Получи документы

Основные принципы работы тьютора с детьми с РАС по АВА-терапии

Любовь Агекян
Основные принципы работы тьютора с детьми с РАС по АВА-терапии
▼ Скачать + Заказать документы

Вербальные операнты

Вербальный оперант Предшествующий фактор Поведение Последствие

Манд = просьба

Наше внутреннее желание

Хочет съесть что-то вкусное Говорит: «Печенье!» Получает печенье от мамы

(здесь последствие подкрепляет то, что мы просим)

Такт = наименование

Надо, чтобы в среде что-то появилось, что мы увидели, услышали, унюхали. Всё, что мы фиксируем любым органом чувств.

Чувствует запах готовящегося печенья/ видит печенье на картинке Говорит: «Печенье!» Мама сообщает: «Точно, это печенье».

Интравербал = ответ на вопрос

Публикация «Основные принципы работы тьютора с детьми с РАС по АВА-терапии» размещена в разделах

Взрослый спрашивает: «Что бы ты хотел съесть на завтрак?» Говорит: «Печенье!» Взрослый продолжает: «Ну хорошо. Только сначала немного каши!»

Эхо Взрослый произносит: «ПЕЧЕНЬЕ» Говорит: «Печенье!» Взрослый смотрит на него удивлё нно и хвалит: «Молодец. Повторил такое сложное слово!»

Процедуры дифференцированного подкрепления (DR)

С помощью процедур дифференцированного подкрепления ослабляется проблематичное поведение и подкрепляются другие виды поведений.

Процедура дифференциального усиления состоит из двух процессов:

Подкрепления альтернативного Гашение нежелательного поведения

(замещающего) поведения

DRO

Дифференцированное подкрепление отсутствия реакций (дифференцированное подкрепление иного поведения) (differential reinforcement of other behavior (DRO).

Метод ослабления проблемного поведения, при котором подкрепляют отсутствие данного поведения за определенный интервал или в определенный момент времени.

Например, если Маруся начинает плакать примерно каждые 5 минут урока, учитель будет предоставлять ей подкрепление с известной эффективностью в том случае, если она не плакала 4 минуты (промежуток времени, чуть меньший, чем среднее время без нежелательного поведения)

DRA

Дифференцированное подкрепление альтернативного поведения (differential reinforcement of alternative behavior (DRA).

Метод ослабления проблемного поведения, при котором подкрепляют проявления желаемой альтернативы этому поведению, но не подкрепляют последнее.

Например, поведение, альтернативное поведению «тянуть маму к холодильнику и кричать» будет «попросить йогрут». Если ребенок умеет просить йогурт с использованием любой системы коммуникации, это поведение будет подкрепляться, а поведение «тянуть маму и кричать» будет переведено в режим гашения.

DRI

Дифференцированное подкрепление несовместимого поведения (differential reinforcement of incompatible behavior (DRI).

Метод ослабления проблемного поведения, при котором подкрепляют реакцию, которая топографически не может проявляться одновременно с проблемным поведением, и не подкрепляют последнее.

• 1. Выбираем несовместимое поведение (несовместимое поведение должно быть в текущем репертуаре ребенка)

• 2. Подкрепляем все эпизоды несовместимого поведения

• 3. Нежелательное поведение переводим в режим гашения

Примеры несовместимых видов поведения: для поведения «выбегать на дорогу»«идти рядом со взрослым», «взмахивать руками»«держать руки на коленях или на парте».

! Проактивные методы коррекции направлены на профилактику нежелательного поведения.

Если нежелательное поведение все же произошло, мы используем реактивные методы коррекции, то есть изменения последствий. Оно применяется, когда поведение уже произошло!

! Важное примечание: для любой программы коррекции проактивные методы являются основными, а реактивные–дополнительными.

Контакт, как важная часть взаимодействия

Подразумевает подстройку взрослого под ритм, дистанцию, особенности восприятия, интерес ребенка.

• Наблюдаем за ребенком за тем, куда он смотрит, за чем тянется.

• Отмечаем, в какой момент ребёнок улыбнулся или засмеялся

• Заинтересовать ребенка может совершенно неожиданный предмет или действие взрослого.

Мотивационным стимулом может быть действие или совместная активность.

Ее тоже можно использовать в качестве подкрепляющего стимула при выполнении задания или в тренировке просьб.

Например, если ребенку понравилось, когда вы прячетесь под платком. Можно задержать действие на 2 секунды и таким образом предоставить возможность ребенку попросить продолжения игры.

Особенности мотивации у детей

У ребёнка нет своих идей Есть свои интересы и идеи

Надо активно их предлагать Надо к ним присмотреться и развивать их

Скорее всего понравятся сенсорные ощущения Можно использовать сюжет. (Сенсорные игрушки тоже могут понравиться)

Сенсорные мотивационные стимулы

Сенсорные модальности:

• Ощущение

• Зрение

• Вкус

• Обоняние

• Осязание

Зрение: круглый, 4 цветов.

• Вкус?

Обоняние: имеет запах резины.

Осязание: гладкий, прохладный при первом прикосновении, упругий при давлении.

Возможно, что ребенка привлекают в мотивационном предмете сенсорный ощущения.

Чтобы создать новый мотивационный стимул – найдите предмет в тойже сенсорной модальности.

• Например, если ребенок окунает руку в еду и мнет ее, то скорее всего ему можно предложить лизуны, пальчиковые краски, соленое тесто, массу для лепки, кинетический песок.

Особенности мотивации у детей

У ребёнка нет своих идей Есть свои интересы и идеи

Надо активно их предлагать Надо к ним присмотреться и развивать их

Скорее всего, понравятся сенсорные ощущения Можно использовать сюжет

Работаем сенсорными модальностями Работаем сенсорными модальностями

Возможны разные варианты активностей с одним предметом:

• Катать (где)

• Он может отпрыгивать (откуда)

• Крутиться

• Можно подбрасывать вверх и ловить или не ловить

• Можно кинуть мяч в руки ребенку

• Можно тронуть ребенка мячиком, подкатив его

• Прыгать на мяче

• Лежать, перекатываться на мяче

Особенности мотивации у детей

У ребёнка нет своих идей Есть свои интересы и идеи

Надо активно их предлагать Надо к ним присмотреться и развивать их

Скорее всего, понравятся сенсорные ощущения Можно использовать сюжет

Работаем сенсорными модальностями Работаем сенсорными модальностями

Предлагаем разные активности с мотивационным стимулом. Предлагаем разные активности с мотивационным стимулом.

Можем представить чем-то мотивационный стимул. Создать контекст или маленький сюжет.

Работа с нежелательным поведением

Гашение

Гашение - прекращение подкрепления поведения.

При гашении прекращается предоставление подкрепляющих последствий, что приводит к снижению вероятности поведения в будущем.

Пример: в прошлом году Вы каждый день здоровались с соседом сверху, и он вежливо раскланивался в ответ. Но вдруг сосед перестал отвечать на Ваше приветствие. Со временем вы тоже перестали с ним здороваться.

Ребенок сбросил предметы со стола после предъявления пятой инструкции, педагог, не изменившись в лице, поднял только 1 лист необходимый для занятия и продолжил занятие (хотя раньше он предлагал перерыв в подобных случаях).

Хорошее, приемлемое поведение также может в разное время оказываться в режиме

гашения.

Этапы гашения

1. Подкрепляющие последствия перестают происходить и поведение приобретает еще большую силу. «Взрыв на фоне гашения» или «угасательное обострение». Это естественный процесс на прерывание предоставления подкрепления.

2. Поведение начинает возникать менее часто, и его интенсивность снижается.

3. Возможный, но необязательный этап. «Спонтанное восстановление». Через некоторое время, после того, как поведение перестало происходить, поведение, которое уже почти угасло может возродиться. Чаще всего это связано с тем, что условия, в которых поведение происходило раньше. Повторилось. возникать менее часто, и его интенсивность снижается.

Пример:

Иван занимался с логопедом Еленой, и она прекращала занятие, как только мальчик начинал плакать. Весной Елена ушла в отпуск и на смену ей пришла логопед Наталья, которая никогда не отпускала Ивана на перемену, когда он плакал. Через некоторое время мальчик перестал плакать и спокойно занимался в течение всего занятия. Через месяц Елена вернулась на занятия, и Иван снова попытался получить перемену, громко рыдая (спонтанное восстановление). Но Наталья предупредила Елену о произошедших переменах, и Елена проигнорировала рыдания, продолжая занятие. На следующий день ребенок не плакал и спокойно занимался с Еленой в течении всего занятия.

Самое распространенное заблуждение относительно гашения – это то, что гашение это просто «игнорирование поведения»

Функция Топография Выполнение

гашения

Доступ к

желаемому может тянуть, показывать,

кричать, отнимать желаемое не

появляется

Избавление

от

требований бросает предметы, убегает,

плачет, агрессия и самоагрессия требования не удаляются

Получение

внимания какая угодно, например

самоагрессия если мама

говорит с кем-то другим внимание не

предоставляется

Сенсорная

симуляция взмахи руками, раскачивания,

стучать предметами, руки во

рту маскировка

сенсорного ответа

Применение принципа гашения никогда не происходит в изоляции от применения принципа подкрепления. Если один или несколько вариантов поведения находятся в режиме гашения, то другие, социально приемлемые варианты поведения для достижения такой же цели, должны формироваться или усиливаться.

Факторы, затрудняющие гашение поведения.

1. Длительность истории подкрепления.

2. Переменный режим подкрепления.

3. Несогласованность действий взрослых.

Эти факторы ведут к формированию устойчивости к гашению.

Как выполняется гашение?

Тщательно подберите поведение, которое будет подвержено гашению.

Помните, что на короткий промежуток времени наступит ухудшение и могут появиться агрессивные реакции.

Выбирайте для гашения такие виды поведения, предоставление подкрепления для которых Вы можете контролировать.

После того, как поведение снизилось до нуля, не забывайте о процедуре; поведение может восстановиться.

Наказание

Наказание - это возникновение неприятных последствий для поведения, которые снижают вероятность возникновения поведения в будущем.

Неприятные последствия могут заключаться как в появлении (положительное наказания) так и в исчезновении чего-то (отрицательное наказание).

Тайм аут

Перерыв (time out) – вызванное поведением прекращение доступа к подкреплениям, которое снижает вероятность возникновения поведения в будущем.

Ира бросила планшет на пол, мы забираем планшет и кладем его на шкаф на определенное время.

Алёна сидит на стульчике в углу комнаты без доступа к игрушкам на протяжении 3 минут после того, как укусила воспитательницу.

Запланированное игнорирование – вид процедуры тайм-аута, когда на определенное время ребенок лишается всех видов социального поощрения - внимания, физического контакта, вследствие эпизода нежелательного поведения.

Используем НЕ используем

Привлечение внимания Избегание требования

Доступ к желаемому Сенсорная стимуляция

Штраф

Штраф - название процедуры, которая включает удаление части желанного стимула из общего количества в результате нежелательного поведения.

Мы превысили скорость при движении на автомобиле по городу, нам пришел штраф. Оплатив его, мы лишились части своих денег.

Вася плюется на занятии в среднем 8 раз в час. В начале занятия мы ставим на планшетку Васи 10 жетонов и убираем по одному за каждый плевок Васи. В конце занятия он может обменять оставшиеся жетоны на просмотр мультфильма.

1 жетон = 1 минуте мультфильма.

Применяем осторожно, т. к. это может вызвать усугубление нежелательного поведения.

Дима бросается игрушками – воспитатель обнимает его и разговаривает с ним, объясняя, что так делать нельзя.

Гашение В результате НП воспитатель перестанет предоставлять Диме внимание - то есть, удалит подкрепляющее последствия. Вряд ли эта процедура применима, так как Дима может беспокоить или ранить других детей. (помним про угасательное обострение)

Тайм-аут В результате НП воспитатель заберет любимую игрушку на определенный промежуток времени. Это наиболее приемлемая процедура в описанном случае

Штраф Штраф приемлемая процедура в этом случае, если в результате ее применения не происходит ухудшение проблематичного поведения.

Наказание в положительной форме

Положительное наказание – это возникновение после поведения

аверсивного (неприятного) стимула, что снижает вероятность происхождения поведения в дальнейшем.

Как и неприятный стимул, так и неприятная активность может служить наказывающим последствием для поведения.

Человек будет пытаться избежать неприятной активности, которая появляется в зависимости от НП.

Когда мы выполняем эту процедуру, неприятный вид активности следует НЕМЕДЛЕННО после НП.

Позитивная практика

Позитивная практика - вид процедуры в которой вследствие нежелательного поведения, от ребенка требуется повторно выполнить правильную форму поведения, или поведения, физически замещающего нежелательное поведение.

Ребенка, который входит на кухню в грязной обуви, будут учить вытирать ноги о коврик у входа две минуты.

Ребенок с силой хлопает дверью и убегает. Взрослые возвращают его, ребенок 10 раз закрывает дверь спокойно.

Восстановительная сверхкоррекция

Процедура коррекции поведения, в которой, вследствие НП, ребенок обязан привести окружение в порядок и приложить дополнительные усилия по улучшению окружающей среды.

Например, ребенок, который натоптал на кухне должен будет смыть свои следы и помыть полы на всей кухне.

После того, как ребенок разбил горшок с цветком,

он убирает осколки горшка, сметает землю, а

также подметает пол в коридоре.

Обусловленные упражнения

Процедура коррекции поведения, в которой в результате НП человек должен выполнить некоторое количество физических упражнений, что в будущем снижает вероятность появления проблематичного поведения.

Это одна из форм коррекции в части возникновения неприятной физической активности.

Александр ругается матом рядом со своим младшим братом. Родители просят Сашу не ругаться возле брата, а еще лучше не ругаться вообще. Саша соглашается, но однажды отец опять застает его возле брата ругающимся. Отец немедленно вручает ему тряпку и в течение следующих 20 минут Саша примерно моет машину отца под его контролем.

Когда упражнение, обусловленное использованием бранных слов, заканчивается, отец предупреждает Александра, что это будет повторяться каждый раз, когда его застигнут за употреблением бранных слов.

Физическое блокирование реакции

как только человек начинает цепочку нежелательного поведения, его действия блокируются таким образом, чтобы он не мог продолжать.

Когда ребенок пытается сбросить карточки со стола, чтобы прекратить занятие, мы можем придержать руку ребенка, чтобы он не смог это сделать.

Когда ребенок сжимает руку в кулак, чтобы ударить, взрослый удерживает его за руку, не давая ударить.

Неаверсивные процедуры должны быть использованы в первую очередь. Каждый раз когда вы обдумываете применение процедур наказания, вы должны удостовериться, что неаверсивные процедуры уже были использованы и не произвели необходимых изменений.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРОЦЕДУР ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО НАКАЗАНИЯ

Удостоверьтесь, что вместе с процедурами наказания используются процедуры дифференциального подкрепления.

Фокус вмешательства не только на снижении уровня нежелательного поведения, но и на замещении его социально приемлемым, конструктивным поведением.

Стратегия поддержания позитивного поведения «Светофор»

В основу работы по такому формату положена смена цветов обычного светофора.

! Чем проще система, тем выше ее надежность.

Зеленая зона – обычное поведение. Ребенок спокоен, сотрудничает со взрослыми или спокойно занимается социально приемлемыми видами деятельности.

Желтая зона - поведение начинает «портиться», все идет к тому, что

сейчас произойдет эпизод проблематичного поведения.

Красная зона - эпизод проблемного поведения, ребенок плохо себя ведет, окружающие пытаются избежать последствия так, как они умеют.

Тактики синей зоны помогают после окончания эпизода проблемного поведения вернуться в зеленую зону.

Тактики «зеленой зоны»

• Использование визуальной поддержки, обучение коммуникации, обучение навыку самостоятельной деятельности,

• Много внимания, много разнообразного приятного для ребенка взаимодействия.

• Необходимо свести вероятность. нежелательного поведения к минимуму.

• Фокус не на проблемном поведении, а на том, чтобы человек чувствовал себя

уверенно и спокойно.

• Чем длиннее ваш перечень привлекательных стимулов, тем выше вероятность продолжительного пребывания в зеленой зоне.

Тактики «желтой зоны»

• • Делается попытка прервать разворачивающееся проблемное поведение чем раньше, тем лучше.

Подсказки для просьбы, визуальная поддержка.

• Здесь важно научиться реагировать на ранние сигналы, распознавать их.

• Четко определенное поведение желтой зоны поможет распознать начало эпизода проблематичного поведения и немедленно изменить свое собственное поведение.

Тактики «красной зоны»

• Обеспечьте безопасность ребенку и окружающим.

«купировать» нежелательное поведение максимально мягко и максимально быстро

• Начинайте с максимально мягких видов вмешательства, наиболее ограничивающие процедуры – ваш последний выбор.

Тактики «синей зоны»

Цель – как можно быстрее вернуть ребенка к «зеленой зоне»

• Ребенку дают позитивную реакцию на то, что он успокоился.

• Ребенку предоставляется доступ к привлекательным видам деятельности.

Что делает ребёнок

Ответ вселенной

Улыбается, вежливо разговаривает, выполняет задание, рисует, играет в конструктор.

Обращают внимание, хвалят, разговаривают, выполняют просьбы, играют, поддерживают «сенсорную диету».

Разговаривает громче, бегает кругами, качается на стуле, машет руками, отодвигает предметы.

Дают предупреждение, напоминают, как можно успокоиться, направляют к визуальному расписанию, используют «сначала» - «потом», дают подсказку для просьбы, дают серию коротких переключающих инструкций.

Кричит, подбегает, демонстративно падает, валяется на полу, дерётся, кусается, убегает, бросается предметами.

Обеспечивают безопасность, разрывают глазной контакт, не разговаривают) (не утешают, не развлекают, не уговаривают, не трогают без острой необходимости, обедняют среду (цель – безопасность и отсутствие способов поразвлечься).

Перестаёт кричать, поднимается с пола, отряхивает одежду.

Восстанавливают глазной контакт, говорят:»хорошо встал, молодец!», приглашают к несложной деятельности или к прерванному занятию.

Функция поведения – это мотив поведения, причина поведения, его цель. Это объяснение почему человек ведет себя именно таким образом и чего он хочет добиться таким образом.

1. Привлечение внимания

2. Избегание неприятных стимулов и ситуаций

3. Доступ к желаемому предмету или событию

4. Сенсорная аутостимуляция

Если функция нежелательного поведения известна, данное поведение можно заменить социально-приемлемым поведением, которое служит достижению тех же целей.

Условия для успешной коррекции нежелательного поведения

• Изменение окружающей среды таким образом, чтобы максимально снизилась вероятность возникновения и повторения плохого поведения.

• Формирование хорошего поведения

• Качественное подкрепление хорошего поведения

Какое хорошее поведение уже есть в репертуаре ребёнка и как оно подкрепляется?

- есть ли у ребёнка возможность попросить желаемое?

- есть ли у ребёнка возможность отказаться от нежелаемого?

- как часто ребёнок проявляет инициативу?

Что такое нежелательное поведение?

• Представляет опасность для ребёнка или окружающих

• Затрудняет развитие и обучение ребёнка

• Затрудняет интеграцию ребёнка в среду сверстников

Как нам правильно выбрать поведение для коррекции?

Мы не можем выбирать цели работы, исходя из того,

что ребенок будет более удобным для окружающих,

вмешательство должно проводиться в первую очередь

в интересах ребенка:

• улучшать качество его жизни (социальная значимость)

• расширять его окружающую среду (например, делать

возможным посещение игровых площадок, спортивных секций и так далее.

Выбирая поведение для коррекции, рассмотрите следующие вопросы:

- Является ли оно опасным?

- Как часто оно возникает?

- Как давно существует в репертуаре?

Исходя из принципа социальной значимости, коррекция нежелательного поведения является одним из самых приоритетных направлений работы.

Академические навыки

Адаптивные навыки

Коррекция нежелательного поведения

Основная идея ПАП – поиск и выявление причин поведения, в том числе и нежелательного.

Поведением не является:

Бездействие (не слушается родителей, не отвечает на вопросы, не смотрит в глаза)

Черты характера (упрямый, ленивый)

Диагноз

Субъективное описание

Что такое поведение?

Поведение – это любое действие живого организма, которое можно объективно наблюдать и измерять.

Поведение разворачивается во времени, следовательно, мы можем поведение измерять и контролировать изменения в поведении, а также на основе измерений выстроить эффективное вмешательство.

• Продолжительность - время, в течение которого происходит НП (один эпизод или серия)

• Количество эпизодов - подсчет общего количества эпизодов НП за время наблюдения

• Частота эпизодов - соотношение количества событий и временного периода (деление количества реакций на количество минут/секунд)

• Быстрота реакции (латентность)- временной промежуток от инструкции до реакции

• Время между реакциями (IRT). Промежуток времени когда одна реакция закончилась и началась следующая

• Интенсивность - сила реакции и ее последствий. Определяются согласно заранее согласованным шкалам. (от 1 до 10, от 1 до 5 и т. п.)

Методы коррекции:

Проактивные методы, основанные на изменении предшествующих факторов А:

• Различимые стимулы (дискриминативные);

• Мотивационные условия;

• Убираем стимулы, которые запускают нежелательное поведение;

• Добавляем стимулы, которые запускают желаемое поведение;

• Насыщаем ребёнка действием подкрепляющего стимула.

Подсказки:

- Физическая;

- Частичная;

- Жестовая;

- Вербальная.

Насытить ребёнка действием подкрепляющего стимула.

Необусловленное подкрепление (NCR) –метод, при котором стимул с известными подкрепляющими свойствами предъявляется с постоянным или переменным интервалом, независимо от поведения ребенка, на основании истечения предустановленного промежутка времени.

Прием высоковероятностной серии – метод управления мотивационными условиями, при котором ученику сначала предлагают выполнить несколько (от 2 до 5) простых коротких заданий, хорошо ему знакомых, а затем дают сразу сложное целевое задание.

Эта последовательность имеет двойной эффект:

- снижает вероятность нежелательного поведения при неудаче выполнения сложного задания, т. к. перед тем, как предъявляется сложное задание, несколько раз подкрепление уже получено;

- снижает вероятность агрессии и самоповреждающего поведения, которые часто связаны с необходимостью выполнить низковероятностное (трудное) задание.

Изменение предшествующих факторов:

• Комфортные условия;

• Предоставление возможности получения сенсорной разгрузки, доступа к сенсорным коробкам, видам деятельности, копирующим сенсорное неблагополучие (вращения, игра с неструктурированным материалом);

• Обогащение окружающей среды;

• Предоставление возможности выбора;

• Подбор методов обучения и стимульного материала на индивидуальной основе.

Проактивные методы коррекции Реактивные методы (изменение

направлены на профилактику последствий) используем, если

нежелательного поведения. нежелательное поведение все же Оно применяется, когда поведение уже произошло!

! Важное примечание: для любой программы коррекции проактивные методы являются основными, а реактивные -дополнительными.

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников»Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» Из опыта работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» «У каждого человека под шляпой – свой театр,.

К Дню «Арт-терапии» на МAAM. Использование арт-терапии в семейном окружении ребёнкаК Дню «Арт-терапии» на МAAM. Использование арт-терапии в семейном окружении ребёнка К дню «Арт-терапии» на МААМ. Статья: «Использование Арт-терапии в семейном окружении ребёнка». Арт-терапия - это творческая деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные принципы работы тьютора с детьми с РАС по АВА-терапии
Опубликовано: 4 декабря 2024 в 12:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные принципы работы тьютора с детьми с РАС по АВА-терапии» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Агекян (УИ 2598147) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД