Оольга Косматова
Основы безопасности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
[ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТа
Косматова Ольга Борисовна-воспитатель
МБДОУ детский сад «Радуга» р. п. Мокшан
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасно-му образу жизни в сложных условиях. ФГОС дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития акцентирует внимание на формировании безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Публикация «Основы безопасности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В своей работе я использую программу Л. Л. Тимофеевой: Формирование культу-ры безопасности у детей от 3 до 8 лет
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей в детском саду. Я использую не только традиционные формы и методы обучения, но и учитываю индивидуальные и возрастные особенности детей, социокультурные различия, своеобразие домашних и бытовых условий и большое внимание уделяю организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта.
В своей работе я выделила несколько направлений, по которым веду специальное обучение. «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок на улицах го-рода», «Ребенок дома». Разработала перспективный план.
Цель: формирование основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме и природе.
Задачи:
- воспитание у детей восприятия правил и норм безопасного поведения для приоб-ретения социального опыта.
- систематизация методов и приемов формирования ОБЖ дошкольников
- организация взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольного возраста в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности.
Обучая детей основам безопасности собственной жизнедеятельности, мы исполь-зуем разнообразные формы и методы работы:
• тематические занятия
• беседы, дискуссии
• чтение художественной литературы, показ мультфильмов
• рассматривание картин, плакатов.
• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
• целевые прогулки.
• работа с родителями
В процессе работы над решением задач широко используем ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет нам разнообразить образовательную деятель-ность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать раз-ные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презента-ций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления ре-альной жизни.
Для работы с детьми дошкольного возраста по основам безопасности в группах создали игровые центры «Безопасность», в которых содержится:
- картотека дидактических игр по ознакомлению детей с ОБЖ;
- альбомы: «Опасные предметы дома», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребе-нок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка);
-подборки иллюстраций безопасного поведения в природе (ядовитые грибы и рас-тения, опасность на открытых водоемах);
- наглядный дидактический материал по ПДД.
Проводим следующие беседы: «Огонь – друг или враг», «Для чего нужны дорож-ные знаки, «Опасность вокруг нас», «Я - пешеход», «Наше сердце – с кула-чок», «Когда остаёшься один дома», «Не играй с огнём!», «Полезные привыч-ки», «Чужой на улице», «Позвонил по телефону незнакомый человек», «Сигналы светофора».
Организуем экскурсии в пожарную часть, на речку, родники, на тренажеры ПДД в школу.
Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности, в которой формируются пространственная ориентация и умение применять эти знания на практике.
Дидактические игры: «Угадай вид транспорта по описанию», «Можно - нельзя, правильно – неправильно», «Покажи такой же знак», «Найди по описанию» и т. д.
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Шофёры», «Магазин», «Пожарные»
Подвижные игры: «Мы весёлые ребята», «Хитрая лиса», «Гуси – лебеди», «Воро-бушки и автомобиль».
В работу по безопасности внедряем проекты : «В страну Светафорию» с участием инспектора ДПС, Проект по пожарной безопасности, «Опасные вещи - не игруш-ка», «Один дома», «Плохие взрослые», «Вода бывает опасной».
Приглашаем на занятия представителей подведомственных служб (инспектора ДПС, Инспектора МЧС).
Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей ОБЖ является создание необходимой предметно-развивающей среды в группе.
В группах созданы уголки, где представлены следующие материалы и оборудова-ние по ОБЖ:
• Наглядные пособия по ОБЖ (Плакаты, репродукции, фотографии по формирова-нию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности)
• Дорожные знаки нагрудные и переносные
• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (телефон для вызова МЧС, скорой, полиции, жезлы, свистки, форма сотрудников ДПС, пожарника, игрушки транспортные).
Мы плодотворно работаем с родителями, для этого используем разные формы взаимодействия: родительские собрания, консультации, беседы, папки передвижки, налажено групповое общение через социальные сети, совместное изготовление атрибутов, приобретение игрушек и форм для сюжетных игр, организация поездок на экскурсии.
Благодаря целенаправленной работе, наши воспитанники приобретают большой багаж знаний по правилам ОБЖ, знают свой домашний адрес, как вести себя с не-знакомыми людьми, как сохранить здоровье и жизнь дома и в природе, телефон экстренного вызова, а главное привитые в дошкольном детстве знания дети смогут применить на практике и оказать помощь пострадавшим. Очень важно и то, что у детей воспитываются такие качества, как отзывчивость, доброта, желание прийти на помощь.
Надеемся, что заложенные знания и полученные навыки безопасности должны быть осознаны и приняты человеком на всю жизнь.