Наталья Харланова
Основы формирования функциональной грамотности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Основы развития функциональной грамотности у дошкольников
В период дошкольного возраста, обучая детей основам грамотности, мы закладываем базу для формирования функциональной грамотности. Основная задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку адаптироваться к требованиям современного общества.
Ключевой целью современного образовательного процесса является воспитание функционально грамотных личностей. Эта задача также актуальна для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе подразумевает развитие ключевых компетенций уже в раннем возрасте, до начала учебы в школе.
Таким образом, важно не только дать детям знания, но и научить их применять эти знания в повседневной жизни, что является основой успешной социализации и дальнейшего обучения. Поддержка и развитие функциональной грамотности должны стать неотъемлемой частью работы с дошкольниками, чтобы они могли уверенно шагнуть в мир образования и стать активными участниками общества.
Функциональная грамотность, выступающая инструментом для развития учебных навыков и возможностей, должна стать известной детям уже в 6-7 лет. В этот период закладывается основа для чтения, письма и математики, что создает благоприятные условия для будущих школьников в приобретении знаний, самостоятельности и умении взаимодействовать с окружающими.
Актуальность данной темы требует постоянного поиска инновационных методов и технологий, способствующих оптимизации образовательного процесса с современными детьми.
Функциональная грамотность включает в себя следующие характеристики:
• готовность эффективно адаптироваться к меняющемуся миру, применяя свои способности для личностного роста;
• умение решать разнообразные, в том числе нестандартные задачи учебного и жизненного характера, обладая навыками создания алгоритмов основных видов деятельности;
• способность выстраивать социальные связи в соответствии с морально-этическими нормами общества, принципами партнерства и сотрудничества;
• набор рефлексивных умений, позволяющих оценивать собственную грамотность, стремиться к обучению, самообразованию и развитию, а также уметь предсказывать свое будущее.
Дошкольное образование служит основой для формирования функциональной грамотности детей в рамках реализации ФГОС ДО, направленного на:
• развитие финансовой и математической грамотности у дошкольников;
• стимулирование речевой активности;
• формирование естественнонаучных знаний и основ экологической грамотности;
• развитие социально-коммуникативных навыков на уровне дошкольного образования.