Светлана Шурыгина
Основы эффективного планирования логопедического занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа по исправлению недостатков речи осуществляется на логопедических занятиях. В зависимости от количества участников в процессе их обучения занятия бывают групповые, подгрупповые и индивидуальные.
Содержание групповых занятий базируется на программе обучения и воспитания детей с определенным речевым нарушением, являющейся обязательным документом для специализированных детских садов.
Публикация «Основы эффективного планирования логопедического занятия» размещена в разделах
Подгрупповые занятия объединяют детей со сходными речевыми нарушениями в стадии автоматизации навыка. Индивидуальные занятия планируются с учетом конкретных патогенетических механизмов
недоразвития речи ребенка и направлены на их преодоление.
Планирование любого логопедического занятия начинается накануне его проведения с составления конспекта - одного из основных рабочих инструментов логопеда, отражающего содержание конкретного занятия, его композиционное построение и технологию реализации.
Учитель-логопед обязан творчески строить свои занятия, применяя известные методики в соответствии с контингентом детей, их индивидуальными и психологическими особенностями. Разные речевые нарушения, разные этапы работы над формированием речи диктуют свои требования к занятию. Общепринятые нормы всегда неизменны.
Требования к современному занятию предполагают одновременное воздействие информации на сенсорную, интеллектуальную, эмоционально-волевую сферы детей, воспитание у них интереса к слову, потребности в речи.
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков овладения речью, с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях.
При их подготовке и проведении логопед должен :
• сформулировать тему и цель занятия;
• определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;
• постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;
• разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;
• учитывать зону ближайшего развития ребенка;
• осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
• кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;
• использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
• уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.
Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Значение ее вполне оправдано, так как произношение звуков речи - сложный двигательный навык.
Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков.
В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения. Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать.
В комплекс основных движений для развития и упражнения артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции во время речи - губ, челюстей, языка. При коррекции отдельных звуков используются специальные комплексы. Принципом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука.
Логопеду недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребёнка правильно их применять, т. е. предъявлять определенные требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость переход от одного движения к другому.
Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Эта задача может оказаться первоочередной в том случае, если дефекты звукопроизношения обусловлены несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено различение входящих в состав слова фонем. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза - неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.
Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.
Считаю, что постановка звука в большинстве случаев более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука - это создание нового условного рефлекса.
Дошкольники часто подражают звукам окружающего мира или артикуляции логопеда в ходе включения детей в игровую ситуацию. В других случаях в качестве обходного пути используются сохранные звуки, близкие по месту, способу артикуляции тем звукам, правильному произношению которых необходимо научить ребенка. В более сложных случаях требуется механическая помощь.
Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности - это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры - слова и фразы. Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи.
Если дефекты звукопроизношения проявлялись в виде замен или смешения звуков, необходимо переходить к этапу дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя. Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании. Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи. В тех случаях, когда у ребенка наблюдалось искаженное произношение звука, а не его замена другим звуком, дифференциация не нужна.
У детей с общим недоразвитием речи нарушение произношения в "чистом виде" не встречается. Понятие "общее недоразвитие речи" применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы.
В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР положены следующие принципы:
раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
развитие речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме);
взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и взаимоподготовка);
дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.
Поэтому содержание индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими ОНР, должно быть намного шире, чем только устранение нарушений звукопроизношения.
На занятиях логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.
Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти - необходимые условия для успешного и разностороннего обучения дошкольников. А в силу специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти, внимания, мышления, воображения - обязательная составляющая индивидуального логопедического занятия.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые, прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Поэтому я включаю в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут играть роль физкультминуток, а с другой - будут способствовать более эффективной автоматизации звука при сочетаниеи их с речевой работой.
Таким образом, к целям индивидуального логопедического занятия следует отнести :
развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;
формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);
развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;
совершенствование лексико- грамматических конструкций;
развитие неречевых психических процессов;
развитие мелкой моторики пальцев рук.
При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения превращается в интересную игру. В ходе занятия выстраиваются интересные сюжеты, участниками которых нередко становятся сами дети.
На протяжении занятия у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать не только речь окружающих, но и собственную. Для этого эффективным оказывается запись во время занятия отдельных упражнений на магнитофон. В этом случае ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и как бы со стороны услышать и оценить свою речь.
При составлении конспекта занятия, продумывания его содержание следует учитывать, что речевой материал в ходе занятия нужно усложнять постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком (например, на этапе автоматизации в словах звук сначала должен отрабатываться изолированно, затем в слогах, а потом в словах). При подборе лексического, грамматического материала, игр и упражнений на развитие психических процессов необходимо учитывать речевые возможности ребенка, т. е. на этапе постановки звука или на этапе автоматизации звука в слогах речевую работу нужно строить на материале сохранных звуков. На дальнейших этапах все речевые упражнения должны включать отрабатываемый звук.
Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, следует стремиться к тому, чтобы занятие было не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Важно включать в занятия серии тренировочных упражнений, приучая детей свободно пользоваться в спонтанных высказываниях новыми звуками. Если структура занятия на этапе автоматизации определяется последовательным усложнением речевого материала, то при индивидуальном занятии подходы к постановке звука осуществляются в течение занятия неоднократно (не менее 3 раз). Они должны чередоваться с заданиями по реализации других целей. 3анимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.
В зависимости от цели, путей ее достижения, возможностей детей, коррекционно - обучающей программы, места в системе занятий учитель-логопед выбирает методы воздействия.
Критериями отбора и комбинирования методов и приемов обучения детей на занятии выступают смена видов деятельности и попеременное включение различных анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, тактильного. Таким образом, соблюдается охранительный режим, соблюдаются условия для активной
деятельности и поддержания внимания в процессе занятия.
Методы логопедического воздействия :
Практические
1. Упражнение:
- подражательно - исполнительское;
- конструктивное;
- творческое.
2. Игры.
3. Моделирование.
Наглядные
1. Наблюдение.
2. Рассматривание: рисунков, картин, макетов.
З. Просмотр диафильмов, видео.
4. Прослушивание записей.
5. Показ образца.
Словесные
1. Рассказ. 2. Пересказ.
3. Беседа:
- предварительная;
- итоговая;
- обогащающая.
4. Чтение.
Логопедическое занятие, как и любое учебное, должно иметь не только обучающую, коррекционную, но и воспитательную цель, ориентированную на формирование нравственных начал.
Постановка такой цели зависит от темы занятия и содержания лексической информация, а проведение динамических пауз, физкультминуток — от конкретного содержания, насыщенности занятия и, как правило, соответствует теме занятия или воспитательно-коррекционному содержанию.
Логопедическое занятие состоит из трех структурных частей: документальной, процессуальной и рефлексивной.
В документальной части отражены: тема, цель, задачи, тип, продолжительность, оборудование, лингвистический материал, организационная форма. В процессе планирования необходимо ориентироваться на цель занятия — проведение коррекции. Чем конкретнее цель, тем больше вероятность ее достижения в ходе занятия. Учителю-логопеду, занимающемуся преодолением речевых нарушений, следует сконцентрировать свое внимание, прежде всего на коррекционных целях. Цель логопедического занятия должна быть измерима, конкретна, прозрачна, реалистична, достижима, адекватна.
Задачи, на наш взгляд, лучше формулировать через способы их выполнения, чтобы четко и емко сформулировать пути продвижения к цели и задействовать анализаторы.
Формулировка учебных занятий зависит от темы, типа подобранных заданий, Например, на вводном занятии следует дать понятия, автоматизировать навыки произношения в диалоге по теме, закрепить произношение в текстах, повторить пересказ по мнемотаблицам.
К коррекционным задачам относится:
- произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания путем выполнения;
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая, планирующая, анализирующая функции, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение;
- коррекция и развитие тонкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления).
Коррекция и развитие личностных качеств воспитанников (воспитательные задачи) можно сформулировать через развитие эмоционально-волевой сферы (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства; воспитание нравственных качеств (любовь, бережное отношение к. ; трудолюбие, умение сопереживать).
В процессуальной части отражены следующие элементы занятия : организационный момент (начало, введение, основная часть (развитие, динамическая пауза (возможна, продолжение основной части, итог (результат обучения).
Занятие завершается подведением содержательного итога: чем занимались, что делали, чему научились, кто как работал. Обязательная формулировка на получение нового навыка: научились еще лучше, смогли, постарались. Для детей это важный этап деятельности. Следует отметить и достижение каждого на подгрупповом занятии, заострить его внимание на старательности в достижении цели.
Самоанализ педагога — рефлексивная часть строится на соответствии планируемых образовательных результатов с достигнутым. В итоге ребенок должен знать, понимать, объяснять, использовать, выполнять.
Самым важным в анализе может стать ответ логопеда на вопрос : * Чему я научила этого ребенка сегодня?
Данная часть занятия способствует формированию у логопеда педагогической рефлексии. Правильно спланированный, хорошо выстроенный конспект будет успешно реализован в ходе логопедического занятия, а разработка отразит ключевые компетенции учителя-логопеда, сформированность его проективных, организационных, прогностических и аналитических умений. Коррекционное занятие требует тщательной продуманности этапов, поскольку задействование многих каналов восприятия, динамичность и переключение видов с поддержанием логической последовательности - настоящее мастерство. На таких занятиях все упражнения работают на достижение цели в едином формате (оформление интерьера, подбор лексического материала и логические переходы к заданиям). Таким образом, занятия учителя-логопеда — тщательно спланированная, разноплановая компактная целевая подача материала в заданном формате, необходимая для активизации самостоятельной деятельности ребенка, прочности запоминания через взаимосвязанные суждения к развитию и становлению речевой функции.