Александра Напольнава
Основные направления работы инструктора по физической работе с детьми с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Основные направления работы инструктора по физической работы с
детьми с нарушениями слуха.
Введение
Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья. Совершенствование физиологических и психических функций организма, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, для школы. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Для эффективного осуществления физкультурно-оздоровительной работы, организуемой дошкольным учреждением, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка. Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях для детей, имеющих нарушения слуха имеет свои особенности.
Публикация «Основные направления работы инструктора по физической работе с детьми с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Особенности занятий с детьми, имеющими нарушения слуха.
Слабослышащие дети – это дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. Слабослышащими считаются дети с понижением слуха от 15-20 дб до 75 дб. Для глухих и слабослышащих дошкольников характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы :
• - недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;
• - относительная замедленность овладения двигательными навыками;
• - трудность сохранения статического и динамического равновесия;
• - низкий уровень развития ориентировки в пространстве;
• - низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей);
• - замедленная скорость обратной реакции;
• - не выраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга.
В отличии от глухих они обладают таким слухом, который позволяет им на основе слухового восприятия речи окружающих накопить минимальный запас слов, хотя и не полноценных по своему фонематическому оформлению. При помощи специальных упражнений ребёнок приучается к максимальному использованию своего остаточного слуха. Слуховое восприятие слабослышащего ребёнка особенно развивается в процессе овладения речью. В отличии от слабослышащих у глухих детей ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое, а от части и на физическое развитие. Она лишает глухого ребёнка возможности воспринимать звуковые сигналы внешнего мира, что затрудняет его ориентировку в окружающей обстановке и проявляется в некоторых внешних особенностях поведения (шумы, сопровождающие дыхание и приём пищи, шаркающая походка, необычные голосовые реакции при физическом усилии, различных эмоциях и т. п.). Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир глухого. Наибольший ущерб развитию этих детей приносит создаваемое глухотой препятствие развитию речи как средства общения и обучения, средства познания окружающего мира, орудия мышления, поэтому главная компенсаторная задача – научить глухого ребёнка пониманию и воспроизведению речи. Однако, как и в массовом детском саду для нормального развивающихся детей, задача физического воспитания детей с недостатками слуха – способствовать укреплению их здоровья, правильному физическому развитию, формированию двигательных навыков, развитию двигательных способностей. Глухие и слабослышащие дети отличаются от своих слышащих сверстников отставанием в физическом развитии, формировании движений, а также характерными особенностями и нарушениями в осанке Поэтому наряду с общими задачами, характерными для массового дошкольного учреждения, в работе с этими детьми существуют специальные задачи, решение которых содействует преодолению отставания и коррекции имеющихся дефектов. Эти специальные задачи и определяют специфику учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми в процессе физического воспитания. В каждое занятие физическими упражнениями обязательно включается ходьба, которая является естественным видом движений и вместе с тем достаточно сложным по координации, так как слабослышащие и глухие дети отстают от своих слышащих сверстников по координации движений в ходьбе. Они широко расставляют ноги, шаркают, неустойчивы, замедленны в движениях. Задача педагога состоит в том, чтобы прежде всего формировать у детей устойчивость, что позволит постепенно преодолеть шаркающую походку, научить ставить ноги ближе к средней линии, уменьшая боковые раскачивания. Специальной задачей остаётся обучение приподниманию ног в ходьбе, что детям ещё трудно даётся в этом возрасте и достигается в процессе постоянных упражнений в перешагивании через предметы (палки, канат, рейки лестницы, кубики). В каждое занятие включается бег, который является также естественным видом движений. Для бега глухих и слабослышащих детей, так же как и для ходьбы, характерны специфические особенности: шарканье ногами, боковые раскачивания, неустойчивость, непрямолинейность и др. Прыжковые упражнения, способствующие укреплению мышц ног и туловища, также находят широкое применение в содержании занятий. Многие дети не могут сделать подряд несколько прыжков на месте. Они теряют равновесие, слишком напрягаются, отталкиваются поочерёдно то одной, то другой ногой и т. д.
В связи с тем, что у глухих детей отмечается предрасположенность к развитию плоскостопия, не следует давать им спрыгивать с большой высоты: дети не умеют правильно приземляться, делают это жёстко, на прямые ноги, на полную ступню. С первых же занятий с помощью правильного показа нужно учить подпрыгивать, спрыгивать и перепрыгивать мягко, слегка сгибая колени. Это предохранит слабые мышцы стоп от излишнего растяжения. Упражнения в ползании, лазании, перелезании легко усваиваются и охотно выполняются детьми. Однако лазание по гимнастической стенке у детей с нарушениями слуха отличается раскоординацией, замедленностью, неуверенностью, боязнью высоты. В занятия включаются также доступные детям этого возраста ползание на четвереньках по ограниченной площади опоры (по скамейке, наклонной доске). Кроме того, проводят упражнения, развивающие координацию, ориентировку в пространстве, ловкость (подползание под верёвку, мостик-качалку, пролезание между рейками лестничной пирамиды и др.). Упражнения в лазании выполняются с опорой о рук и ног, большую ценность имеют упражнения, выполненные детьми в исходном положении лёжа на животе. Все эти упражнения укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, следовательно наряду с другими видами упражнений целенаправленно влияют на формирование правильной осанки. Различные упражнения на формирование осанки в обязательном порядке включаются во все занятия. Развитие чувства равновесия происходит в процессе выполнения упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и других движений. Однако в связи с тем, что у многих слабослышащих детей имеются нарушения равновесия, на занятиях широко применяются задания, специально направленные на тренировку этой функции. У детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом к семи годам состояние равновесия улучшается в ходе проведения работы по физическому воспитанию, дошкольники нуждается в постоянной тренировке равновесия как в движении (динамическое равновесие, так и в статической позе. В связи с этим проводятся специальные упражнения на тренировку равновесия: движения головой, повороты кругом в ходьбе и беге, остановки в беге по звуковому сигналу, остановки в беге с приседанием, изменение направления в беге друг за другом; ходьба по наклонной доске друг за другом вверх и вниз, ходьба по гимнастической лестнице друг за другом, с поворотом кругом, ходьба по скамейке боком приставными шагами, на носках, руки в стороны, встречная ходьба по гимнастической скамейке шириной 25 см с переходом на другую половину, держась за руки, удержание равновесия на одной ноге. В связи с особенностями детей, специфичностью общения с ними, а также необходимостью использования специального инвентаря занятия по развитию движений рассчитаны на проведение их в хорошо оборудованном физкультурном зале. На протяжении всего учебного года занятия со слабослышащими дошкольниками сопровождаются звуковыми сигналами (пианино, барабан). На занятиях дети учатся отличать громкие, ритмичные, частые и редкие звуковые сигналы и соотносить их с бегом и ходьбой. В начале обучения сигналы даются слухозрительно (дети видят и слышат барабан, пианино, позже, во 2-й половине года, дети должны уже уметь дифференцировать эти сигналы только на слух. Дети должны уметь остановиться в ходьбе или беге при прекращении сигналов, ориентируясь только на слух, переходить от одного вида движений к другому. Звук (аккорд, удар в барабан) используется также и как сигнал к началу выполнения, а также как сигнал к окончанию упражнения. Во время занятий по развитию движений педагог должен использовать словарь (определенный набор слов для каждого занятия). Этот речевой материал не отрабатывается предварительно, а вводится и закрепляется в процессе данных занятий. Сначала каждое новое слово или фраза вводится с помощью таблички, в дальнейшем дети воспринимают этот материал в устной или в устно-тактильной форме. Каждое словесное задание является руководством к выполнению детьми какого-либо движения. Специальной работы над запоминанием слов на занятиях не проводится. Дети усваивают значение слов и фраз в результате их систематического употребления на каждом занятии. В физическом воспитании глухих детей особое внимание следует обратить на те движения и действия, на которых больше всего отражается отсутствие слухового контроля. Надо следить за тем, чтобы у детей не образовалась характерная для глухих шаркающая походка, чтобы они научились без стука закрывать двери, бесшумно передвигать и ставить стулья и т. д. Должное внимание уделяют воспитанию у детей чувства ритма, умения различать тактильно-вибрационные и доступные звуковые сигналы, постукивание по столу рукой, по полу ногой, шум проезжающего по улице транспорта, сигнал электропоезда.
В работе со слабослышащими детьми используется метод работы, который направлен на коррекцию ритмико-интонационной стороны речи и развитию естественности движений. Этот метод называется фонетической ритмикой. Цель данного метода заключается в том, чтобы соединить работу речедвигательного и слухового развития с развитием общей моторики. Работа над речью тесно связана с нормализацией речевого дыхания и умением управлять своим голосом. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражнения, содержащие только движения, без проговаривания, — музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений — нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движений. Движение под музыку является одним из эффективных методов формирования движений детей. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной музыке, в которой хорошо различаются ритмические удары. Вывод: глухие дети нуждаются в строгой организации, поэтому для наибольшей эффективности занятий целесообразно участие в них двух взрослых. Основным приемом обучения глухих дошкольников, особенно на первых годах, является образцовый показ упражнения. Глухие и слабослышащие дети не могут услышать объяснение, поэтому педагог, показывающий упражнение, должен быть хорошо им виден. С этой целью важно располагать необходимый инвентарь (палки, лестница, мячи, кубики) перед сидящими детьми или усаживать их так, чтобы были видны гимнастическая стенка, ковровая дорожка, вышка и другие гимнастические снаряды, необходимые для данного занятия.