МААМ-картинки

Теоретические основы реализации гендерного подхода в ДОУ

Александра Смирнова
Теоретические основы реализации гендерного подхода в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Модернизация образования в качестве доминирующего фактора личностного развития определяет необходимость освоения ребенком форм существования, психологических основ социального пространства, а также закономерностей взаимодействия и сотрудничества. Основанием для этого стали несколько факторов:

• цель образования, понимаемая как развитие личности на всех уровнях;

• признание индивидуальной ценности человека;

• труд педагогического работника как интеграционная составляющая процесса трансформации понятия «квалификация», степень готовности специалиста («ключевые квалификации»).

Публикация «Теоретические основы реализации гендерного подхода в ДОУ» размещена в разделах

Ведущим конкурентоспособным ресурсом деятельности педагога дошкольного образования признается способность увидеть в каждом дошкольнике его индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны личности. В связи с этим педагогам предоставлена свобода выбора содержания, средств, режимов образования.

Приятие своего пола, осознание себя как носителя определенного набора полоролевых характеристик – одно из ранних новообразований дошкольника. Образовательная область «Социализация» направлена на реализацию целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

• развитие игровой деятельности;

• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам (в том числе моральным) взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Процесс формирования гендерной принадлежности дошкольника предполагает внедрение в образовательный процесс ДОУ технологии гендерного подхода. В современных условиях это целиком зависит от профессиональной компетентности педагогов конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Гендерный подход в дошкольном образовании:

• отвечает требованиям, предъявляемым к личностно ориентированному образованию, к его инновационной направленности;

• ориентирован на культивирование индивидуальных особенностей ребенка в соответствии с его полом;

• предполагает на основании этого определение специфического содержания, форм и методов образования, создание гендерно ориентированной образовательной среды, способствующей развитию личности в соответствии с ее природным потенциалом.

Гендерная принадлежность ребенка дошкольного возраста не ограничивается его половой принадлежностью. Социальная природа самого термина объясняет несовпадение поведенческих характеристик человека того или иного пола с ожиданиями общества. С одной стороны, ребенок несет в себе полоролевые стереотипные черты (мальчик – сильный, храбрый, выносливый, агрессивный; девочка – ласковая, ведомая, ожидающая, нежная и пр., а с другой – гендерная типология проявляется в ситуативном доминировании маскулинности/феминности, и степень их проявлений не регламентируется половой принадлежностью. Мальчик в некоторых ситуациях может вести себя по женскому типу (проявлять мягкость и сговорчивость, а девочка бывает агрессивной и показывает свое лидерство.

Современные требования общества к формированию самобытной и способной к самореализации личности не могут игнорировать гендерные характеристики ребенка. Приоритеты воспитания мальчиков и девочек заключаются не только в закреплении жестких стандартов поведения, но и в изучении потенциала каждого, создании условий для реализации потребностей, организации партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании искренности, взаимопонимания в отношениях разнополых детей при акцентировании на полоролевых (типичных) поведенческих характеристиках.

Гендерный подход предполагает гармонизацию полоролевого взаимодействия на основании равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности.

Современная образовательная среда ДОУ способствует реализации полоролевого принципа воспитания посредством наличия игрушек для детей разного пола, игровых зон для мальчиков и девочек и элементарных правил поведения, которые традиционно «напоминает» педагог: мальчики пропускают девочек вперед, мальчики задвигают стульчики и пр.

Педагог интуитивно ориентируется в:

• закономерностях манипуляций игрушками и игр разнополых детей;

• стереотипном в выборе ролей разнополыми детьми в сюжетно-ролевых играх;

• общении со сверстниками (большинство игровых объединений в младшем и среднем дошкольном возрасте – однополые) :

• акцентировании традиционных правил этикета для мальчиков и девочек.

Педагог позитивно принимает кокетливое и жеманное поведение девочек, понимает, но не оправдывает проявление агрессии и силы в поведении мальчиков. Научные труды, освещающие полоролевые и гендерные аспекты социализации дошкольника, фокусируют внимание на стереотипности понятий «мужественность»/«женственность» у педагогов. «Индекс негативности» педагогов дошкольного образования по отношению к мальчикам значительно выше, чем по отношению к девочкам.

В многочисленных исследованиях процесса социализации детей дошкольные учреждения не оцениваются как значимые в отличие от семьи, школы, сверстников. Приоритетная роль семьи и второстепенная – образовательного учреждения в гендерном развитии ребенка объясняются высокой степенью психологической и эмоциональной зависимости маленьких детей от взрослых, прежде всего родителей; подражательным типом поведения, логикой формирования модели социальных отношений на основе внутрисемейных.

Ряд ученых (Дж. Хэмпсон, Д. Хэмпсон и др.) утверждают, что ориентация на половую роль девочки или мальчика не является врожденной. В процессе социализации пол становится гендером – личностным атрибутом, который фиксируется в дошкольном детстве и остается неизменным [1].

Формирование половой принадлежности происходит на 2–3-м годах жизни ребенка. К 3 годам 75% детей уже считают себя мальчиком или девочкой. А ролевая дифференциация пола начинается сразу после рождения и заключается в том, что пол ребенка подчеркивается определенным цветом одежды, атрибутов, обстановки, выбором имени, различиями в наборах игрушек. Родители стараются четко указывать пол ребенка как ему самому, так и окружающим.

Однако гендерная социализация – важнейшая функция дошкольного образования. Социальное пространство – это условие развития и бытия человека, которое определяется и ограничивается категориями прав и обязанностей человека. В дошкольном возрасте социальное пространство должно отвечать потребности ребенка в эмоциональной поддержке взрослого. Более того, в процессе социализации дошкольника взрослые помогают раскрыть уникальные возможности, которые даны ему его полом.

В рамках гендерной социализации ребенок старается строить свое поведение, сообразуясь с полом, идентифицируя себя с представителями своего пола (с родителями, братьями, сестрами, литературными героями, другими взрослыми) и подражая им. Так, первичной формой деятельности, способствующей психическому развитию в онтогенезе, является интимно-личностное общение с родителями и другими взрослыми (педагогами, в котором ребенок индивидуализируется как социально значимый субъект, расширяет социальное пространство своей жизнедеятельности; у него формируются психические новообразования, в том числе гендерное самосознание.

Изучение теории гендерного самосознания выявило недостаточную разработанность этого понятия. Под гендерным самосознанием мы понимаем осознание и оценку разнополыми детьми своих гендерных качеств. Проведенное исследование показало, что развитие гендерного самосознания у 30% 4–5-х летних детей находится на низком уровне. Известно, что нарушение процесса становления гендерного самосознания сопровождается искажением жизненно значимых основ личности.

Полоролевой подход в чистом виде не может применяться в системе образования. Ограничение поведенческих проявлений детей стереотипными, устоявшимися нормами без предоставления выбора так же, как и стихийная гендерная социализация, не может считаться позитивной. Высокая адаптивность крайне востребована обществом, по сути, требуя от личности сформированных андрогенных качеств.

До сих пор сознательная деятельность педагогов, направленная на формирование гендерной принадлежности детей, в практике работы дошкольных учреждений носит эпизодический характер и сводится к формальному заучиванию детьми стереотипных этических правил взаимоотношений полов.

Только целенаправленный процесс подготовки и самоподготовки педагогов к реализации гендерного подхода в ДОУ будет способствовать процессу определения детьми дошкольного возраста своей гендерной принадлежности.

Рекомендуемая литература

1. Воронцов Д. В. Современные подходы к определению понятия «гендер» в социальной психологии // Вестник Омского государственного университета. - 2002. № 8.

2. Доронова Т. Н., Симонова Н. Ю., Цапенко М. М. Как воспитывать девочек и мальчиков 3–4 лет. - М. : Изд. центр «Школьная книга», 2010.

3. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - Самара: Учеб. лит. ; Изд. дом «Федоров», 2008.

4. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. М. : Изд-во Моск. психол. -соц. ин_та; - Воронеж: Изд_во НПО «МОДЭК», 2009.

5. Рыков С. П. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. 2001. № 7.

6. Силласте Г. Г. Гендерная социология : состояние, противоречие, перспективы - Социс. 2004. № 9.

7. Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: Учеб. -практ. пособие / Центр педагогического образования. - М., 2008.

8. Чекалина А. А. Гендерная психология : Учеб. пособие. - М. : Ось-89, 2006.

9. www.base.garant.ru/197482/

Публикации по теме:

Научно-теоретические основы логопедии Научно-теоретическая основа логопедии обусловлена педагогическим характером этой науки, то есть самой логопедией, а также сущностью ее предмета,.

Теоретические основы развития основ декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием городецкой росписи 1.1 Психолого-педагогические основы развития декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием декоративно-прикладного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теоретические основы реализации гендерного подхода в ДОУ
Опубликовано: 23 мая 2015 в 21:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы реализации гендерного подхода в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Александра Смирнова (УИ 329470) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД