Татьяна Щербинина
ООД «Начался Великий пост» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основы духовной культуры для самых маленьких.
Сколько вопросов стоит сегодня перед родителями и педагогами, заботящимися о духовно-нравственном воспитании детей :
- Не рано ли беседовать с малышами о душе, духовной жизни, святости и святынях?
- Как отметить дома, в дошкольном учреждении православный праздник?
- Как помочь детям соприкоснуться с подлинным духовным смыслом главных дат церковного календаря, не ограничивая повествование о Рождестве Христовым только рассказом истории о рождественской елочке, не подменяя несказанную Пасхальную радость только крашением яиц?
Публикация «ООД „Начался Великий пост“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Как привести уклад детской жизни в соответствие с традиционным укладом и помочь родителям правильно подойти к этой проблеме?
- Как не наскучить малышам? Как соединить беседы о святости и благочестии с любимыми детскими играми, дав детям возможность не только слушать, но и отражать содержание бесед в играх, рисунках, поделках?
- Как помочь дошкольникам оказаться не только зрителями театрализованных постановок, но и активными участниками событий нравственной тематики?
Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, надо понять саму суть православной традиции, по-новому взглянуть на привычные вещи, на наших детей, на мир вокруг. Взглянуть и увидеть, что все самое светлое и доброе в мире живет по законам веры и христианской любви.
И мы понимаем, для духовного развития личности ребенка в современном мире необходимо взаимодействие и сотрудничество семьи, образовательного учреждения и социальных институтов. В основную образовательную программу ДОУ в вариативную часть, создаваемую участниками образовательного процесса, внесли парциальную программу Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей». Много лет плодотворно сотрудничаем с настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери протоиереем Сергием Тишкиным. Постоянно обращаемся к нему за помощью, организуем совместные мероприятия с детьми, педагогами и родителями.
Отец Сергий проводит беседу с детьми:
Дарит детям православные книги:
Отец Сергий беседует с родителями и педагогами:
Родители возле выставки православной литературы:
Отец Сергий и матушка Наталья с родителями на театрализованном представлении детей :
Предлагаемый материал для старших дошкольников поможет родителям и педагогам выбрать верный тон беседы с детьми, продумать и спланировать общие дела, в которые дети с радостью включаются, поможет взрослым и детям соприкоснуться с традициями православной культуры.
Организованная образовательная деятельность «Начался Великий пост» для детей старшего дошкольного возраста.
Цели: Знакомство детей со смыслом и назначением православного поста как времени особой собранности и молитвы на пути подготовки к большому празднику. Формирование представлений о Великом посте как времени подготовки к празднику Пасхи.
Педагог: Есть старинная русская загадка об особом времени, наступающем каждый год в начале весны :
Стоит мост
На семь верст,
По конец моста –
Золотая верста.
- Загадка трудная, и слова в ней непонятные – старинные. О чем же говорится в загадке, о каком мосте? А знаете вы, дети, что такое мост?
(Дать возможность детям поразмышлять, найти и показать разные мосты на картинках, которые лежат на столе у педагога).
- Как же понимать слова, что «мост» в загадке – «на семь верст»?
Верстами, как сейчас километрами, мерили в старину на Руси большие расстояния. Верста – это и есть расстояние чуть больше километра.
(Для того, чтобы дети могли представить себе это расстояние, называю и показываю на слайде магазин «Березка», который находится на расстоянии километра или версты от детского сада).
- Как вам, дети, кажется: верста – это маленькое расстояние или большое?
Да, достаточно большое. Поэтому и слова «мост на семь верст» в загадке означают, что мост очень длинный.
- А как вы думаете, в загадке говорится о настоящем мосте или что-то с длинным мостом сравнивается?
(Ответы детей).
Педагог: Речь идет не о настоящем мосте. К тому же таких длинных мостов и не бывает: если бы человек шел по мосту длиной в семь верст, то идти ему пришлось бы несколько часов.
- А хотите узнать, о чем идет речь в загадке, что это за «семь верст», что за «золотая верста», что за «мост»?
- Золотой, то есть драгоценной, верстой, названо в загадке время самого главного христианского праздника - Пасхи, Воскресения Христова. Мы с вами еще будем об этом празднике говорить, мы сейчас уже начали вместе с родителями готовиться и будем радостно встречать его, когда он подойдет. В этом году праздник Пасха отмечается 28 апреля.
- А «мостом» названо время, предшествующее этому празднику, предназначенное для подготовки к нему. Время это называется «Великий пост».
Педагог: Дорога на другой берег настоящей реки идет через мост, а дорога к главному празднику православного календаря «идет» через время Великого поста.
«Великим» пост называется потому, что он очень долгий и предшествует самому главному православному празднику. Длится Великий пост целых семь недель, с этими неделями сравниваются «семь верст» в загадке.
(Дети подходят к обычному календарю в центре природы, отсчитывают вместе с педагогом семь недель Великого поста, определяют, что Великий пост продолжается полтора месяца).
Педагог: Что же за время такое – пост?
- Это время особо внимательной и собранной жизни. Каждый добрый человек постом старается : - заботиться о чистоте и мирном состоянии своей души; - еще усерднее, чем в другое время, выполнять свои обязанности, трудиться, помогать людям, делать добрые дела; - почаще ходить в храм.
- Издавна доброй традицией Великого поста было и чтение : в начале поста – библейских рассказов о сотворении мира, а в конце поста – евангельских повествований о страданиях Христа.
Детям во время Великого поста взрослые читали благочестивые рассказы, легенды и предания.
- Какие вы помните рассказы, которые мы уже прочитали?
(Возле выставки православной литературы провести небольшую беседу о прочитанных книгах, о том, что дети узнали нового).
- Выберите, что мы будем читать с вами на этой неделе. И, обязательно, в Год театра приготовим постановку к Пасхальному празднику.
(Дети рассматривают книги и выбирают понравившиеся).
Всем спасибо, кто заглянул на страничку! Добра и душевного покоя!