Ирина Александровна Масонова
Методическая разработка прогулки «Зимние забавы-основы безопасности жизнедеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Зимние забавы-основы безопасности жизнедеятельности
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Районный отдел образования нашего города объявил для педагогов конкурс методических разработок " Моя лучшая прогулка". Отправила свою работу и я. Экспертная комиссия ещё проверяет материалы. Мне интересно узнать Ваше мнение.
Пояснительная записка
Публикация «Методическая разработка прогулки „Зимние забавы-основы безопасности жизнедеятельности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Зима. Безопасность детей зимой
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты по безопасности
- Зимние забавы и игры
- Зимние забавы. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Методическая разработка прогулки составлена в соответствии с образовательной программой детского сада и примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Автор Н. В. Нищева, 2014г.
При составлении методической разработки использовались :Парциальная программа «Основы безопасности жизни для детей дошкольного возраста», Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
Образовательная программа «Мы живем на Урале» с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста, Толстикова О. В., Савельева О. В. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г.
Методическая разработка прогулки отражает особенности содержания и организации образовательного процесса в группе старшего дошкольного возраста, в соответствии с действующимФедеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) (Приказ МинобрнаукиРоссии № 1155 от 17.10.2013 г.).
Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда огорчают детей и родителей весьма распространенными травмами. Обеспечение безопасности жизни детей – одна из основных задач для родителей и педагогов. При этом важно не просто оградить дошколят от опасностей, а научить их, подготовить к возможной встрече с ними. Важно заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания о правилах безопасности в природе. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
Требования к организации прогулки :
*Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
*При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада.
*При выборе игр воспитатель учитывает психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.
Содержание дневной прогулки «Зимние забавы - основы безопасности жизнедеятельности»
Цель: Сформировать у детей представление о правилах безопасности во время зимней прогулки.
Задачи:
• Создание условий для проведения игр-соревнований, народных игр, совместнойтрудовой деятельности.
• Развитие интереса к исследовательской деятельности при проведении опытов.
• Развитие внимания, памяти, мышления.
• Формирование первичных экологических знаний.
• Совершенствование связной речи.
• Формирование творческой активности при создании несложных сюжетных композиций.
• Воспитание уважительного, дружеского отношения друг к другу.
• Закрепление умений пользоваться ледянками, лопатками.
Предварительная работа:
o Беседы с детьми: «Моя любимая игра», «В лабиринте», «Зимние зарисовки», «Мы живем на Урале», «Наша лаборатория».
o Чтение художественной литературыи рассматривание иллюстраций:«По щучьему веленью», «Мороз Иванович», Сказы П. П. Бажова.
o Просмотр мультфильма «Зимние забавы-ОБЖ».
o Заучивание стихотворений,отгадывание загадок.
o Игры «Азбука здоровья», «Можно-нельзя», «Спаси друга».
o Разучивание коммуникативной игры «Паровозик».
o Разучивание народной игры «Гори, гори ясно» или «Горелки».
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Содержание прогулки :
Воспитатель приглашает детей отправиться в путешествие на воздушном шаре, вместе с детьми встает в круг. Играющие кладут руки друг другу на плечи, замыкая «корзину воздушного шара» и садятся на корточки.
- Мы отправляемся в удивительное путешествие. Воздушный шар отрывается от земли (играющие встают не размыкая рук, порыв ветра относит шар вправо (все наклоняются вправо, ветер несет нас влево (все наклоняются влево).
- Ребята, смотрите впереди сплошные снега, горы. Куда мы попали?
Дети: это Уральские горы.
- Как вы догадались?
Дети: На Урале зимой очень много снега, холодно.
-Молодцы, правильно! Давайте скорее приземляться.
Играющие не размыкая рук садятся на корточки.
- Выходим с воздушного шара (дети имитируют перелезание через бортик «корзины»).
-Чем знаменит наш Уральский край?
Дети: Урал ещё называют «Каменный пояс», он делит Европу и Азию. На Урале много полезных ископаемых, самоцветов.
- Уральские мастера делают из самоцветов красивые украшения, шкатулки. Работы знамениты во всем мире.
- Смотрите, какие красивые цветные льдинки. На что они похожи?
Дети: На Уральские самоцветы.
Коммуникативная игра «Паровозик»
Цель: Развитие дружеских отношений, координация движений, чувство темпа, ритма.
Выбирают одного из детей на роль Паровозика.
Дети – вагоны становятся в круг. Паровозик подъезжает, здоровается с каждым: «Здравствуй (имя, ты мне очень нужен, чтобы везти (гостей, ребят, груз и. т. д.».
Так паровозик подходит к каждому. Объявляет: «Загружаемся, поехали…».
Можно организовать по очереди два состава. Они будут двигаться на встречу друг другу. Во время движения можно петь песенку:
«Едет, едет паровоз, две трубы и сто колес,
Две трубы, сто колес, машинистом рыжий пес».
Объявляется конечная остановка, дается гудок.
Паровозик, обращаясь к каждому по имени, говорит:
«Спасибо тебе за то, что помог отвезти…».
- Давайте продолжим наше путешествие. Садимся в паровозик (дети встают друг за другом).
-Ребята, а вы знаете какое дерево символизирует Урал?
Дети: Это рябина. Она растет на нашем участке (вместе с детьми рассмотреть укрытое снегом деревце).Наблюдение за рябиной
Цель: учить выражать свое отношение к дереву, как живому существу, через слово.
- Мы давно знакомы с нашей подружкой — рябинкой. Она украшает наш участок, радует нас, поднимает нам настроение. Давайте подумаем и составим рассказ «О чем думает рябинка». Вопросы в помощь:
- Хорошо ли рябинке у нас на участке?
-Почему?
-Какое время года ей нравится больше всего?
-О чем шепчут ее веточки, когда мы выходим на участок?
-Что можно сделать, чтобы наша рябинка чувствовала себя хорошо?
-Хорошо или плохо быть деревом?
-Почему?
Сказка «О чем думает рябинка»
Жила – была Рябинка. Уснула она на всю зиму и увидела сон:
«Стоит жаркое лето, на Рябинке красивое зеленое платье, листочки резные. Днем солнышко пригревает, ночью дождик поливает. Хорошо Рябинке в детском саду расти! Только один сердитый мальчик иногда стучал по стволу, распугивая птичек. Ребята ему сказали: «Не обижай деревце! Смотри какое оно красивое!» Наступила осень. Платье у Рябинки стало еще красивее: оранжево-желтое. Дни становились все холоднее, листочки опадали. Вот и нет красивого платья. Её соседи: березы, сирень, клен и боярышник грустили и опускали веточки ниже к земле. Рябинка тоже загрустила. Но вот на участок вышли гулять ребята. Увидели они грустную Рябинку, встали вокруг и стали утешать: «Не грусти Рябинка. Скоро наступит зима. Она укроет тебя снежным одеялом, и ты будешь спать до весны». Всю зиму спала Рябинка. Ребята укрывали ствол снегом, приговаривая «Спи деревце сладко, сладко!». «Как хорошо, что я деревце и могу так долго спать», - подумала Рябинка весной и проснулась.
- Молодцы, сказка получилась интересная. Мы запишем её в альбом «Наши рассказы».
- Не только рябинка, но и другие деревья спят, укрывшись снегом, как одеялом.
С детьми уточнить правила безопасности :
*Нельзя лазать по деревьям, можно упасть.
*Ломая ветки деревьев, можно причинить вред природе и нанести травму себе.
- На уральских горах альпинисты занимаются скалолазанием, а в непогоду тренируются на скалодроме.
Дети: У нас есть скалодром. Мы тоже хотим тренироваться.
-Садитесь в паровозик, мы отправляется на станцию «Скалодром».
С детьми повторить правила безопасности :
*По скалодрому подниматься, держась за ручки.
*Соблюдать очередность.
*Нельзя толкаться или обгонять идущего впереди. Можно сорваться и причинить вред своему здоровью или здоровью друга.
- На Урале есть знаменитая Кунгурская пещера. Туристы со всего мира приезжают посмотреть это чудо природы. Садитесь в паровозик, следующая станция «Лабиринты Кунгурской пещеры».
Цель: Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве на ходу.
Перед входом в лабиринт повторить правила безопасности :
*Двигаемся друг за другом по коридорам лабиринта.
*Нельзя толкаться, упадут впереди идущие дети.
*Нельзя залезать на стенки лабиринта и перепрыгивать с одной стены на другую, можно соскользнуть или оступиться.
- Чтобы продолжить путешествие нам необходимо почистить железнодорожные пути. Давайте возьмем лопатки. Проводится игра «Уборочные машины». Цель:Создать ситуацию, позволяющую детям играя, вместе с воспитателем почистить площадку.
Уточнить правила безопасности :
*Нельзя размахивать лопаткой, можно случайно ударить сверстника.
*Во время движения «уборочные машины» не сталкиваются между собой, чтобы не было «аварии».
- Какие мы с вами молодцы! Теперь и нашу снежную гору стало видно. Скажите, какие зимние забавы вы любите?
Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках. Играть в снежки. Мы хотим кататься с горки.
- Берите ледянки.
Повторить правила безопасности :
*Нельзя толкаться, можно упасть или уронить друга.
*Съезжать с горки только по одному, чтобы не сталкиваться на склоне.
*Можно устроить «веселый поезд», при этом крепко держаться друг за друга.
*После скатывания сразу отходить от горки.
Индивидуальная работа с детьми, играющими на снежных скульптурах (Петушок, Медведь, Серебряное копытце).
Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Мои любимые сказки».
Возле «Серебряного копытца» вспомнить персонажей сказа П. П. Бажова.
- Ребята, хотите поиграть в народную игру «Гори, гори ясно»? Кто помнить другое название этой игры?
Дети: «Горелки» (проводится игра)
Игра «Горелки» или «Гори-гори-ясно!»
Правила игры:
В игре участвуют от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Для игры выбирается большое свободное место (лучше проводить на стадионе). Выбирается водящий — он будет «гореть».
Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра.
Игроки поют:
«Гори – гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо: птички летят,
Колокольчики звенят!»
Как только дети заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа. Поравнявшись с водящим, они кричат ему:
«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»
Дети бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Кого поймает водящий, с тем он встает в пару, а оставшийся игрок становится «горящим».
- Наше путешествие продолжается. Садитесь в паровозик. Следующая станция «Снеговики».
Все дети собираются возле Снеговиков.
Игра на развитие общей и мелкой моторики «Снежок»
Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Стимулировать процесс речевого и умственного развития детей.
«Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
Раз подбросим, два поймаем,
Три уроним и сломаем.
- Ребята, из чего мы лепили Снеговиков?
Дети: Из снега.
- Подумайте и ответьте мне на вопрос: Какой бывает снег?
Дети: Белый, холодный. Из него можно лепить.
- Снег всегда липкий?
Дети: Нет. Снег бывает липкий, а бывает рыхлый.
- Послушайте, что однажды произошло:
«Выпал снег. Дети вышли гулять во двор, обрадовались снегу и начали с ним играть. Походили по снегу, слепили снежки, побросали их, затем слепили снеговика и разошлись по домам. На следующий день дети снова пришли во двор, но снежки не лепились, снег рассыпался. Он был рыхлый».
Дети: Почему так бывает?
- Хотите узнать?
Дети: Да!
- Хорошо, а как мы это узнаем?
Дети: В лаборатории можем поставить опыт. Надо взять с собой снег.
- Молодцы, правильно. Возьмем немного снега.
Опыт в мини-лаборатории.
- Попробуем слепить что-нибудь.
Дети: Не лепится, рассыпается.
- Почему снег рассыпается? Оставим его немного постоять.
- Какой теперь стал снег? Попробуем что-нибудь слепить.
Дети: Можно лепить – снег липкий, мягкий.
- Почему изменились свойства снега?
Дети: Снег занесли в теплую комнату.
- Так же на улице в морозный день, снег рыхлый, а когда на улице тепло снег - липкий.
Вывод: из рыхлого снега ничего нельзя вылепить, а если снег занести в теплую комнату, снег становиться мягкий, липкий.
После сна проводится образовательное мероприятие по лепке «Зимние забавы»
Цель:Учить детей лепить отдельные фигурки для создания сюжетной композиции.
Аннотация:
Акцент прогулки был сделан на безопасность жизнедеятельности детей во время зимних развлечений. Прогулка направлена на укрепление здоровья, профилактику утомляемости, на физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. Тематическая прогулка была связана со следующими видами детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная. Прогулка помогла заинтересовать детей и способствовала развитию познавательной активности.