Ирина Банникова
Перспектива обновления системной работы по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
В настоящее время одной из самых важных проблем современного общества является состояние здоровья народонаселения страны. Под ним подразумевается комплекс медико-генетических и социально-психологических характеристик жизни людей : их физическое и психическое здоровье, уровень интеллектуального развития, психофизиологический комфорт жизни, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества.
Основные пути решения этой проблемы можно представить следующим образом :
Публикация «Перспектива обновления системной работы по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» размещена в разделах
• воспитание с раннего детства разумного отношения к своему здоровью, создание правильного режима жизни, труда и отдыха;
• рациональное, сбалансированное по основным ингредиентам питание;
• оптимальная двигательная активность, развитие физической культуры;
• закаливание и профилактика организма;
• использование здоровьесберегающих технологий и проведение общеоздоровительных мероприятий.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. представляет одну из задач реализации основной образовательной программы как «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия)».
В условиях ДОУ компенсированного вида для детей с нарушением речи проблема здоровьесбережения наиболее актуальна : помимо речевого дефекта у них имеются хронические заболевания различных систем организма.
Поэтому в нашем МКДОУ № 9 приоритетными задачами в педагогической работе в реализации направления физического развития становится создание условий, при которых дети могут научиться:
• понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья;
• осознавать особенности функционирования своего организма, правила охраны органов чувств и ухода за ними;
• взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания безопасна (жилище, улица);
• научиться приёмам самомассажа, различным оздоровительным гимнастикам;
• усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья; правильно вести себя в обществе в случае заболевания.
Работа по сохранению психофизического здоровья у дошкольников осуществляется в соответствии с общедидактическими принципами, разработанными в отечественной педагогике. Это является основополагающим фактором в осуществлении правильного подхода к реализации направления «Физическое развитие детей» содержательного раздела основной образовательной программы, грамотной её организации, что определяет эффективность и успешность деятельности педагогов.
Основные направления в работе :
• вооружить детей старшего дошкольного возраста знаниями по вопросам физической культуры здоровья, воспитывать желание вести здоровый образ жизни;
• осуществлять вместе с медицинскими работниками и родителями закаливание организма детей, повышая его адаптационные возможности;
• развивать у детей двигательные качества и выносливость;
• способствовать психо-эмоциональному развитию каждого ребёнка;
• формировать творческое взаимодействие с педагогами, способствовать развитию нестандартного мышления;
• привлечь особое внимание родителей к проблеме физического воспитания и оздоровления детей, ориентировать их самих на ведение здорового образа жизни.
Для реализации этих задач в МКДОУ № 9 создаются определённые условия :
• интеграция здоровьесберегающих технологий с содержанием основной образовательной программы ДОУ;
• наличие теоретических и практических знаний у педагогов;
• накопление и систематизация знаний по здоровьесберегающим технологиям и создание здоровьесберегающей среды в ДОУ;
• активное сотрудничество с семьёй и социумом.
Основные методики, используемые педагогами ДОУ:
- оздоровление и воспитание ослабленных детей Е. А. Аркина;
- формирование двигательных навыков и умений М. А. Васильевой;
- оздоровительно-воспитательная работа в детском саду Ю. Ф. Змановского;
- включение родителей в процесс воспитания, оздоровления, образования
детей Т. Д. Дороновой, Е. В. Соловьёвой, А. Е. Жигиной, С. И. Мусненко;
- пальчикового массажа В. И,Дубровской;
- школы малого мяча Е. Н. Вавиловой, В. Г. Гришиной;
- сюжетно-ритмической гимнастики Н. А. Фимина.
Концепция коррекционно-оздоровительной работы строится на интеграции следующих направлений - физическое развитие, оздоровительная и коррекционная работа, воспитательная работа, основной целью которой является формирование у детей потребности быть здоровыми. Цель конкретизируется в оздоровительных, образовательных и воспитательных задачах.
Ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста, снижение уровня их физической и двигательной активности создаёт необходимость коренного изменения физического воспитания детей на основе переосмысления некоторых аспектов построения педагогического процесса и определение перспектив развития современной системы физического воспитания и формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, её основных составляющих и главных ориентиров по совершенствованию.
Формы организации и содержания работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников (далее ЗОЖ).
Суть инициативы состоит в воспитании здорового ребёнка. Значимость заключается в актуализации задач воспитания положительного отношения к ЗОЖ, на стабилизацию уровня физического и психического здоровья детей через взаимодействие «педагог - ребёнок – родитель». Ожидаемые результаты: снижение заболеваемости детей, повышение уровня физической подготовленности, формирование у детей и их родителей желания заботиться о своём здоровье.
Поэтому задачами перспективного проектирования деятельности по озвученной проблеме можно считать:
- вооружение детей теоретическими сведениями по вопросам здоровья, физической культуры, основ гигиены и правил психологического сосуществования, воспитывать желание вести ЗОЖ;
- закаливание детей, психо-эмоциональное развитие каждого ребёнка;
- привлечение родителей к вопросам физического воспитания и формирования здоровья дошкольников, приобщение их к ЗОЖ.
Для реализации поставленных целей в ДОУ создаются определённые условия :
- интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием основной образовательной программы ДОУ;
- наличие теоретических и практических знаний у педагогов ДОУ;
- накопление и систематизация методических материалов и создание здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- активное сотрудничество с семьёй и социумом.
Содержание системной работы :
- анкетирование педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ и на предмет представлений их о здоровье детей и ЗОЖ;
- диагностика представлений детей о ЗОЖ;
- рациональная организация деятельности по формированию ценности здорового образа жизни, её место в нагрузке и режиме дня, формы и методы реализации;
- планирование мероприятий совместно с другими педагогами ДОУ;
- работа с родителями.
В соответствии с письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения от 14.03.2000г. №65/23-16» учебно-воспитательная работа выглядит следующим образом :
- беседы, игры, экскурсии и походы, валеологические досуги;
- беседы о правильном питании;
- мероприятия по предупреждению травматизма;
- интегрированная образовательная деятельность.
Модель работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о здоровом образе жизни включает в себя три этапа – подготовительный (диагностическое и организационное направление, внедренческий (внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в педагогический процесс, контрольно-оценочный (итоги, перспектива).
Взаимодействие детского сада и семьи осуществляется посредством:
- анкетирования, наблюдения, тестирования, бесед;
- наглядной агитации по формированию представлений о ЗОЖ;
- встречи со специалистами ДОУ, родительские консультации, собрания,
Дни открытых дверей, досуги и праздники, индивидуальный запрос;
- знакомство с опытом семейного воспитания (газета, детское портфолио).
Комплексная система физического воспитания в ДОУ:
- занятия физической культурой в зале и на воздухе;
- ежедневная утренняя гимнастика, коррегирующая гимнастика, гимнастика пробуждения после дневного сна, закаливающие мероприятия первого уровня;
- музыкально-ритмическая активность, динамические паузы и физкультминутки;
- пальчиковые игры и артикуляционная гимнастика;
- релаксационные упражнения;
- самостоятельная двигательная деятельность;
- физкультурные и валеологические праздники, развлечения, досуги;
-образовательная деятельность в направлении «Физическое развитие».
Гигиена, режим, питание:
- подбор мебели согласно ростовым показателям;
- закаливающие мероприятия второго порядка с медперсоналом;
- поддержание температурно-воздушного режима;
- контроль за качеством приготовления пищи с учётом пожеланий детей и родителей;
-щадящий режим в группах на период адаптации;
- гигиенические и водные процедуры;
- медико-психологические услуги;
-аэроаквагенерация (пузырьковые ванны для ног, плавание в бассейне, гидромассаж, общеукрепляющий ручной массаж.
Физкультурно-оздоровительная досуговая деятельность способствует совершенствованию детского организма, формирует положительную самооценку детей, воспитывает потребность в здоровом образе жизни. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления, одно только ожидание праздника может вызвать у ребёнка позитивные эмоции. Организованный досуг является незаменимым средством профилактики и лечения многих расстройств, решаются различные виды оздоровительных задач – закрепление навыков диафрагмального речевого дыхания, развитие координационных способностей, кистевого праксиса, чувства ритма и темпа, формируется навык правильной осанки, оптико-пространственный праксис, речевые навыки, воспитывается адекватная оценка и позитивное мировосприятие.
Таким образом, из вышесказанного хочется сделать вывод о том, что задача нашего детского сада – не только сохранить здоровье малышей, но и укрепить его, научить детей самих заботиться о своём здоровье – успешно решается на протяжении многих лет и в дальнейшем вся деятельность ориентирована на развитие и многообразие применения различных методик и технологий здоровье сбережения.