Марина Браткова
Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
К основным общенаучным принципам и подходам методологии педагогики относятся:
1) системный;
2) целостный;
3) личностный;
4) деятельностный;
5) полисубъектный (диалогический);
6) культурологический;
7) этнопедагогический;
8) антропологический;
1. Системный подход, отражающий всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности, ориентирует на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты процесса (явления) рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, развитии и движении. Системный подход в преподавании физической культуры требует реализации принципа единства педагогической теории и практики. Педагогическая практика является критерием истинности научных знаний, положений, разработанных теорией. Теория дает основу для правильных практических решений, в то же время проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые решения, требующие фундаментальных исследований.
Публикация «Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики» размещена в разделах
2. Целостный подход. Это подход появился в противовес функциональному подходу, когда обучение должно дать определенную сумму знаний и умений, а воспитание – сформировать нравственное сознание и привить социально желаемое качество. Но личность не формируется по частям. Целостный подход как развитие системного подхода требует при организации педагогического процесса ориентации на интегративные (целостные) характеристики личности ребенка. Все стороны личности ребенка тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом, важнейшим свойством личности является ее направленность, которая рассматривается как ядро, духовный центр личности.
3. Личностный подход утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Он признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры и не допускает сведения личности к натуре человека, к вещи, к обучаемому автомату. Педагог в работе с детьми прежде всего признает уникальность личности ребенка, ее интеллектуальную и нравственную свободу, право на уважение.
4. Деятельностный подход. Основа, средство и решающее условие развития личности – деятельность, преобразование людьми окружающей действительности. Деятельностный подход применительно, например, к изучению процесса формирования личности ребенка означает, что игра, учение, общение являются важнейшими факторами становления и развития растущего ребенка. Этот подход требует от педагога специальной работы по формированию деятельности ребенка, по переводу его в позицию субъекта познания, труда, общения. В связи с этим педагогу необходимо обучать ребенка целеполаганию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
5. Полисубектный (диалогический) подход вызван тем, что сущность человека гораздо глубже и больше, чем деятельность, она не отожествляется с нею. Личность – есть продукт и результат ее общения с окружающими людьми, т. е. интерсубъектное образование. Уникальность человеческой личности рождается и проявляется в диалогическом общении. Активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются не изолированно, а в условиях взаимоотношения с другими людьми, построенных по принципу диалога. Только во взаимодействии с другими людьми формируется личность ребенка.
Единство личностного, деятельностного и диалогического подходов являются сущностью методологии гуманистической педагогики.
6. Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный, технологический и личностно-творческий.
Аксиологический аспект предполагает такую организацию педагогического процесса, которая бы обеспечивала изучение и формирование ценностных ориентаций личности. Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом. Значимую ценность представляет собой идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей.
Технологический аспект связан с пониманием культуры как специфического способа человеческой деятельности. Достаточно проследить эволюцию человеческой деятельности, ее дифференциацию и интеграцию, чтобы убедиться в развитии культуры. Освоение личностью культуры предполагает и освоение способов практической деятельности.
Личностно-творческий аспект культурологического подхода обусловлен объективной связью индивида и культуры. Индивид – носитель культуры, он не только развивается на основе культуры, но и вносит в нее принципиально новое, т. е. становится субъектом исторического творчества. Творчество всегда выступает специфическим человеческим свойством, порожденным потребностями развивающейся культуры и одновременно формирующим культуру.
7. Этнопедагогический подход. Человек живет и учится в конкретной среде, принадлежит к определенному этносу, поэтому в этнопедагогическом подходе проявляется единство интернационального, национального и индивидуального элемента в воспитании ребенка. Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок, функционируют различные образовательные учреждения. Задача педагогов состоит в том, чтобы изучать, формировать национальную культуру и максимально использовать ее воспитательные возможности.
8. Антропологический подход означает системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. В процессе преподавания физической культуры педагог активно использует данные таких наук, как анатомия, физиология, патология человека, психология, логика, статистика и др. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К. Д. Ушинского остается актуальным для современной педагогики.