Анна Губская
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
На нервную систему и психику ребенка влияют любые изменения в состоянии его здоровья. Расставание с родными и любое изменение привычного для ребенка образа жизни может вызвать страхи и негативные эмоции, это может привести к развитию невроза и замедлению темпа психофизического развития.
Факторы, влияющие на адаптацию
Публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
1. Педагог играет большую роль в процессе адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Воспитатель, используя индивидуальный подход, смягчает протекание адаптационного периода у детей.
2. Факторы, связанные с физическим состоянием ребенка. Здоровый ребенок и физически развитый лучше адаптируется и преодолевает трудности.
3. Привязанность к матери – необходимое условие нормального психического развития ребенка. Может быть так, что невротическая привязанность ребенка к матери и к родным, вызвана тревожностью близких, не отпускающих ребенка от себя ни на шаг, передавая свои страхи ребенку.
4. степень сформированности у ребенка общения с окружающими и действий с предметами. Ребенок, испытывающий трудности в привыкании к детскому саду, чаще всего имеет в семье в основном эмоциональные контакты со взрослыми. Взрослые с ним мало играют, либо во время игр не слишком активизируют инициативу, самостоятельность ребенка. У ребенка сильно развита потребность во внимании, физических контактах, ласке.
5. Состав семьи (если 1 ребенок, то труднее привыкают)
Основные особенности нормально текущего периода адаптации.
• Нарушения настроения.
Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность – от недели до 1,5 месяца).
• Нарушения сна.
Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22–23 ч. (продолжительность – от 1 до 2 месяцев).
• Нарушения аппетита.
Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус (продолжительность – от 1 недели до 1 месяца).
• Понижение иммунитета.
Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ (продолжительность – от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше).
• Нарушение поведения
Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и т. д.) (продолжительность – от 1 недели до 2 месяцев)
Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода : легкую, среднюю и тяжелую.
Основными показателями степени тяжести являются :
-сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша,
- его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру,
-частота и длительность острых заболеваний.
Период лёгкой адаптации продолжается одну - две недели. У ребёнка со временем нормализуются аппетит и сон, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру. Налаживается взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок не возбуждён, но достаточно активен. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести общее состояние ребенка и нарушения в поведении выражены несколько ярче, привыкание к яслям или детскому садику проходит дольше. Сон и аппетит нормализуются лишь через 2 - 6 недель, настроение меняется в течение месяца, сильно снижается активность ребенка, он часто плачет, мало двигается, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Такое состояние может продолжаться до полутора месяцев.
тяжёлая адаптация Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами, малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев.
Главный помощник в прохождении адаптации-ПЕДАГОГ!
Задачи:
- работа с родителями, начинающаяся еще до поступления ребенка в детский сад;
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
- организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок – ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.
Основными формами работы детского сада с семьей в период адаптации ребенка являются :
- родительские собрания;
- папки-передвижки по вопросам воспитания
- выставки
Знание индивидуальных особенностей детей, налаживание доброжелательных контактов с родителями (некоторых пришлось успокаивать сначала их)
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Постарались создать благоприятную обстановку, атмосферу доброжелательности и добра. начиная с раздевалки (оформили стены помещения группы, групповое помещение наполнили игрушками, книгами, карандашами, все было в доступности малыша. Сделали альбом детей с любимыми игрушками, попросили родителей принести фотографии семьи. Детям разрешалось приходить в группу с игрушкой из дома.)
Дети начинали посещать группу постепенно, небольшим количеством, время тоже постепенно увеличивали.
Встречали доброжелательно всем коллективом, знакомили с помещением группы, так дети привыкали к нам. Старались всегда уделить внимание каждому ребенку. Периодически включали детскую музыку, песенки, дети с удовольствием танцевали.
Постепенно дети привыкали к нам, страхи исчезали, у детей формировалось доверительное отношение
Организация совместных игр с детьми, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем, на освоение окружающей среды: с мячом, хороводы, пальчиковые игры, повторение движений в танце или по тексту стихотворения. Дети с удовольствием играли в дидактические игры, сначала с воспитателем, потом одни.
Таким образом, процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно сложный и требует совместных усилий родителей и педагогов.