развития личности». «Творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности». (А. Н. Леонтьев) Открытие.

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Консультация для родителей «Привычки в формировании личности» Что такое привычка? Привычка- это естественные действия, совершаемые машинально, постоянно и при определенных условиях. От того, какими.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Многофункциональное игровое пособие для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни «Осьминожка»Многофункциональное игровое пособие для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни «Осьминожка» От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Профилактика суицидов в подростковом возрасте Особенности профилактики суицида в школьном возрасте Частота суицидальных действий среди молодежи, у нас в России, в течение последних двух.

Социализация личности дошкольников в продуктивной (конструктивной) деятельности Творческие способности ребёнка определяются как способности к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым усвоенные знания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности ценностных ориентаций личности и самоактуализации в подростковом возрасте
Опубликовано: 26 сентября 2023 в 21:47
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности ценностных ориентаций личности и самоактуализации в подростковом возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Анна Евтухова (УИ 3290960) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД