Каширская Наталья
Оснащение центра сенсорного развития в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23 «Ручеек» г. Мичуринск, воспитатель Каширская Н. В.
Оснащение центра сенсорного развития в 1 младшей группе.
Третий год жизни ребенка - это период перехода от раннего детства к младшему дошкольному возрасту. Какой бы хорошей ни была детская развивающая среда, именно взрослые способствуют ее насыщенности, наполняемости. Детям интересно, как взрослый взаимодействует с окружающим миром. Малыш узнает не только предметы, которые его окружают, но и отношение к ним человека.
Публикация «Оснащение центра сенсорного развития в первой младшей группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и создание представлений о внешних характеристиках предметов: их форме, цвете, размере, расположении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Трудно оценить значимость предметов. сенсорное развитие в раннем детстве. Он имеет основополагающее значение для интеллектуального развития ребенка, развития внимания, воображения, памяти, наблюдательности, влияет на расширение словарного запаса ребенка. Проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых. Сенсорное образование, направленное на создание полного восприятия окружающей действительности, служит основой для познания мира, первым этапом которого является сенсорный опыт. Успех умственного, эстетического и нравственного воспитания во многом зависит от уровня сенсорного развития ребенка, то есть от того, насколько ребенок слышит, видит, ощущает окружающую среду.
В нашем детском саду в 1 младшей группе создан уголок сенсорного развития, который способствует обогащению сенсорного опыта наших ребятишек, и помогает воспитателям осуществлять задачи познавательного развития.
Насыщенность среды соответствует особенностям детей раннего возраста, созданы условия для тематической и игровой деятельности детей с использованием различных материалов. Широкий выбор игр, их удобное расположение, яркие цвета делают уголок привлекательным для детей, способствуют эмоциональному взаимодействию детей с пространственной средой, обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, эксперименты с доступными для детей материалами.
Цель: развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.
Наполняемость сенсорного уголка :
1. Матрешки;
2. Пирамидки;
3. Мозаика;
4. Грибочки по цвету и размеру;
5. Шнуровка;
6. Лото;
7. Предметные сюжетные картинки;
8. Пособие на липучках;
9. Рамки – вкладыши (различные по размеру, цвету, форме).
10. Блоки Дьенеша;
Назначение уголка сенсорики
Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.
Сенсомоторный уголок в группе предназначен :
• Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
• Для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
• Для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
• Создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.
• Активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
• Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Основные принципы организации сенсомоторного уголка :
• Доступность;
• Безопасность;
• Креативность;
• Разнообразие объектов.
Вариативность развивающей среды уголка достигается периодической сменяемостью игр, использованием более сложных игр для детей, которые уже имеют определённые умения. Например, в играх-шнуровках малыши сначала учатся продевать шнурок в отверстия, затем – пришнуровывать более мелкие детали к крупным.
Играя с прищепками, учатся сначала снимать их, а затем уже надевать.
Оборудование для игр с водой и крупой используются в совместной и самостоятельной деятельности детей, для экспериментирования, во время непосредственно образовательной деятельности.
Различные детали мозаик и конструкторов, пирамидок, бросовый материал могут использоваться не только для обогащения сенсорного опыта, экспериментирования, развития мелкой моторики, но и как предметы – заместители в сюжетно-ролевых, дидактических играх и самостоятельной деятельности детей.
Также в уголке представлены большой выбор «пирамидок»,
«игрушек вкладышей» и «кубиков сортеров». Цель этих дидактического материала сопоставлять и сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Игры с пирамидкой знакомят малыша с размерами, соотношениями «больше – меньше». Способствуют навыкам ориентирования в пространстве, развивают память, внимание, начальные навыки счета.
В уголке предложены такие дидактические игры: «Собери по цвету грибочки», «Цвет и форма», «Больше – меньше», «Найди такой же». Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и на занятиях. Основные задачи: научить выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине, развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Для накопления сенсорного опыта используются дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что в мешочке?», «Догадайся, что за предмет».
Для ознакомления детей с сенсорными эталонами можно использовать различные дидактические игры.
Развивающаяся среда сенсорного уголка безопасна, игры, игрушки, аксессуары сертифицированы по качеству и соответствуют возрасту, не содержат мелких деталей. Игры с песком, водой, крупой, экспериментальные занятия проводятся детьми только под присмотром воспитателей. Игры, обучающие программы находятся в свободном доступе для детей. Оборудование сенсорного уголка используется для организации совместной деятельности дошкольников с педагогом, для организации самостоятельной деятельности, а также при работе с родителями: на родительских собраниях, мастер-классах для повышения педагогических способностей родителей в вопросах развития ребенка. Родители принимают участие в обновлении уголка. В группе реализуется педагогический проект «Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей в группе в раннем возрасте», целью которого является создание условий для развития мелкой моторики у детей в раннем возрасте через взаимодействие с родителями. Поэтому, объединив усилия, мы делаем все, чтобы наши дети каждый день полноценно развивались.