Папки-передвижки

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

Анна Губская
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

На нервную систему и психику ребенка влияют любые изменения в состоянии его здоровья. Расставание с родными и любое изменение привычного для ребенка образа жизни может вызвать страхи и негативные эмоции, это может привести к развитию невроза и замедлению темпа психофизического развития.

Факторы, влияющие на адаптацию

Публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

1. Педагог играет большую роль в процессе адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Воспитатель, используя индивидуальный подход, смягчает протекание адаптационного периода у детей.

2. Факторы, связанные с физическим состоянием ребенка. Здоровый ребенок и физически развитый лучше адаптируется и преодолевает трудности.

3. Привязанность к матери – необходимое условие нормального психического развития ребенка. Может быть так, что невротическая привязанность ребенка к матери и к родным, вызвана тревожностью близких, не отпускающих ребенка от себя ни на шаг, передавая свои страхи ребенку.

4. степень сформированности у ребенка общения с окружающими и действий с предметами. Ребенок, испытывающий трудности в привыкании к детскому саду, чаще всего имеет в семье в основном эмоциональные контакты со взрослыми. Взрослые с ним мало играют, либо во время игр не слишком активизируют инициативу, самостоятельность ребенка. У ребенка сильно развита потребность во внимании, физических контактах, ласке.

5. Состав семьи (если 1 ребенок, то труднее привыкают)

Основные особенности нормально текущего периода адаптации.

• Нарушения настроения.

Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность – от недели до 1,5 месяца).

• Нарушения сна.

Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22–23 ч. (продолжительность – от 1 до 2 месяцев).

• Нарушения аппетита.

Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус (продолжительность – от 1 недели до 1 месяца).

• Понижение иммунитета.

Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ (продолжительность – от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше).

• Нарушение поведения

Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и т. д.) (продолжительность – от 1 недели до 2 месяцев)

Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода : легкую, среднюю и тяжелую.

Основными показателями степени тяжести являются :

-сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша,

- его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру,

-частота и длительность острых заболеваний.

Период лёгкой адаптации продолжается одну - две недели. У ребёнка со временем нормализуются аппетит и сон, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру. Налаживается взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок не возбуждён, но достаточно активен. Острых заболеваний не возникает.

Во время адаптации средней тяжести общее состояние ребенка и нарушения в поведении выражены несколько ярче, привыкание к яслям или детскому садику проходит дольше. Сон и аппетит нормализуются лишь через 2 - 6 недель, настроение меняется в течение месяца, сильно снижается активность ребенка, он часто плачет, мало двигается, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Такое состояние может продолжаться до полутора месяцев.

тяжёлая адаптация Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами, малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев.

Главный помощник в прохождении адаптации-ПЕДАГОГ!

Задачи:

- работа с родителями, начинающаяся еще до поступления ребенка в детский сад;

- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

- организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок – ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.

Основными формами работы детского сада с семьей в период адаптации ребенка являются :

- родительские собрания;

- папки-передвижки по вопросам воспитания

- выставки

Знание индивидуальных особенностей детей, налаживание доброжелательных контактов с родителями (некоторых пришлось успокаивать сначала их)

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Постарались создать благоприятную обстановку, атмосферу доброжелательности и добра. начиная с раздевалки (оформили стены помещения группы, групповое помещение наполнили игрушками, книгами, карандашами, все было в доступности малыша. Сделали альбом детей с любимыми игрушками, попросили родителей принести фотографии семьи. Детям разрешалось приходить в группу с игрушкой из дома.)

Дети начинали посещать группу постепенно, небольшим количеством, время тоже постепенно увеличивали.

Встречали доброжелательно всем коллективом, знакомили с помещением группы, так дети привыкали к нам. Старались всегда уделить внимание каждому ребенку. Периодически включали детскую музыку, песенки, дети с удовольствием танцевали.

Постепенно дети привыкали к нам, страхи исчезали, у детей формировалось доверительное отношение

Организация совместных игр с детьми, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем, на освоение окружающей среды: с мячом, хороводы, пальчиковые игры, повторение движений в танце или по тексту стихотворения. Дети с удовольствием играли в дидактические игры, сначала с воспитателем, потом одни.

Таким образом, процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно сложный и требует совместных усилий родителей и педагогов.

Публикации по теме:

Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации «Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации» «Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека).

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Конспект педагогического совета «Высоко в дошкольной образовательной организации» Конспект педагогического совета по ВСОКО в ДОО Проведите педагогический совет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации». по готовому.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Проектная деятельность по адаптации детей группы раннего возраста к условиям ДОУ «Я иду в детский сад»Проектная деятельность по адаптации детей группы раннего возраста к условиям ДОУ «Я иду в детский сад» Проектная деятельность по адаптации детей группы раннего возраста к условиям ДОУ «Я иду в детский сад» Проект посоциально – коммуникативному,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 19 июня 2024 в 22:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Анна Губская (УИ 2580208) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД